В период летних каникул у большинства современных родителей возникает вопрос, как сделать так, чтобы отдых для ребенка стал не только запоминающимся, активным, но и развивал, обучал его, то есть чтобы отдых стал своего рода увлекательным образовательным путешествием. Одним из решений такой проблемы является поездка в детский оздоровительный лагерь. Сегодня в условиях постиндустриального общества и цифровой экономики традиционный подход к организации летних смен становится все менее востребован. Родителям и детям недостаточно приехать на смену только ради свежего воздуха, хорошего времяпрепровождения; кружки, которые были актуальны несколько лет назад («Очумелые ручки», «Оригами», «Авиамоделирование» и т. д.), уже не решают современные образовательные задачи. Таким образом, проектирование летней смены предполагает поиск новых технологий, методов и форм работы с молодежью, обновления самого содержания и наполнения контента смены.
С другой стороны, в соответствии с концепцией модернизации образования детей в Российской Федерации система дополнительного образования занимает важную позицию в сфере предоставления детям условий для раннего самоопределения, широкого свободного выбора образовательных областей с максимальным учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. В современной практике утвердилась тенденция непрерывного образования системы основного и дополнительного образования, в частности, с общеразвивающими общеобразовательными программами детских профильных лагерей и профильных смен. В настоящий момент детский оздоровительный лагерь как значимый элемент системы дополнительного образования является уникальным образовательным пространством для саморазвития и самоопределения каждого ребенка, предоставляющим среду для полноценного развития, отдыха и оздоровления.
Именно комплексный подход к проблемам личностного развития, развития компетенций будущего, профессионального самоопределения школьников позволит добиться качественных изменений в разработке и дальнейшем применении новых образовательных технологий.
Интересный опыт комплексного решения проблемы организации лагерной смены с использованием новых образовательных технологий представляет собой летняя образовательная профильная смена «Движение Техномира», которая была реализована с 26 июня по 1 июля 2018 года в «Ломоносовской школе – Зеленый мыс» (Московская область, поселок Подольниха) Московским городским педагогическим университетом (научный руководитель проекта – Елена Геннадьевна Врублевская, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, профессор, доктор педагогических наук) совместно со «Школьной лигой РОСНАНО».
Летняя образовательная профильная смена «Движение Техномира» строится на основе игровой интегрированной модели города и технопарка – современной инфраструктуры, создаваемой для поддержки проявления новых идей и их практической реализации. Образовательную основу составляют кейсы от компаний – партнеров смены. Обучение проходит в логике цикла работ – от идеи до продвижения своего собственного продукта, включая следующие этапы:
исследовательская деятельность (в том числе междисциплинарная);
анализ изучаемого вопроса в временном срезе;
изобретательская деятельность и проектирование;
маркетинг и реклама продукта.
В летней профильной смене эти виды деятельности связаны друг с другом в различные формы деятельности:
обучение и исследования (во время занятий в университете);
моделирование и конструирование (в мастерских и лабораториях);
производство и взаимодействие с бизнесом (во время работы корпорации);
здоровый образ жизни, творческий досуг (организуемый STA-центром).
При организации работы были использованы следующие технологии: технология эдьютейнмента, кейс-технологии, траектория DIY – «сделай сам», обучение через сотрудничество и т. д.
Итак, давайте более подробно остановимся на ключевых технологиях, которые давали возможности организовать смену таким образом, чтобы дети в конце ответили для себя на вопрос, что такое проект, можно ли продуктивно работать и сотрудничать в малой и большой группе, а главное – для чего они делают эти проекты, что приобретают для себя при реализации взрослых идей, идей педагогов.
1. Технология эдьютейнмента. На современном этапе феномен эдьютейнмента (от англ. edutainment) понимается большинством исследователей как процесс применения механизмов, характерных для игровых технологий, в предметных областях, традиционно не подразумевающих игру. Слово entertainment в англоязычном толковом словаре определяется как то, что привлекает к некоему времяпрепровождению, доставляет удовольствие и полностью увлекает человека определенной деятельностью. На смене эта технология использовалась с момента заезда детей и до закрытия смены. Все участники смены становились жителями Технограда, подписывая при въезде хартию жителей города, получая паспорт; позже принимались на стажировку в одну из компаний корпорации «МирТехно» путем реального собеседования, записывались на лекции университета, участвовали в событиях, организованных STA-центром, и в социальной жизни Технограда. Хартия включает в себя права и обязанности: работать, учиться, творить, заниматься спортом, соблюдать законы времени, вести здоровый образ жизни, поддерживать оптимизм и дружелюбие. В городе действует совет города (вожатые и иной педагогический персонал), который возглавляется мэром. Мэрия создает службы обеспечения жизни города, включая:
STA-центр (Sport, Technology, Art – крупнейший центр города, который отвечает за организацию спортивных и творческих мероприятий, а также отдел медиацентра, отвечающий за информирование горожан, организацию теле- и радиовещания и утренние технодайджесты);
МинFin (во главе с финансовым директором, который следит и контролирует финансовый оборот в городе, взлеты и падения акций, организует главное финансовое мероприятие – технобиржу, которая является одним из кульминационных событий смены);
университет (отвечает за образование техноградцев, разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты, приглашает лучшие умы и лидеров в научном мире);
корпорация MT («МирТехно») (бизнес-партнеры, принимающие на стажировку горожан после собеседования, разрабатывающие технологические кейсы, требующие подготовки и усиленной работы).
У Технограда есть гимн, герб, флаг, тотемное животное (технолис). В городе проводились: церемонии открытия и закрытия города, квест «Точка сингулярности», Science Slam, технокинофестиваль, Science и Dance battle, технозарядка и спартакиада, аукционы и биржа.
Можно сказать, что, с одной стороны, это город игровой, но, с другой стороны, представители корпораций, лидеры науки – все это люди – партнеры смены из «реальной жизни».
2. Технология организации проектной деятельности с помощью открытых кейсов. Проектная деятельность в рамках смены подразумевает использование исключительно таких проектных методик, в которых создание внешних условий для деятельности ребенка сопровождается эффективными способами стимулирования его к самостоятельной работе. В рамках таких методик важнейшая функция педагога (куратора-вожатого) заключается в том, чтобы в нужный момент подтолкнуть ребенка к изучению нового, помочь ему самореализоваться, не теряя веры в себя и свои знания, силы. Открытые кейсы использовались потому, что давали возможность, не имея заранее правильного ответа, проектировать продукт совершенно уникальный, у ребят не было ощущения, что они что-то делают не так. На наш взгляд, это является положительным аспектом для построения современной и востребованной образовательной модели.
3. Технология интеграции нескольких дисциплин. Необходимо понимать, что кейсы, предложенные детям (разработка виртуальной и дополненной реальности, разработка «Аптеки будущего», а также разработка лонгрида как средство представления своего проекта), были направлены на освоение прикладной межпредметной области и носили деятельный и продуктивный характер, отличались вариативностью, гибкостью и мобильностью.
Основными содержательными элементами являлись:
получение навыков практической работы с компьютерными технологиями, программами, виртуальными очками и т. д.;
написание и защита проектов в рамках работы в корпорации, оценивание работ членами экспертного сообщества – представителями мира экономики, бизнеса;
социализация путем привлечения их к участию в общественно значимых мероприятиях (открытые лекции, интерактивные экскурсии и т. д.).
Данная модель смены стала своего рода посредником между сферой науки, бизнеса (предпринимательства) и общим образованием, привлекая необходимые научные кадры и партнеров для поддержки мотивации детей к развитию профильной проектной самостоятельной творческой деятельности, инженерных проектных компетенций, а самое главное – умения работать в команде и развитие компетенций делового сотрудничества.
4. Обучение через сотрудничество. Образовательное пространство смены предполагает креативное взаимодействие детей в разновозрастных проектных группах. Конечно, возраст детей, участвующих в смене, имел границы (8-11-е классы), однако лаборатории (отряды) формировались не по возрастному принципу, а в зависимости от спектра интересов детей и их возможностей, а также способностей, которые они проявили при собеседовании для представителей корпораций. Именно поэтому было важно создать условия для построения индивидуального маршрута каждого ребенка в командном проекте, а также для включения обучающихся в моделирующие ситуации, в которых они осваивают особенности разных видов профессиональной деятельности (инженера, архитектора, дизайнера, экономиста, проектировщика и пр.).
Всего на смене было три отряда: конструкторское бюро (инженерная направленность), лаборатория «Неофарм» (естественно-научная и технологическая направленность), журналистское агентство (гуманитарная направленность). Распределению по отрядам предшествовали презентации и рекламные акции от бизнес-партнеров, затем ребята заполняли анкеты-резюме, по результатам которых партнеры принимали к себе на работу. Именно по такому принципу были и сформированы отряды, то есть в основу легли, как было написано выше, мотивация, интересы и возможности самих детей, что в дальнейшем дало позитивный результат при разработке проектов.
Итогом работы каждого отряда стали:
разработка уникальной VR-студии, включающей в себя коллекцию роликов по категориям, подбор и тестирование VR-шлемов, разработка дизайн-концепта (коворкинг-центр, библиотека, кафе), а также разработка финансовой модели (конструкторское бюро);
разработка модели аптеки будущего, которая представляет собой аптеку, построенную по принципу «покупки на машине» (наподобие «Мак-авто») с возможностью совершать электронные заказы для людей с ограниченными возможностями здоровья (лаборатория);
разработка ежедневных технодайджестов, новостных блоков, лонгрида Технограда, который освещает события города не только для его жителей, но и «сторонних» наблюдателей (родителей, учителей ребят) (журналистское агентство).
Для того чтобы каждый этот проект был выполнен качественно, ребята внутри отряда распределили роли: кто-то занимался расчетом финансовой выгоды реализации проекта, кто-то – дизайном, написанием компьютерных программ и т. д. И что самое важное, ребята между отрядами также могли обмениваться знаниями, помогать друг другу, посещать лекции не только по профилю своего отряда, но и другому, что дало возможность самореализоваться каждому ребенку на смене.
Комментарии