Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

От знания к действию

Практико-ориентированные задания как средство формирования познавательных УУД учащихся на уроках математики
Учительская газета, №28 от 9 июля 2019. Читать номер
Автор:

Динамичные социально-экономические процессы, протекающие в российском обществе, существенно повышают потребность общества в творчески мыслящей личности, способной учиться в течение всей жизни, умеющей применять полученные знания на практике.

ФГОС всех уровней общего образования ориентирует образовательный процесс на развитие личности, на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система ЗУН, а универсальные учебные действия, связанные с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не впрок, а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как научение жить здесь и сейчас.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Математика является важным предметом для развития у учащихся познавательных УУД: строить логическое рассуждение, создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, строить модель на основе условий задачи, переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое и, наоборот, строить схему, алгоритм действий.
Познавательные УУД на уроках математики, как показывает наш опыт, достаточно успешно формируются в процессе выполнения практико-ориентированных заданий.
По международным исследованиям PISA (2015 г.) российские школьники по математической грамотности занимают 32‑е место, что связано в том числе и с неумением решать практико-ориентированные задачи.
В задачах, представленных в PISA, имеются избыточные данные – учащиеся должны выбрать те, которые нужны для решения задачи (это вызывает затруднения у российских школьников, так как в учебниках математики используются все данные из условия задачи). Учебники математики содержат незначительный процент заданий практико-ориентированной направленности.
Это говорит о необходимости целенаправленной работы учителя в данном направлении.
Практико-ориентированные задания – это задания, направленные на формирование умений действовать в социально значимой и личностно значимой ситуации, используя предметные знания, умения, навыки. Практико-ориентированное задание имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
Составление практико-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя математики редко используют их на уроках.
Преимущества практико-ориентированных заданий вижу в следующем:
деятельностный характер заданий;
значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
структура задается определенными элементами.
При составлении практико-ориентированных заданий использую определенную структуру:
1) стимул;
2) задачная формулировка или план деятельности;
3) источник информации;
4) бланк для выполнения заданий;
5) инструмент проверки.
Стимул мотивирует ученика на выполнение задания. Он, как правило, представляет собой описание практической ситуации. Стимул может иметь глобальный, социальный или личностный контекст. Приведу пример задачи: «В воздухе, которым мы дышим, всегда имеется пыль. Когда мы дышим через нос, пыли задерживается на 60% больше, чем тогда, когда мы дышим через рот. Во сколько раз при дыхании через нос пыли задерживается больше, чем при дыхании ртом? Сколько кубометров воздуха необходимо взрослому человеку в течение часа, сколько при этом пыли попадает в организм? Что вы знаете о политике нашего государства относительно проблемы чистого воздуха?» Выполнение задания носит не отвлеченный смысл, а становится важным для каждого ученика. Дальше ученику необходим четкий план действий, благодаря которому он придет к ответу. Это и будет задачной формулировкой. При выполнении практико-ориентированного задания всегда необходим источник информации. Это может быть статья в научном журнале, текст учебника, информация, найденная в Интернете или заранее заготовленная учителем. Текст может содержать избыточную информацию или, наоборот, недостаточную.
В данном случае должна быть предложена информация о количестве вдыхаемого воздуха взрослым человеком, о чистоте этого воздуха. Чтобы проверка задания отвечала заранее сформулированным критериям, нужно подготовить бланки ответов, можно в них проставить количество баллов для каждого пункта плана. А затем проверить выполненное задание с помощью инструмента проверки. В качестве инструмента проверки могут выступать:
ключ – используется для тестовых заданий закрытого типа;
модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом;
аналитическая шкала – используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом;
бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.
В зависимости от типа и цели учебной деятельности использую различные типы практико-ориентированных заданий: задача-сравнение, задача-поиск, задача-структурирование, задача-исследование, задача на избыточность, задача на недостаточность.
Практико-ориентированные задания использую на различных этапах урока. На этапе открытия новых знаний предлагаю учащимся решить практико-ориентированное задание проблемного характера.
Приведу пример. При изучении темы «Умножение десятичных дробей» можно предложить учащимся задачу: «На день рождения Андрея приглашены гости. Мама дала Андрею 3000 рублей и попросила купить для угощения гостей продукты по списку: 1,5 кг шоколадных конфет, 1,3 кг печенья, 4 кг фруктов, торт».
В качестве справочной информации предлагается прейскурант цен на различные товары, удовлетворяющие списку. Возникает проблема неумения умножать десятичные дроби. Для ее решения учащимся предлагаются текст учебника, опорные схемы и примеры умножения десятичных дробей. Результат нужно оформить в соответствующую таблицу и сравнить с модельным ответом.
Практико-ориентированные задания подходят для любого типа урока. Однако составить практико-ориентированное задание иногда бывает проблематично для какой-то отдельной темы, так как нужно учитывать практический аспект таких заданий.
Работа по решению практико-ориентированных заданий выполняется учащимися как индивидуально, так и в парах, и в группах. При работе в группе ребята часто выполняют мини-проекты.

Используя практико-ориентированные задания в своей работе, добилась повышения уровня самостоятельности при освоении нового материала и выполнении практических задач, понимания учащимися возможности применения полученных знаний в конкретных ситуациях.
​Анна РАДКЕВИЧ, учитель математики гимназии №72, Прокопьевск, Кемеровская область

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt