За окном – середина июля, остается еще полтора месяца лета. За это время учителям нужно успеть отдохнуть, ведь в сентябре их ожидает новый учебный год и новые заботы. Почему отдых важен для продуктивной работы и как правильно отдыхать – рассказываем в нашей статье.
Некоторые педагоги считают отдых бесполезной тратой времени, ненужным времяпровождением. Поэтому в приоритете у них педагогический труд, работа, а отдыхать они не намерены. Между тем, непрерывная работа без отдыха пагубно воздействует на здоровье.
Вначале у человека начинается утомление. Он становится невнимательным, раздраженным. Это организм посылает сигналы: остановись на передышку! Если на этом этапе человек не останавливается хотя бы для минимального отдыха, у него начинается переутомление. Продолжая работать без остановки, «пришпоривая», как лошадь, утомленный организм, в какой-то момент педагог начинает понимать, как он ненавидит все вокруг: непроверенные задания, дождь за окном, шумных и даже спокойных учеников. В это время его подсознание буквально кричит об отдыхе и не заметить этого невозможно. В итоге может произойти выгорание и уход из профессии, как следствие отказа от отпуска.
Недаром, отслеживая такие процессы в реагировании организма на интенсивную длительную работу, отечественные ученые еще несколько десятков лет назад разработали систему научной организации труда (НОТ). Знать ее необходимо каждому, всем, кто желает сохранить здоровье.
Должны быть такие перерывы в работе:
- Через каждый час – 5-10 минут отдыха.
- Через 4 часа – 1 час отдыха (у нас это принято называть обеденным перерывом).
- Сон (в зависимости от разных условий труда и отдыха, возраста) – 7-8 часов в сутки.
В течении года должны быть несколько недель отпуска, когда трудящийся только отдыхает, не думая ни о чем.
Получается, без отдыха продуктивной работы не будет.
Только при таких условиях (правильной организации смены труда и отдыха) человек надолго сохраняет работоспособность. А это именно то, чего добиваются работодатели. Но им некогда следить за психическим здоровьем каждого педагога. Получается, взять заботу о себе в свои руки – это наша задача.
Рекомендации педагогам по организации своего отпуска
Каждый учитель осознает свои внутренние ресурсы и понимает, как отдыхать именно ему. Но со стороны психологов напомнить об этих ресурсах считаем правильным.
Например, хорошо бы вспомнить, что отношение к своему здоровью должно быть бережным. Ведь можно просто наслаждаться природой, почаще гулять и вдыхать воздух лета.
Некоторые вспомнят о хобби, до которых в течении учебного года никак «не доходили руки». Также действенным будет сменить обстановку. Например, поехать в другой город, село, даже сходить в музей, в котором никогда не был – любое мероприятие, отличающееся от привычного, подойдет. Здесь сработает психологический закон переключения с одного вида деятельности на другой.
Лето – время для отдыха
Перед тем, как написать статью по запросу редакции, я подумала, как неисчерпаема эта тема. О ней говоришь много раз, кто-то осознает сразу и начинает контролировать происходящее. Кто-то не обращает внимание на слова психолога и даже не замечает, что «выгорел». В последнем случае спохватывается его ближайшее окружение. Заметив негативное эмоциональное состояние, родственники или друзья педагога записывают его на прием к врачам, полагая, что стоит выпить таблетку и все пройдет. Некоторые не прислушиваются к психологам («что эти психологи вообще понимают»?). Несмотря на то, что психологические знания – не выдумка, ведь они базируются на многолетних фундаментальных исследованиях по данной теме.
Педагоги, работая, в конце года мечтают отдохнуть и ни о чем не думать. Директора школ могут, наоборот, настраивая на учебный год, сказать: отдых не для педагога. Понятно, что цель руководства – держать подчиненных «в тонусе». При этом редко кто из руководителей задумывается, что не отдохнувший работник – плохой работник. У него исчерпаны силы, которые нужно восстановить.
Совсем неправильно звучит фраза руководителя, о которой мне однажды рассказали коллеги. О самом педагоге, как человеке, нуждающемся в восстановлении сил, ресурсов организма, администрация, видимо, решила не думать.
Руководитель заявил педагогам в конце учебного года: «Вы хорошо отдыхайте, много, потому что нам предстоит много работать». После этого отдых педагогам на ум уже не шел. Осознание того, что ждет их по окончании отпуска, не давало покоя до начала учебного года, а отпуск был посвящен подготовке к работе: поиску новых технологий обучения, разработке индивидуальных траекторий развития обучающихся и т.д.
Психологический анализ педагогического труда приводит к однозначному выводу: отдыхайте и еще раз отдыхайте, дорогие учителя. Здесь как нельзя лучше подходит обыденное выражение, которое часто употребляют в серьезном контексте: вы нам нужны здоровыми.
Ранее Ирина Колиниченко рассказывала Сетевому изданию «Учительская газета», как школьные учителя и преподаватели вузов могут использовать на своих занятиях принцип обучения peer-to-peer.
Комментарии