Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От яркого родного – к иностранному

УГ - Москва, №30 от 27 июля 2010. Читать номер
Автор:

Воспитание ребенка, его становление как личности проходит в соответствующей национальной общности людей через воздействие национальной культуры, носители которой окружающие его люди. Каждая культура обязательно предполагает наличие своего языка, на котором говорит ребенок в раннем детстве свои первые слова и пользуется им в течение всей жизни в различных жизненных ситуациях. Это родной язык, самый любимый и самый понятный. На этом языке человек передает и получает информацию, на этом языке думает и общается с другими. Важнейшая социальная роль языка именно коммуникативная, ведь человек всегда представляется нам в коммуникации, в мотивах, в стимулах общения.

Татьяна ГУРЕВИЧ, учитель-логопед прогимназии №1882, отличник народного просвещения:

Нормально развивающийся ребенок вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми, сверстниками, умение общаться – необходимое условие для этого. Для полноценного, интересного общения нужна хорошая речь: богатая, грамотная, точная, выразительная. Приятно говорить с человеком, у которого каждое слово и к месту, и ко времени, а каждый звук в нем звучит четко, ясно. Речь человека – лакмусовая бумажка его общей культуры и показатель интеллекта. При неразвитой речи не приходится говорить о хорошем интеллекте, и, наоборот, при невысоких умственных способностях не надо ждать качественной речи.

«Как богат и красив наш родной русский язык, наша родная речь! С раннего детства ребенок активно подражает речи окружающих, поэтому речь родителей, воспитателей и педагогов должна быть всегда правильной: корректной, отчетливой, грамотной, четкой по артикуляции. Понимая важность этого, педагоги прогимназии очень заинтересованно подходят к работе над родным языком, привлекая детей к активному участию в речевой деятельности и на занятиях, и вне их. Речевая среда ребенка должна способствовать обогащению лексики, совершенствованию речи в количественном и качественном плане. Детский возраст – благодатное время для словотворчества, развития связной речи, восприятия знаний. Хочется, чтобы и родители уделяли внимание речевому развитию своих детей: больше читали им, рассказывали, беседовали, а не оставляли надолго один на один с телевизором или компьютером как основным собеседником.

К сожалению, речевая патология имеет тенденцию к росту. Неблагоприятное воздействие разных факторов на ребенка во внутриутробном состоянии, во время родов негативно сказывается на его речи как самой молодой функции.

Логопед призван содействовать правильной речи детей в силу своей профессии, активно сотрудничая с педагогами дошкольного учреждения и, конечно, с родителями, пропагандируя речевую работу не только как коррекционную, но и профилактическую. Достижение успеха напрямую зависит от постоянной и добросовестной работы и в детском саду, и дома.

Центральное место в работе по развитию родной речи занимает связная речь, которая включает в себя диалог и монолог. Диалог – это коммуникация, умение вести беседу, умение слушать, понимать собеседника, задавать вопросы и строить ответ. Детей учат подбирать слова, фразы, подходящие к конкретной ситуации, быть вежливыми, правильно произносить фразы в интонационном плане. Для знакомства с разными видами диалога детям читаются диалоги из художественных произведений, разыгрываются сценки. Умение вести диалог необходимо при обучении иностранному языку, форма диалога оптимальна для маленьких детей.

Современный мир увлек изучением языков огромные массы учащихся, разных по возрасту, по интересам, по мотивации. Овладевая иностранным языком, человек получает доступ к обширной, разнообразной новой информации, получает возможность общения с носителями другого языка. Данные психологии и педагогики указывают на то, что именно дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к изучению иностранного языка.

В нашей прогимназии обучение детей иностранным языкам как средству общения начинается с раннего возраста. Дети учатся овладевать коммуникативно-речевыми умениями и навыками. Непринужденная обстановка, игровая форма занятий, специально созданная речевая ситуация – все это помогает установить доверительные, доброжелательные отношения между педагогом и детьми. Игровая деятельность особенно эффективна. В игре учебные цели незаметны, деятельность ребенка в определенном смысле носит непроизвольный характер. В игре присутствуют все психологические компоненты – ощущения, эмоции, мыслительные процессы. Дети комфортно чувствуют себя, учатся взаимодействовать с педагогом, друг с другом, воспринимая иностранную речь на слух и запоминая не столько отдельные слова, сколько фразы. Дети настолько вживаются в игровые ситуации, что искусственная иноязычная среда становится психологически очень близкой. Дети разговаривают без потребности анализировать то, что произносят.

В обучении большая роль отводится наглядности, инсценировкам. Это необходимо, так как воспринимаемый на слух материал только тогда может быть прочно усвоен, когда он ассоциируется с яркими представлениями о предметах, действиях, ситуациях. Без этого устное обучение станет для маленьких детей скучным и малоэффективным. Чтобы удовлетворить повышенную потребность детей-дошкольников в движении, во внешней активности, надо сопровождать, когда это можно, повторение фраз или слов действиями, использовать физкультминутки, словесно-моторные игры и упражнения. Занятия по иностранному языку – часть всей учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения. К обязательному условию успешного овладения иностранным языком относится развитие родной речи: ребенок должен иметь большой словарный запас, уметь правильно строить предложения, владеть навыками словоизменения и словообразования, уметь пользоваться диалогом и монологом, правильно использовать интонационные средства для выразительности своего высказывания и, конечно, правильно произносить все звуки родной речи.

Для усвоения звуков родного и иностранного языка у ребенка должна быть хорошо развита артикуляционная моторика. Она помогает укрепить мышцы языка, всего артикуляционного аппарата. В результате мускулы рта освобождаются от излишней напряженности или, наоборот, от вялости и неподвижности во время речи, становятся гибкими, подвижными, послушными. Движения языка становятся точными, он быстрее принимает нужную позу при постановке конкретного звука. Развитие артикуляционной моторики, владение голосом и речевым дыханием, правильное звукопроизношение обеспечивают хорошую дикцию.

Для того чтобы овладеть произношением иностранного языка, надо создать новые стереотипы, не менее прочные, чем стереотипы родного языка, создать новые слухо-зрительно-моторные образы звуков, которые были бы полностью автоматизированы, а это достигается при очень большой частотности артикуляционных движений. При изучении иностранного языка необходимо постоянное взаимодействие этого языка с родным, потому что каждый новый звук ассоциируется с соответствующими звуковыми комплексами родного языка. После артикуляционной гимнастики, перед введением иностранной лексики, следует поработать над русскими скороговорками. Предварительная работа на базе родного языка очень полезна, так как при этом изменения в артикуляционной базе станут более органичными. Это послужит сближению артикуляционной базы русского и, например, французского языков, ибо речевые навыки русского с хорошо отработанной дикцией приближаются к речевым навыкам француза. В английском и немецком языках очень сильные согласные звуки, для правильного их произношения артикуляционная база родного языка должна быть хорошей и прочной. И таким же прочным должен быть фундамент всего родного языка, который стал основным кодом, а овладение иностранным языком приравнивается к овладению новым кодом, который накладывается на речевую деятельность на родном языке.

Логопед и педагог иностранного языка работают в тесном контакте, обсуждая возникающие у детей затруднения в звукопроизношении, и решают одинаковые задачи: формирование речевых навыков и коммуникативно-речевых умений на родном и иностранном языках.

Чтобы достичь хороших результатов в обучении, педагог должен обращаться не только к разуму своих учеников, но и к чувствам, строить обучение так, чтобы детям было интересно и чтобы даже у самого слабого была возможность испытать радость успеха и появилась уверенность в своих возможностях и силах. Атмосфера психологического комфорта, ведение занятий в доступной и занимательной форме, продуманная повторяемость всего заученного материала, умелое воздействие педагога, его богатая образная, эмоциональная речь – все это помогает привить любовь к родному языку и вызвать интерес к иностранному.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту