search
main
0

Отдам даром

Вещи, которые нас окружают, имеют особую ценность

Недалеко от моего дома расположен пункт приема металлолома. Принимают у населения, причем в любых количествах. Оттого туда постоянно ходят самого разного рода личности, которые тащат в руках, волочат за собой или тянут на тележках разного рода железяки – остовы коек, ржавые сетки, обрезки арматуры, мотки проволоки и пр. Проходя мимо этого пункта, я вижу вроде бы одно и то же, но каждый раз новое.

Поднимать тяжело, расставаться жалко…

Вчера меня поразило до глубины души, что кто-то принес в утиль две добротные гири, на вид классические советские двухпудовики. Совсем не ржавые, как любят писать в объявлениях, в хорошем состоянии. То есть это абсолютно годный для использования по своему прямому назначению спортивный снаряд. А его, судя по всему, принесли и сдали по цене черного металла.

К сведению: за килограмм металлолома в этом пункте людям платят 22 рубля. Это значит, что одну гирю оценили всего в 704 рубля. Ради интереса заглянул в Интернет, сколько стоит то же самое изделие. Оказалось, что старый двухпудовик можно приобрести примерно за 3500 рублей, новый, современный – за 10000 и выше.

Вполне допускаю, гири эти кто-то мог просто вынести или выволочить из квартиры и поставить у входа в подъезд, дескать, берите, кому нужно, они нам без надобности. Мало ли историй бывает: дед или отец увлекался атлетикой, а потомкам все эти «мужские шалости» былых времен до лампочки, гири в квартире только мешают, вот и выбросили их, если к ним применимо подобное слово.

Да, конечно, могли бы продать, пусть и по бросовой цене, ибо, как я уже сказал, вещь полезная, денег стоит. Я сам в молодости бегал по спортивным магазинам, искал товар, чтобы составить джентльменский набор из гирь (2х16, 2х24, 2х32) плюс две гантели по 10 кг. Сейчас не до них, пылятся в углу, одна надежда, может, внукам пригодятся.

А ведь есть для подобных случаев великое множество сайтов, порталов и сообществ в социальных сетях, которые так и называются – «Отдам даром». Там каждый желающий может создать пост и оставить запись, мол, берите, люди добрые!

Идея просто замечательная, согласитесь. Например, если вы делаете ремонт и у вас осталось энное количество плитки, цемента, сухого клея, досок, можно, конечно, увезти все это на дачу, авось пригодится. Однако если с плиткой ничего не случится даже за сто лет, то некоторые товары имеют довольно ограниченный срок годности – цемент каменеет, краска усыхает, древесина тускнеет и пр. Есть и такой деликатный момент, как моральное устаревание. Конечно, можно продать, но для этого надо искать покупателя, торговаться и все такое. А тут просто отдал другому, подарил то, что ему позарез нужно.

В принципе, если бы по этому пути шли все, у нас не публиковали бы регулярно печальные картинки, на которых рядом с мусорными баками, а то и непосредственно в них валяются кучи старой литературы, детских игрушек, одежды, обуви, бытовой электроники, посуды и много чего такого, что кому-то совершенно не нужно. А ведь кто-то же, повторяю, с готовностью взял бы себе и томики Диккенса, и суповые тарелки, и валенки, и детские лыжи… Но ведь им никто не предложил, мол, заберите, не надо нам никаких денег, избавьте нас от хлама. Кому-то хлам, а кому-то полезная вещь.

Но я отвлекся. Потому что дальше возникает вот какая мысль: а готовы ли вы отдать что-то даром? С одной стороны, созданный Гоголем образ Плюшкина очень наглядно показывает, каким не должен быть человек, не важно, помещик он или обычный крестьянин. Ибо если ты стремишься только накапливать и категорически не желаешь чем-либо делиться, ты либо жлоб и жмот, либо скряга, скупердяй и иже с ним. Отношение к тебе вряд ли будет уважительным, и не факт, что с тебя кто-то будет брать пример.

Тем не менее вопрос все равно остается открытым: а вы готовы отдать что-то кому-то просто так, потому что оно вам не нужно? И вот тут, если всерьез задуматься, получается как-то неловко. Вроде бы я человек нежадный, но те самые гири, которые уже много лет не поднимаю и вряд ли буду поднимать, почему-то не хочу ни отдавать, ни даже продавать. А ну как они не только детям, но и внукам моим не будут нужны и потомки в один прекрасный момент поступят с ними точно так же, как с теми, о которых в самом начале упомянуто? Так не лучше ли уже сейчас это сделать, самому? А вот оно что. Жалко!

И так со многими другими вещами. За что ни возьмись – это мне не нужно здесь, но может пригодиться на даче. Эту вещь уже никогда не надену, чтобы выйти в люди, но может пригодиться, например, когда ты работаешь в огороде или идешь в лес. Этим я не пользуюсь уже давно, а вдруг понадобится?!

У меня много книг, которые я уже когда-то давно прочел и с тех пор не открывал. Но сделать из этого вывод, что такую книгу можно отдать за ненадобностью, не могу. Даже при наличии Интернета, где все есть, включая те же самые издания в электронном виде. Многие из них я в свое время приобретал с большими приключениями, собирал по той или иной теме (химия, биология, экология, фантастика, древние языки, лекарственные растения, словари). И что, вот просто так взять и отдать?!

Типичная оговорка в таких случаях: «Я должен знать, что все это попадет в надежные руки». То есть отдать, конечно, можно, но при условии, что новый обладатель моей вещи поступит с ней правильно, распорядится по-хозяйски. Иначе получится, что один человек всю жизнь собирал журналы «Наука и жизнь», потом перестал, ибо уже девать некуда, заявил, что готов отдать это кому-то безвозмездно, а на следующий день увидел всю свою коллекцию в пункте приема макулатуры.

«Я отдал бы эту вещь, не взяв за нее ни копейки, если бы…» – эта фраза предполагает кучу условий, которые должен выполнить тот, кому эта вещь нужна. То есть вроде бы деньги в этой схеме отсутствуют, но есть нечто не менее важное. Я готов отдать свои гири, если точно буду знать, что кому-то они понадобятся именно как спортивный снаряд, а не энное количество черного металла, который можно сдать в пункт приема металлолома. Что тут не так? И да, мне не жалко поделиться своими вареньями-соленьями, то есть консервами-закатками, которых я каждый год делаю больше, чем могу съесть. А теперь представьте, что я размещаю соответствующее объявление в разделе «Отдам даром», искренне желая помочь тем, кому это действительно нужно, а человек берет мои банки только потому, что ему, к примеру, нужны сами банки, а содержимое его совершенно не интересует. Обидно? Еще как! Хотя формально я вроде бы отдал то, что мне не нужно, и все остальное на совести других людей.

И еще один поворот. Одни люди готовы что-то отдать. Но готовы ли другие люди это взять? И если да, то на каких условиях? А вот здесь, как это ни странно, возникают такие коллизии, что мама не горюй.

Типичный пример: «Алло, здравствуйте! Прочитала ваше объявление. Да, мне очень нужна эта вещь, я с радостью ее возьму. Но, понимаете, я кормящая мама, сижу с ребенком в таком-то районе, не могли бы вы подъехать ко мне и привезти ее? Понимаю, вы живете совсем в другом месте, но и вы меня поймите, я же мать. И мне нужна помощь. Не хотите? Но что вам стоит, вы же мужчина! Тоже мне благодетель нашелся…»

Что интересно, подобная картина характерна не только для интернет-сообществ и объявлений из разряда «Отдам даром».

Организация проводит дистанционные обучающие курсы, для участия в которых надо просто войти на сайт и включить трансляцию. Никаких денег за это ни с кого они не берут, порой даже регистрации не требуется. Но есть недовольные: «Ой, это же по субботам, а мне неудобно, вот если бы по воскресеньям! Может, вы перенесете?»

Человек собирается в поездку из одного города в другой и ищет попутчиков, просто чтобы не порожняком и не скучно было ехать (да, сейчас тем же самым занимается определенный сервис, но там люди платят деньги, а это несколько иной случай). Вроде бы жест доброй воли, достаточно просто принять предложение, если оно вас устраивает, или отказаться, если нет. Но: «Ой, вы знаете, а может, вы поедете не в 9.00, а в 12.00? Мне так удобнее». Повторяю, тут никто никому ничем не обязан, есть добрая воля одного и возможное согласие другого. Однако другой начинает диктовать свои правила, а потом еще и обижается, почему под него не хотят подстроиться.

Один добрый гражданин заявил о намерении отдать первому встречному старый телевизор, ибо сам он купил новый. Вещь абсолютно рабочая, глядишь, кому-нибудь пригодится в хозяйстве. Этот «кто-то» приезжает, забирает, благодарит, увозит… и через некоторое время начинается: «Ой, я у вас старый телевизор недавно взял, помните? Так он у меня сломался. Что же вы мне дрянь подсунули? Не хотите помочь отремонтировать? Но это же он после вас сломался-то! Эх, как не стыдно, а я-то думал, что вы честный человек!..»

…В общем, возвращаясь к нашим гирям, хочу еще раз отметить, что все мы живем в мире вещей, и очень плохо, когда вещи начинают повелевать нами, хотя должно быть наоборот. Тем не менее многие вещи для нас больше, чем вещи, они нередко превращаются в символы, реликвии, свидетельства эпохи, предметы, представляющие историческую и культурную ценность если не для всего человечества, то для какого-нибудь одного конкретного человека. «Из этой чашки я поила чаем твоего отца, когда он впервые пришел к нам в гости…» – и теперь скажите, повернется ли у вас рука выбросить эту старую и невзрачную чашку вашей мамы?

Но где тот предел, после которого вы рискуете превратиться в того самого Плюшкина и поднимать крик, если кто-то собирается выбросить, отдать или продать что-то из того, чем забит ваш дом? И понимают ли люди, которым вы все-таки решились что-либо подарить, всю ценность этого подарка?

А может, вас это и вовсе не должно волновать?..

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте