Уважаемый Петр Григорьевич! С большим интересом прочитал Вашу статью в рубрике «100 строк» про жестокость в детской среде. Решил откликнуться на предложение поделиться своими соображениями. Конечно, часто возникает вполне оправданный соблазн взрослого человека посетовать на недостаточное внимание к проблеме воспитания молодого поколения. Что, дескать, надо больше назидательности, указаний на правильное и неправильное, и вообще «больше нравственности» на телевидении, в учебниках, на школьных занятиях! А знали бы Вы, сколько поступает предложений о введении каких-то специальных воспитательных уроков в школьную программу…
Наверное, в этом есть какой-то смысл. Однако любому практикующему педагогу, да и родителям, понятно, что если в школе говорят про одно, а за ее пределами про другое, если всегда можно выбрать, какую программу по телевизору смотреть, если никогда не зарегламентировать дворовое общение ребят, то и результат от подобного рода мер взрослой назидательности невелик.
Тем не менее, как мне кажется, следует с уважением относиться к тем родителям, которые отдают своих детей в кадетские и другие интернаты. Может быть, так удастся оградить их от жесткого мира улицы и негативного внешнего влияния агрессивной взрослой среды. Вместе с этим не думаю, что подобные решения могут быть массовыми. Даже в условиях большой занятости на работе я бы своих дочерей в закрытые образовательные учреждения не отдал.
Что можно было бы предложить или, скорее, предположить в отношении проблемы детской жесткости? Многие помнят трагический случай со стрельбой в финской школе около двух лет назад. Обсуждая его с коллегами из финского министерства образования, кто-то из них правильно подметил, что подобного рода случаи, то и дело возникающие в школах США и Европы, происходят, как правило, во вполне благополучных учебных заведениях, в сытых средних или даже богатых по уровню жизни районах. Очень важно, что в школах Гарлема, школах с высоким уровнем подростковой преступности, такого не наблюдается. Почему? Одна из гипотез состоит в том, что в проблемных школах, где уже сформирован некоторый уровень подростковой агрессии, есть плохие или хорошие способы работы с этой проблематикой, у ребят находится возможность «выплеснуть энергию», проявив ее, так или иначе реализовать скрытые, противоречивые подростковые замыслы. Не обязательно, а скорее, даже вопреки участию взрослых. Конечно, все это далеко не просто и подчас связано с очень тяжелыми детскими переживаниями и травмами. Но это во всяком случае не приводит к латентному, замкнутому накапливанию агрессии, которую только того и жди, что вот-вот прорвет.
Почему нельзя просто оградиться от детской агрессии? Почему с этим надо как-то работать? Есть два замечательных фильма на эту тему: американская кинолента «Слон», непосредственно вскрывающая проблему детских убийств, и наша картина «Все умрут, а я останусь» про трагические события в жизни девочки-подростка. В обоих фильмах видно, как мечты ребят о собственных героических поступках и о чем-то светлом разбиваются об обыденность окружающей действительности. Не то чтобы кто-то им мешал или что-то запрещал. Просто мечты ребят благодаря современному насыщенному окружающему их информационному полю настолько велики, масштабны и многогранны, что мечтать и не реализовать хотя бы частицу своей мечты кажется невыносимым. А когда окружающая среда обыденна, скучна и не дает никакой возможности самореализации, то и агрессия рано или поздно прорвется, какие бы правильные вещи в школе или по телевизору ни говорили.
Есть ли образцы современной детской героики? Ключевое слово – «современной». Подчеркну – важны именно современные герои, живущие в насыщенном информационном пространстве. Они есть в книжках, достаточно вспомнить Николаса Фандорина и его сына Эрастика, они редко, но появляются на телевидении: в ряде регионов есть прекрасные реалити-шоу, где соревнуются команды молодых людей, реализующих очень интересные социальные и бизнес-проекты. Есть и образовательные новации. Мне очень импонирует сеть школ дополнительного сезонного образования, которую создает Александр Попов. Он помогает ребятам увидеть возможность собственной самореализации в перспективном развитии регионов в самых разных сферах. В культуре, сельском хозяйстве, экономическом планировании. Думаю, примеров можно было бы найти много, даже в практике конкретных школ. Надо это своевременно замечать, обсуждать и распространять способы работы с детской героикой, с серьезными ответственными поступками. Предложил бы Вам сделать соответствующую рубрику в «Учительской газете», где бы шли публикации о подобных образовательных практиках.
Я в большей степени коснулся проблем из жизни подростков. Вы в своей статье писали про дошколят. Но и говоря о них, трудно представить в жизни современного дошкольника ситуацию, когда маленькая Красная Шапочка собирается в темный страшный лес с волками и не берет с собой пулемет.
Одним словом, чем больше мы, взрослые, будем предъявлять ребятам свою героику, чем больше мы сможем вовлекать их в разные современные приключения, тем меньше у них будет жесткости и разных агрессивных проявлений.
Игорь РЕМОРЕНКО,
директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ
Комментарии