search
main
0

Отклик в сердцах

Верьте только делам и своим, и чужим

Какова цель еженедельных разговоров? Почитав рекомендации, приходишь к выводу, что цель поставлена достойная – формирование у подрастающего поколения взглядов и убеждений на основе базовых отечественных ценностей.

 

Замечательно, что у школьников с 1‑го по 11‑й класс по всей России появилось что-то общее. Да и темы, казалось бы, должны найти отклик в пытливых детских умах. Тем более для обсуждения предложено то, о чем дети имеют представление, многие факты знакомы благодаря урокам истории, литературы, музыки. Вот тут мы сталкиваемся с первым препятствием. Чем младше школьники, тем больше их познавательный интерес, они радуются новым знаниям. А готовы ли обсуждать затронутые темы подростки? Как с ними выстроить диалог, разговорить их, еще сонных на первом уроке учебной недели? Удастся ли это сделать при помощи рекомендованного материала?

Несомненно, над созданием методической копилки потрудилась большая команда: есть и сценарии, и презентации, и видео (дублирующее презентацию), и интерактивные задания (пользующиеся у школьников успехом, которые, к сожалению, нельзя скачать, а при сбое Интернета и воспользоваться ими невозможно). Нужно отдать должное, предложенные материалы действительно являются подспорьем классному руководителю. Учитывая нагрузку педагога, разработчики предоставили прекрасную возможность: вечером в воскресенье учитель может скачать доступный материал, прочитать сценарий, а с утра как по писаному провести первый урок. Но зачастую нельзя не заметить в профессиональных, информативных, отличных по качеству видеороликах и презентациях черты казенности и официальности. Это годится для доклада, научной дискуссии, но не располагает к беседе на равных, к разговору. Лев Николаевич Толстой писал: «То, что мы говорим, ничто по сравнению с тем, что мы чувствуем». Значит, те же презентации и видео должны не только давать информацию, но и эмоционально пробуждать детей.

Не каждую тему разговора готовы поддержать подростки, а порой найдется среди них такой, который спросит искренне и почти вежливо: «Л.М., а зачем нам это нужно?» Поэтому приходится искать, дополнять, предугадывать, что вызовет отклик, что останется в памяти и сердце после очередного разговора. Так, для восьмиклас­сников стала открытием песня молодого певца Шамана «Встанем», исполненная совместно с российскими певцами-легендами. Она прозвучала как завершающий аккорд в разговоре о Дне народного единства и явилась удачным примером преемственности поколений, про которую написано на баннере очередного «Разговора о важном».

Зная своих собеседников, каждый раз, готовясь к «Разговору о важном», вспоминаю талантливого педагога Михаила Петровича Щетинина, разработавшего систему образования, трижды признанную ЮНЕСКО лучшей в мире. Перефразируя заслуженного учителя РФ, за основу разговора беру его советы: беседу начинайте с интереса учеников к обсуждаемому предмету. После того как заинтриговали, объясните, зачем им это нужно. Передайте свое удивление и восхищение тем, о чем говорите. Запоминается неожиданный пример. «Урок – это не когда знающий объясняет незнающим, а когда собравшимся хорошо вместе. А что еще и полезно – это следствие».

Хочется надеяться, что «Разговоры о важном» внесут свою лепту в общее дело воспитания патриотизма, пробуждения интереса к истории и культуре своего Отечества. Вновь цитируя классика, повторю вслед за Л.Н.Толстым: «Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим». Особенно сейчас, в исторический момент, современниками которого мы все являемся, подкреплять разговоры добрыми делами, для которых сейчас огромное поле деятельности, – в этом смысл воспитания патриотизма и единения. Участвуя, то есть становясь частью таких объединяющих дел, как благотворительные акции, в том числе «Соберем ребенка в школу» (для детей ДНР и ЛНР, еще в сентябре до референдума), #Добрые письма сейчас, помощь волонтерам, учащиеся убеждаются в том, что разговоры подтверждаются делами. Хочется надеяться, что затронутые темы будут близки детям и станут их нравственной опорой.

Людмила КОШКИНА, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования школы №1874

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте