search
main
0

От вожатой до управленца. Как овладеть наукой лидерства?

Директор шахунской средней школы №14 Наталья Смирнова пришла в педагогику в четырнадцать лет. В летние каникулы, чтобы помочь семье, она попросилась няней в детский садик. Работа Наталье Валерьевне понравилась, и ее способности тоже не остались незамеченными, поэтому и в следующем году ее пригласили туда же. А уже перед одиннадцатым классом, как имеющую опыт общения с детьми, Наталью смирнову взяли вожатой в летний оздоровительный лагерь.

– Наталья Валерьевна, можно ли говорить о том, что это и определило ваш дальнейший жизненный путь?- Через несколько лет, уже окончив институт, совершенно неожиданно для себя я снова стала вожатой, только не отрядной, а старшей вожатой самой большой школы нашего района. К тому времени я уже поработала учителем в сельской школе, вышла замуж и имела двухлетнюю дочь. Вакансий по моей специальности в школе не было, и я согласилась на должность вожатой. Кстати, считаю эту работу самым простым и быстрым способом проверить человека, имеющего диплом педагога: сможет ли он заниматься педагогической деятельностью. Молодой человек либо «заражается» школой, либо уходит из нее навсегда. Жизнь устроила мне эту проверку и предоставила возможность совершенствовать лидерские качества, приобретенные в пионерском детстве и комсомольской юности.- Судя по всему, вы эту проверку выдержали достойно?- Да, довольно скоро в моей трудовой книжке появилась новая запись: «Переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе». Отмечу, что произошло это в девяностые годы, когда воспитание было далеко не приоритетным направлением, общество волновали другие вопросы. Но наш педагогический коллектив сумел пережить смутные времена и даже сохранил лучшие школьные традиции. Конечно же, детское самоуправление претерпело некоторые изменения: так, октябрята стали почемучками, пионеры – альтаировцами. Вместо комитета комсомола внеклассную работу организовывал совет старшеклассников.В нашей школе ни на минуту не утихала спортивная жизнь. А военно-патриотическое воспитание, которое изначально составляло основу воспитательной работы, вышло даже на новый, более высокий уровень.- Я знаю, что ваш отряд «Альфа» стал лучшим в областном соревновании среди районов «Северного дивизиона»…- Дело не только в победах. Мы бережем традиции, учим детей уважать их. Например, у нас из поколения в поколение проводится торжественная передача школьного знамени, и эта церемония заставляет трепетно биться сердца всех: и ребят, и учителей. Мне кажется, в этом смысл воспитательной работы, а не только в грамотах и дипломах.- Ваш директорский стаж небольшой. С чего вы начали свою деятельность в новом качестве?- Я приняла руководство этой школой не без сомнений. Уходил на заслуженный отдых Александр Александрович Баляев, возглавлявший школу 24 года. Это Человек с большой буквы! Мне повезло работать под его руководством четырнадцать лет. Не могу подобрать слов, чтобы сказать, как я благодарна ему за науку.Он оставил после себя успешную школу, стабильно функционирующую, с особой, благожелательной атмосферой, замечательным коллективом, высокими достижениями в образовательном процессе. Поэтому мне как новому директору не надо было проводить капитальных разрушений, требовалось лишь идти в ногу со временем. И тогда я четко осознавала, и сегодня осознаю, что школа – это движение вверх по спирали. Она не может стоять на одном месте.- Наталья Валерьевна, многого ли удалось добиться за прошедшие четыре с небольшим года?- Самое главное: мы пережили ремонт давно негодной кровли. Школа №14 до 1993 года была ведомственной и называлась дорожной школой. Управление Горьковской железной дороги содержало ее и ремонтировало, обеспечивало всем необходимым. Когда же школа стала муниципальной, оказалось, что средств на капитальный ремонт в районе нет. Все знали, что нужно перекрывать крышу, она с 2007 года была в аварийном состоянии, но дело никак не могло сдвинуться с места. Поэтому это стало моей первой задачей на директорском посту: найти деньги и заменить кровлю.Не скажу, что я одна билась над этой проблемой. И управление образования, и районная администрация, и даже заместитель губернатора по социальным вопросам включились в поиски средств. Каникулы 2012 года я провела вместе со строителями, но к 1 сентября прошлого учебного года вся кровля была заменена. Одной заботой стало меньше.- С какими трудностями еще пришлось встретиться?- Другие проблемы, кажется, решались уже значительно проще. Мы открыли еще один компьютерный класс, теперь их в школе два. Все кабинеты оснастили компьютерными комплексами, сделали ремонт в ряде предметных кабинетов, причем в основном его организуют сами преподаватели. Существенно обновили кабинет иностранного языка, при этом необыкновенную выдумку проявила Галина Викторовна Кондрашова. Она вместе с десятиклассниками сумела совершенно преобразить самую обычную комнату в уникальный кабинет – теперь это самая настоящая Англия.Но жизнь все время выдвигает новые требования, особенно в области образования. Например, сейчас мы испытываем острую нехватку помещений. Исторически школа существует с 1919 года, а в нынешнем здании – с 1937 года. В 1981 году был сооружен трехэтажный пристрой. На какое-то время это решило проблему тесноты. Но с тех пор прошло столько лет, а новых строек не было и не предвидится! Правда, идет разговор о зонировании территории за школой, возможно, ее передадут нам, тогда можно будет говорить о новом пристрое. Но это мечта далекого будущего.Пока же помещений нам явно не хватает, занятия проходят в две смены, более 500 учеников занимаются с утра, более двухсот – во вторую смену. А кроме местных к нам еще приезжают ученики старших классов из ближних и даже достаточно удаленных селений. С транспортом помогает управление образования, но случись непогода или еще какие-либо неурядицы, учеников разместить будет негде. Хотелось бы иметь хоть небольшое общежитие, но это пока тоже из разряда фантастики.Спортивная жизнь в школе кипит, преподаватели физкультуры у ребят в большом авторитете. Когда в городе открылся физкультурно-оздоровительный комплекс «Атлант», спортивных достижений у нас стало еще больше. Школе повезло в том, что ФОК стал нашим соседом, поэтому многие занятия (плавание, легкая атлетика, коньки) и соревнования удается проводить именно там.А вот актового зала, к сожалению, в школе нет. Нам удалось один достаточно обширный кабинет приспособить для этих целей. Зал-трансформер может вместить до восьмидесяти человек, имеется даже небольшая сцена.К этому учебному году мы пополнили оборудованием столярную и слесарную мастерские и кабинет обслуживающего труда. Раньше девочки пользовались одной швейной машинкой, теперь их стало десять, кроме того, приобрели оверлок и полностью заменили мебель. На смену небогатому ветхому оснащению кабинетов биологии и географии приобрели новое, отвечающее современным требованиям оборудование. У нас даже появилась своя метеостанция.С нынешнего учебного года ввели в школе видеонаблюдение. Считаю, что не напрасно потрачены значительные средства. За это время произошло три инцидента, разобраться объективно в которых помогли именно видеозаписи.- Какова ситуация с кадрами в вашей школе? Много молодых педагогов в коллективе?- Я считаю, что нам повезло: школа полностью укомплектована, действительно, много молодых учителей. Средний возраст педагогов – 43 года. Нередко после учебы к нам возвращаются бывшие выпускники школы. Сегодня из 60 педагогов 25 окончили нашу школу. Это говорит о высоком учительском авторитете, об уважении к заложенным старшими поколениями традициям.Мы помним заветы А.С.Макаренко, который утверждал: «Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, сберегайте правила, традиции». Мы стараемся следовать этому совету.За четыре года ни один учитель не перешел в другую школу, а в городе их еще три. Уходили на заслуженный отдых лишь пенсионеры. – Традиционный вопрос директору: что мешает работать?- Очень смущает и тяготит обилие отчетности. Каких только сведений не требуют от школы! Хватает забот и директору, и всем его заместителям. Не иссякает бумажный поток, даже несмотря на обилие отчетов в электронном виде.Досье «УГ»Наталья Валерьевна СМИРНОВА считает, что успех руководителя школы – это успех коллектива, который дышит «от маленьких до взрослых одним дыханием, временем одним». Так она определила формулу успеха, участвуя в областном конкурсе «Лидер года». В конкурсе она заняла второе место. Кроме того, Наталья Валерьевна – депутат городского округа, председатель постоянно действующей депутатской комиссии по вопросам социальной защиты населения, молодежной политики, образования, здравоохранения, культуры и спорта.ФактШахунская средняя школа №14 занимает одно из ведущих мест в рейтинге средних школ Нижегородской области, является лидером муниципального этапа предметных олимпиад, награждена Дипломом II степени во Всероссийском конкурсе воспитательных систем 2011 года.Шахунья, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте