search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Минпросвещения: объявлены пять призеров конкурса «Воспитатель года России – 2023» Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Рекомендации опытного эксперта по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2024 году Готовимся к ЕГЭ по математике профильного уровня с учетом последних изменений Оценки выставлены: финалисты конкурса «Учитель года России – 2023» прошли второе испытание
0

От знаний к практике

Предпрофессиональные конференции как способ вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность

Проекты предпрофессионального образования сегодня реализуются почти в каждой столичной школе. Их важнейшей задачей является вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность. Результаты работы в этом направлении ежегодно представляются на открытых городских научно-практических конференциях «Старт в медицину», «Наука для жизни», «Инженеры будущего» и «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Начиная с 2015 года Департамент образования и науки города Москвы, Городской методический центр в сотрудничестве с вузами и научными организациями – партнерами проектов предпрофессионального образования в рамках конференций организуют и проводят в апреле секции с представлением проектов и исследований школьников, мастер-классы, экскурсии, лекции ведущих ученых и представителей профессий, круглые столы и семинары для педагогов по обмену опытом работы в предпрофессиональных классах.

В 2021 году конференции прошли в обновленном формате и состояли из двух конкурсов: конкурса предпрофессиональных умений и конкурса проектов и исследований по различным номинациям.

В этом году площадками проведения конференций стали НИТУ «МИСиС», НИЦ «Курчатовский институт», Сеченовский университет и ИПУ РАН имени В.А.Трапезникова. Проектные и исследовательские работы ребята представляли на русском и английском языках. На каждой конференции с учетом всех необходимых эпидемиологических требований были организованы устные и стендовые сессии.

Интерес к конференциям с каждым годом растет: все больше увлеченных и талантливых ребят готовы представлять свои работы, многие из которых уже сегодня актуальны для экономики, медицины и инфраструктуры города. В этом году на конференциях выступили более пяти тысяч школьников.

Конференции открыты для всех увлекающихся современной наукой и техникой школьников, которые готовы представить результаты своих проектов и исследований, обменяться опытом работы на современном учебном и научном оборудовании, познакомиться с учеными и специалистами в различных профессиональных областях. Самые юные ученые, ученики начальной школы, представляют свои работы на конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату».

Тематика работ охватывает практически все области науки и техники. Участники конференций выполняют проекты под руководством учителей школ, преподавателей и специалистов вузов, научных организаций, в междисциплинарных школьных лабораториях и на кафедрах ведущих вузов и научно-исследовательских организаций города Москвы.

Круг интересов школьников – генетика и биоинженерия, биохимия и фармация, робототехника и прототипирование, атомные технологии и цифровая энергетика, технологии «умного» города, приборостроение и микроэлектроника, социология и предпринимательство. Юные ученые анализируют научные труды, проводят серьезные исследования и создают устройства, востребованные городом.

Например, ученики медицинских классов предложили создать медицинский чат-бот, проанализировали эффективность дезинфицирующих средств, исследовали воздействие наушников и атмосферного давления на организм человека.

Много работ было посвящено исследованиям COVID-19. Учащиеся провели сравнительный анализ вирусов гриппа и COVID-19, предложили меры профилактики коронавирусной инфекции.

Ребята из академических классов создали «умный» почтовый ящик, инвалидную коляску с функцией спуска и подъема по лестнице, придумали дизайн усовершенствованной остановки транспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья и «умную» защиту от протечек.

Юные программисты разработали различные мобильные приложения для школьников, среди которых тренажер по физике, «помощник» в организации учебного процесса и другие. Молодые инженеры создали дроны – летающие спасатели, доставщики медикаментов и беспилотные автобусы. Многие проекты ориентированы на людей с ограниченными возможностями здоровья: пандусы нового поколения для городского транспорта, система торможения для инвалидной коляски, прототип для создания утраченной конечности, модель кресла-кровати и др.

Свои первые шаги в науку сделали и ученики начальной школы. Под руководством наставников они опытным путем определили качество водопроводной воды, построили математическую модель полета ракеты, проверили состав различных напитков на наличие красителей и их влияние на организм человека.

Традиционно с работами победителей и призеров можно ознакомиться на официальном сайте проектов предпрофессионального образования profil.mos.ru и в сборниках «Первые шаги в магистратуру и аспирантуру» в библиотеке Московской электронной школы. Лучшие работы защищаются патентами.

Работы учащихся были высоко оценены представителями вузов и научно-исследовательских организаций. Они выразили надежду, что раннее начало научной карьеры будет способствовать успешному выбору траектории профессионального роста и быстрому развитию обучающихся как молодых специалистов. Работа над некоторыми проектами продолжается и после поступления школьников в вузы.

– Мы видим огромное количество проектов самой разной направленности, посвященных различным аспектам того, что называется «наука для жизни». Тенденция такова, что школьники начиная уже с 5‑6‑го классов делают проекты, если хотят специализироваться в исследовательской области. И уже к 8-му классу они имеют вполне оформленные и методологически корректно проведенные работы, которые привносят что-то новое в науку, – отметил заместитель директора по научной работе Института проблем управления имени В.А.Трапезникова РАН Михаил Губко.

Очень важно для старшеклас­сников, что победа в предпрофессиональной конференции дает им дополнительные баллы в качестве индивидуальных достижений при поступлении в профильные вузы.

– Чтобы сегодня представить устный или стендовый доклад, ребята трудились как минимум учебный год. Статус призера или победителя даст школьникам дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное для исследователя – сделать так, чтобы работа носила прикладной характер, была замечена в научной среде и в дальнейшем принесла пользу тому, на кого она рассчитана.

Все представленные проекты и исследования – это польза для науки, практической медицины и повседневной жизни человека, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Марина Смирницкая.

Предпрофессиональные конференции – это уникальная возможность для школьников и педагогов представить результаты своей работы. А опыт общения с современными учеными и специалистами – профессионалами своего дела позволяет школьникам не только лучше узнать все стороны популярных профессий и особенности научной работы, но и определиться с выбором индивидуальной траектории обучения и профессионального самоопределения.

Татьяна НОВИКОВА, старший методист ГМЦ ДОНМ; Михаил СЕДЕЛКИН, методист ГМЦ ДОНМ; Екатерина БЕЛЯЕВА, старший методист ГМЦ ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте