Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Опыт

От знаний к практике

Предпрофессиональные конференции как способ вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность
УГ - Москва, №22 от 1 июня 2021. Читать номер
Автор:

Проекты предпрофессионального образования сегодня реализуются почти в каждой столичной школе. Их важнейшей задачей является вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Результаты работы в этом направлении ежегодно представляются на открытых городских научно-практических конференциях «Старт в медицину», «Наука для жизни», «Инженеры будущего» и «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Начиная с 2015 года Департамент образования и науки города Москвы, Городской методический центр в сотрудничестве с вузами и научными организациями – партнерами проектов предпрофессионального образования в рамках конференций организуют и проводят в апреле секции с представлением проектов и исследований школьников, мастер-классы, экскурсии, лекции ведущих ученых и представителей профессий, круглые столы и семинары для педагогов по обмену опытом работы в предпрофессиональных классах.

В 2021 году конференции прошли в обновленном формате и состояли из двух конкурсов: конкурса предпрофессиональных умений и конкурса проектов и исследований по различным номинациям.

В этом году площадками проведения конференций стали НИТУ «МИСиС», НИЦ «Курчатовский институт», Сеченовский университет и ИПУ РАН имени В.А.Трапезникова. Проектные и исследовательские работы ребята представляли на русском и английском языках. На каждой конференции с учетом всех необходимых эпидемиологических требований были организованы устные и стендовые сессии.

Интерес к конференциям с каждым годом растет: все больше увлеченных и талантливых ребят готовы представлять свои работы, многие из которых уже сегодня актуальны для экономики, медицины и инфраструктуры города. В этом году на конференциях выступили более пяти тысяч школьников.

Конференции открыты для всех увлекающихся современной наукой и техникой школьников, которые готовы представить результаты своих проектов и исследований, обменяться опытом работы на современном учебном и научном оборудовании, познакомиться с учеными и специалистами в различных профессиональных областях. Самые юные ученые, ученики начальной школы, представляют свои работы на конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Тематика работ охватывает практически все области науки и техники. Участники конференций выполняют проекты под руководством учителей школ, преподавателей и специалистов вузов, научных организаций, в междисциплинарных школьных лабораториях и на кафедрах ведущих вузов и научно-исследовательских организаций города Москвы.

Круг интересов школьников – генетика и биоинженерия, биохимия и фармация, робототехника и прототипирование, атомные технологии и цифровая энергетика, технологии «умного» города, приборостроение и микроэлектроника, социология и предпринимательство. Юные ученые анализируют научные труды, проводят серьезные исследования и создают устройства, востребованные городом.

Например, ученики медицинских классов предложили создать медицинский чат-бот, проанализировали эффективность дезинфицирующих средств, исследовали воздействие наушников и атмосферного давления на организм человека.

Много работ было посвящено исследованиям COVID-19. Учащиеся провели сравнительный анализ вирусов гриппа и COVID-19, предложили меры профилактики коронавирусной инфекции.

Ребята из академических классов создали «умный» почтовый ящик, инвалидную коляску с функцией спуска и подъема по лестнице, придумали дизайн усовершенствованной остановки транспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья и «умную» защиту от протечек.

Юные программисты разработали различные мобильные приложения для школьников, среди которых тренажер по физике, «помощник» в организации учебного процесса и другие. Молодые инженеры создали дроны – летающие спасатели, доставщики медикаментов и беспилотные автобусы. Многие проекты ориентированы на людей с ограниченными возможностями здоровья: пандусы нового поколения для городского транспорта, система торможения для инвалидной коляски, прототип для создания утраченной конечности, модель кресла-кровати и др.

Свои первые шаги в науку сделали и ученики начальной школы. Под руководством наставников они опытным путем определили качество водопроводной воды, построили математическую модель полета ракеты, проверили состав различных напитков на наличие красителей и их влияние на организм человека.

Традиционно с работами победителей и призеров можно ознакомиться на официальном сайте проектов предпрофессионального образования profil.mos.ru и в сборниках «Первые шаги в магистратуру и аспирантуру» в библиотеке Московской электронной школы. Лучшие работы защищаются патентами.

Работы учащихся были высоко оценены представителями вузов и научно-исследовательских организаций. Они выразили надежду, что раннее начало научной карьеры будет способствовать успешному выбору траектории профессионального роста и быстрому развитию обучающихся как молодых специалистов. Работа над некоторыми проектами продолжается и после поступления школьников в вузы.

– Мы видим огромное количество проектов самой разной направленности, посвященных различным аспектам того, что называется «наука для жизни». Тенденция такова, что школьники начиная уже с 5‑6‑го классов делают проекты, если хотят специализироваться в исследовательской области. И уже к 8-му классу они имеют вполне оформленные и методологически корректно проведенные работы, которые привносят что-то новое в науку, – отметил заместитель директора по научной работе Института проблем управления имени В.А.Трапезникова РАН Михаил Губко.

Очень важно для старшеклас­сников, что победа в предпрофессиональной конференции дает им дополнительные баллы в качестве индивидуальных достижений при поступлении в профильные вузы.

– Чтобы сегодня представить устный или стендовый доклад, ребята трудились как минимум учебный год. Статус призера или победителя даст школьникам дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное для исследователя – сделать так, чтобы работа носила прикладной характер, была замечена в научной среде и в дальнейшем принесла пользу тому, на кого она рассчитана.

Все представленные проекты и исследования – это польза для науки, практической медицины и повседневной жизни человека, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая.

Предпрофессиональные конференции – это уникальная возможность для школьников и педагогов представить результаты своей работы. А опыт общения с современными учеными и специалистами – профессионалами своего дела позволяет школьникам не только лучше узнать все стороны популярных профессий и особенности научной работы, но и определиться с выбором индивидуальной траектории обучения и профессионального самоопределения.

Татьяна НОВИКОВА, старший методист ГМЦ ДОНМ; Михаил СЕДЕЛКИН, методист ГМЦ ДОНМ; Екатерина БЕЛЯЕВА, старший методист ГМЦ ДОНМ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt