search
main
0

Откровение алюминиевой кружки. Будущее за мастерской, дискуссионным клубом и виртуальной экспозицией

Если совпадают время (канун Международного дня музеев), пространство (Петербург) и содержание (4-я Межрегиональная конференция в рамках проекта «Музей, школа, интернет»), то эффект от такой встречи будет чрезвычайно высокий. Так и случилось, когда на берегах Невы по инициативе некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК), Санкт-Петербургского «Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий», «Ресурсного центра информатизации образования» школы №336 Санкт-Петербурга собрались люди, от которых в немалой степени зависит нравственное, духовное воспитание школьников, – руководители школьных музеев. Для обмена творческими идеями, опытом в Северную столицу приехали представители регионов России от Москвы до Тамбова, а также гости из Украины. Нацеленность на плодотворную работу, которая включала в себя презентации, дискуссии, мастер-классы, посещение музеев петербургских школ №210 и №337, по словам Константина Шапиро, директора школы №336, позволила конференции стать не торжественно-праздничной, «галочной», а продуктивной и полезной.

Эгоистория

Проект «Музей, школа, интернет» существует около трех лет. И это хорошо знают наши читатели, потому что газета не раз о нем писала, в «УГ» появились материалы обо всех трех межрегиональных конференциях. Генеральный директор НП «СТОиК» Павел БЕЛКИН рассказал, что основной задачей проекта было представить российскому образовательному сообществу работу школьных музеев страны, поделиться опытом, а также объединить творческих и инициативных людей. Сегодня проект значительно расширил свои рамки, поскольку презентует не только школьные музеи, но и те возможности, которые могут предложить школьникам профессиональные музеи.

– Существует интернет-каталог «Музей – школе», включающий в себя образовательные программы, которые проводят профессиональные музеи для школьников. Он наполняется в течение года, и на сегодня в нем представлено порядка трехсот программ пятидесяти музеев. Каталог мы создаем совместно с петербургским Центром музейных инициатив.

Следующая часть проекта называется «Школьный музей в Интернете». Название говорит само за себя – это каталог школьных музеев России, Украины и Беларуси, включающий в себя около четырехсот наименований. В рамках этого проекта мы создаем визитные карточки музеев, проводим виртуальные экскурсии, конференции, конкурсы. К примеру, в прошлом году это был конкурс «Буклет школьного музея», в этом году большинство участников нынешней конференции творили на конкурсе «Фотомузей». Кстати, после обработки и анализа конкурсных материалов мы проводим дистанционный мастер-класс под названием «Работа над ошибками», который пользуется большой популярностью.

Внедрение информационных технологий в работу школьных музеев – одно из основных средств, позволяющих привлечь ребенка в музей. Именно ИТ способны заинтересовать школьника проектной, исследовательской деятельностью на базе музея.

По мнению Ирины КОРНОУХОВОЙ, старшего научного сотрудника Научно-методического отдела Государственного Исторического музея, использование ИТ в деятельности школьного музея – это его безусловное развитие.

– Сегодня многие школьные музеи выходят за рамки истории своей школы и поднимаются на уровень истории нации. Это необходимо транслировать, через Всемирную сеть любой человек может, не приезжая в музей, осмотреть его.

Вообще школьные музеи находятся на передовом крае науки исторической и музейной. Сейчас академическая наука разрабатывает новое направление – эгоистория. Каждый из нас имеет представление об историческом прошлом страны, но все эти представления различны. Возникает вопрос: насколько личная история совпадает с национальной? Как вписать найденный материал в общую канву истории? Школьные музеи, не зная об эгоистории, ею и занимаются.

Живой музей

Но что же такое школьный музей? Как утверждает Людмила МАХОВА, руководитель школьного Музея истории науки им. Д.И. Менделеева лицея №344 г.Санкт-Петербурга, время требует перемен. Идеи о создании интерактивного школьного музея, музея – досугового центра, музея-театра, музея – исследовательской лаборатории, музея-мастерской, музея – дискуссионного клуба все чаще звучат из уст детей. Ребята хотят себя видеть не только зрителями, но и участниками, реконструкторами исторических событий.

– Поэтому мы решили сделать свой музей «живым», – вторит ей Анна Долгих, руководитель музея «Битва под Москвой» школы №1411 г. Москвы. – Это значит – деятельным. Мы находимся в Северо-Восточном округе Москвы, и тематика наших школьных музеев в основном военно-историческая. Наш музей собран ветеранами из соседних домов, нашими родителями. Мы ведем поисковую деятельность, но, к сожалению, с каждым годом она становится все уже, поскольку исчезают поселковые музеи, уходят ветераны и рвутся важные связи. Когда возник вопрос, как сохранить все это и продолжать развиваться, мы пришли к идее нестатичного музея.

Новое в этом плане направление для нас – интерактивные музейные уроки. Удивительно, но наиболее эффективными они стали в начальной школе, где ребята еще очень мало знают о военной истории. На занятиях мы позволяем им не только смотреть на витрины, но и действовать. Допустим, подержать в руках 125 грамм ленинградского блокадного хлеба, освоить морской семафор. Для них откровением становятся алюминиевая кружка, патронный ящик.

«Дни воинской славы России» – это целый комплект материалов, который мы применяем в передачах школьного телевидения, во время классных часов. Причем многие из этих материалов – результаты поиска, походной деятельности. Например, об Алексее Маресьеве ребята знают не понаслышке. У нас есть традиционный морской лагерь на озере Шлимо, где произошли трагические события в жизни летчика.

Очень интересное направление – «Историческое моделирование». Ребята ищут информацию, делают ордена, головные уборы участников событий того или иного исторического периода. Причем девочки иногда активней мальчиков. Выставки детских работ пользуются в школе огромной популярностью.

Любимым можно назвать направление «Моя родословная». Каждый год мы выбираем тематику, в этом году прошла акция «Я горжусь тобою, дед!». Ребята писали письма своим погибшим или умершим после войны родственникам, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Получились откровенные до боли вещи, которые вместе с фотографиями составили материал для музея.

Надежда ОРЛОВА, руководитель музея школы №3 г. Бежецка Тверской области, тоже считает, что важно не только сообщать интересные исторические сведения, но и вовлекать посетителей музея в процесс познания истории. К примеру, в школьном музее, посвященном солисту Большого театра Алексею Петровичу Иванову, уроженцу Бежецка, проходят лекции-концерты, в экскурсионный процесс включены игровые элементы, когда ребята могут сами оказаться в роли артистов. Выходя из зала, экскурсанты получают диск с записью встречи, могут еще раз насладиться классической музыкой и собственным участием в деятельности музея.

ИТ как средство общения

Поскольку обмен опытом участники конференции посчитали одним из приоритетных составляющих встречи, то «Ресурсный центр информатизации образования» школы №336 г. Санкт-Петербурга поделился концепцией новых форм деятельности школьного музея. По мнению Константина Шапиро, первое, что необходимо сделать, – это создать электронный учет фондов музея. Вторым шагом должно стать рождение сайта музея. Две последующие ступени – электронная копия фондов музея и виртуальная экскурсия по фондам музея. Для привлечения публики и пропаганды деятельности музея нужно выкладывать экскурсии в текстовом виде, в виде аудиофайлов, чтобы любой заглянувший в виртуальный школьный музей провел время с пользой. Затем необходимо задуматься об издательском центре школьного музея, поскольку это может решить презентационные проблемы, проблемы тиражирования своего опыта. После этого можно говорить о музейных программах. В любом случае сайт музея должен постоянно развиваться.

О внедрении ИТ в практику школьного музея говорила и Татьяна ЛАЗЫКИНА, заместитель директора петербургского «Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий»:

– Если рассматривать прилагательное «школьный» не как местонахождение музея, а как специфику формы деятельности, то школьным музей называется потому, что его создают школьники, учителя и родители. Но как повысить мотивацию учащихся к этой деятельности? Интерес возрастет, если будут упоминаться слова, связанные с компьютерными технологиями: «компьютерный дизайн», «электронный каталог», «виртуальный музей». Сегодняшние школьники достаточно практико-ориентированные, и работа в школьном музее будет их привлекать гораздо больше, если они получат при этом практико-ориентированные навыки, которые пригодятся в дальнейшем. ИТ могут использоваться абсолютно во всех формах деятельности музея. К тому же веб-технологии становятся средством как общения, так и обмена педагогическим, методическим опытом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте