За пару дней до 1 сентября 2012 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов высказался за снижение бюрократической нагрузки на школы и освобождение от написания большого количества отчетов учителей и директоров. По этому поводу в школы всех регионов были разосланы соответствующие письма из ведомства. Стал ли в реальности меньше девятый вал отчетности школ в наступившем учебном году? Представители сферы образования Новгородской области рассказывают, оправдались ли их ожидания на деле…
Татьяна Геннадьевна Кругликова, директор школы поселка Пролетарий, Новгородский район, Новгородская область:
«Нам предлагается для уменьшения потока бумаг выносить на сайты школ информацию о финансово-хозяйственной деятельности и данные по итоговой аттестации. Говорят о том, что, если эта отчетность будет представлена в должной форме, единой для всех, то различные инстанции перестанут запрашивать с нас эту информацию.
Я считаю, что воплотить эту идею в реальность будет проблематично. Ведь данные по финансово-хозяйственной деятельности и итоговой аттестации, как и многое другое, мы давно уже размещаем на школьных сайтах. Но с нас по-прежнему их запрашивают. И, если поразмыслить, на то есть причины.
Во-первых, на сайте невозможно увидеть те тонкости, которые порой нужны разным контролирующим органам. Одна и та же информация необходима всем в разных ракурсах. Во-вторых, проверяющие не очень-то любят брать информацию с сайтов. Пока ситуация складывается так, что передача данных на бумаге бывает быстрее. Срабатывает человеческий фактор – многие данные нужно пояснить, и удобнее это сделать при взаимном общении тех, кто информацию дает и тех, кто ее проверяет. Часто информацию разные инстанции запрашивают в ограниченный срок. Например, такую-то информацию нужно прислать сегодня до 12 или до 15 часов. Статистическую отчетность никто не отменял – а ведь она тоже отсылается по срокам. Не всю информацию можно брать на сайте. Поэтому все равно нужны будут, наверное, и бумажные варианты.
Мы в своей школе как-то к этому потоку бумаг уже привыкли, справляемся. Может, оттого, что у нас работников достаточно. В маленьких школах администрации в этом плане труднее. Мы понимаем, что наши проверяющие делают эти запросы не по собственному желанию, их тоже запрашивают сверху. Когда перестанет идти такой поток запросов информации с федерального министерства на область, с области на район, тогда что-то может измениться.
Часть информации, конечно, можно было бы не запрашивать. Дублирование бывает. Тот же устав школы в течение года уж не знаю сколько раз различные инстанции запрашивают. При любой проверке все время требуется копия устава. Хотя он есть на сайте школы! Но здесь нужно учесть, что есть такие организации, для которых необходимо заверять копии документов — например, налоговая инспекция или прокуратура. Так что я не очень верю в то, что в ближайшем будущем всю абсолютно информацию от школ можно будет брать на сайтах. Отчеты на сайте и на бумаге – это не взаимозаменяемые вещи, а, я бы сказала так, частично заменяемые.
Любовь Александровна Павлова, директор Ермолинской ООШ, поселок Ермолино Новгородского района Новгородской области:
«Уменьшилось ли на данный момент количество отчетности в школе? И да, и нет. С одной стороны, сократилось число запрашиваемой информации по линиям ГИБДД, СЭС и некоторых других структур, не связанных непосредственно с деятельностью школ. То есть сейчас уже почти не спрашивается со школ то, что по сути и не должно с нас спрашиваться. Для примера, могу пояснить, раньше из ГИБДД нам спускали разные программы, проводили в школах мероприятия и, соответственно, присылали запросы о профилактической работе школ по этому направлению. Но с другой стороны сейчас в министерстве образования РФ запущено очень много разных мониторингов, связанных с разными вопросами жизни школ, например, с экономией электроэнергии. Нас теперь забрасывают этими бумагами. Поэтому в целом я не могу сказать, что вал отчетности в школах сократился в большом объеме. Он сократился, но немного, почти незаметно.
Я ожидаю, что в ближайшем будущем вся информация, которая касается образовательного и воспитательного процесса в школе, будет публиковаться на сайтах, и этого будет достаточно. Отчеты по направлению «Наша новая школа» до сих пор не приведены к единой форме – в этом основная проблема на данный момент. Как только появится эта единая форма, тогда масса различных запросов и отчетов сократится.
Насколько я знаю по информации из СМИ, сейчас над созданием этой единой формы отчетности работает инициативная группа в минобразования РФ. Надеюсь, что форма будет создана уже в январе 2013 года.
Как только стандартную форму введут, работники всех структур смогут черпать информацию из официального сайта. Я ожидаю, что эта форма будет интегрированной, соединит в себе отчетность по «Нашей новой школе» и КПМО. В новой форме найдется место и оперативным новостям из школ. Я верю, что все изменится к лучшему. Но этот процесс потребует от руководителей образовательных учреждений большей аналитической работы и более основательной работы с сайтами, на которых мы будем размещать материалы. Потому что сейчас, если проанализировать сайты школ, информацию на них не всегда можно назвать полной, понятной, своевременной и аналитически продуманной. А если что-то не доделано, то, конечно у проверяющих инстанций всегда будут возникать вопросы. Нам всем скоро предстоит большая работа. Вот-вот будет принят закон об образовании в новой редакции. В него внесено очень много совершенно новых моментов, которых не было в старом законе об образовании. Поэтому всем учреждениям образования нужно будет перерабатывать массу документов, включая уставы, множество локальных актов».
Комментарий
Светлана Валерьевна Васильева, начальник управления образования Чудовского района Новгородской области:
«Объем документации, запрашиваемой от учреждений образования, пока не уменьшился. Но сейчас со школами и детскими садами ведется работа в плане использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении публичной отчетности.
Если раньше учреждения образования размещали с целью информационного взаимодействия с общественностью на сайтах публичные доклады, то теперь их переориентируют на публичные отчеты. Форма публичных отчетов при этом меняется. Подобные публичные отчеты, если работать с ними по предложенному единому образцу, строго соблюдая структуру и формат содержания, должны уменьшить объем информации, который необходимо периодически представлять.
Мы эту работу сейчас только начинаем с руководителями образовательных учреждений. И в этом плане уже появились хорошие задумки, идеи. Дело в том, что публичный доклад, который раньше практиковался, тоже представлял собой форму определенного отчета о деятельности образовательного учреждения. Но содержательный аналитический блок информации в нем был представлен в достаточно сухом сжатом виде. А отчет по новой форме, который мы сейчас хотим видеть на сайтах образовательных учреждений, нацелен на обратную связь с общественностью – прежде всего с родителями, с самими детьми. Такие публичные отчеты могли бы не только доводить информацию в цифрах до родителей, но и предлагали бы формат презентаций, определенных мероприятий, связанных с образовательным процессом в конкретном образовательном учреждении.
Это работа на ближайшую перспективу. Уже сейчас в ноябре и в течение всего декабря у нас в области будет вестись формирование и насыщение содержанием публичных отчетов, о которых я рассказала. В результате этого образовательные учреждения будут освобождены от передачи информации пока по двум блокам: «финансово-хозяйственная деятельность» и «итоговая аттестация». Ранее, замечу, данную информацию им приходилось предоставлять в двух вариантах – электронном и бумажном.
К концу 2012 года, совсем скоро на сайтах образовательных учреждений будут размещаться годовые отчеты об их работе. Наша задумка — чтобы уже сейчас учреждения образования через сайты расширили взаимный контакт с родителями. Например, у нас в муниципальном районе в результате мониторингов отмечена проблема, которая связана с невысоким уровнем удовлетворенности образовательными услугами родителей или законных представителей ребенка. И мы задались вопросом: а может быть, это связано с тем, что родители не всегда четко информированы об услугах, которые их детям могут быть предоставлены в школах и детских садах. Поэтому сейчас перед образовательными учреждениями стоит задача выяснить, что интересно детям и что из образовательных услуг может быть востребовано родителями».
От автора. Настрой у директоров школ, как мы видим, разный, порой диаметрально противоположный. Но все они еще ждут от федерального министерства образования решительных действий в плане уменьшения бумажно-электронного вала школьной отчетности. Хочется надеяться, что эти чаяния оправдаются, и доверие людей будет оправдано. Ведь основная задача школ – давать детям качественные знания, а не рассказывать разным инстанциям, как замечательно они это делают…
Фото автора
Комментарии