Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

От вершины к вершине

Учительская газета, №04 от 28 января 2020. Читать номер
Автор:

Педагог как проводник на территорию смыслов

Ольга Алексеевна ИВАНИЛОВА, учитель года-2019 Севастополя, мечтает покорить Эльбрус, самую высокую горную вершину России и Европы. И если до конкурса «Учитель года»-2019 она сомневалась в своих силах, то теперь уверена, что все получится.

Ольга ИВАНИЛОВА убеждена, что информатика помогает детям строить свое будущее

Покорять вершины Ольге Иваниловой не впервой. И не только горные, но и жизненные. Первая, конечно, школа, которую окончила с золотой медалью. После физико-математического класса сомнений, куда поступать, было немного. Выбрала прикладную математику в Донецком национальном университете. На третьем курсе ее пригласили в школу №100 – там был нужен учитель информатики, так что к окончанию дневного отделения в 2009 году Ольга Алексеевна уже имела трехлетний опыт работы. Впрочем, то, что ее место в школе, поняла сразу – туда хотелось спешить, хотелось возвращаться. Хотя легко не было – предмет свой она знала и любила, но тогда, как считает, сильно не хватало знания детской психологии.

– Были и ошибки, и неудачи, конечно, – рассказывает Ольга Алексеевна. – Но тем ценнее опыт совершенствования в профессии, поиска своего педагогического стиля. Благодаря ученикам я год от года полирую методы, шлифую подходы, приемы обучения и воспитания. Помню, в начале своей профессиональной деятельности мне хотелось вложить в головы детей то, что знаю сама, передать им свои знания. Опросы, задания, тесты – все было подчинено одной цели – научить. С опытом начала понимать, как важно в погоне за знаниями не потерять душу ребенка, открыть его неповторимую индивидуальность.

За новыми знаниями отправилась в Центр непрерывного образования Донецкого национального университета – совершенствовалась в преподавании информатики. А в 2013‑м начался новый этап ее жизни, новая вершина – ее перевели в другую школу, не только учителем, но и заместителем директора по воспитательной работе.

– Поняла, что управление школой – это очень непростой процесс, – говорит Ольга Алексеевна. – Надо учиться правильно ставить цели, глубоко анализировать уровень учебно-воспитательной работы, четко строить систему планирования, организовывать деятельность школьного коллектива, выбирать оптимальные пути для повышения и контроля за уровнем обучения и воспитания.

Прошла конкурс в Донецкую региональную школу лидеров областного центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, и эту вершину успешно покорила. Сейчас Ольга Алексеевна Иванилова учитель информатики и заместитель директора по воспитательной работе средней школы №60 имени Героя Советского Союза В.С.Пилипенко города Севастополя. Впрочем, учительство, по ее мнению, – это бесконечное восхождение, она считает, что гордиться нужно не принадлежностью к профессии, а мастерством в профессии. Одиннадцать лет преподавая информатику, Ольга Алексеевна сделала вывод, что тесное общение современных детей с гаджетами вовсе не означает их компетентность в информационно-коммуникационных технологиях. И если прежде информационная культура школьников формировалась учителем, то теперь все сложнее.

– Сейчас, ввиду глобальной компьютеризации, мы утратили эту возможность, – считает педагог. – Дети почти с двухлетнего возраста находятся в виртуальном мире. У них складывается свое личностное информационное пространство, удобное для них. Но появляются и проблемы общения, отсутствия концентрации внимания на объектах реального мира. Ко мне дети попадают уже в более старшем возрасте, причем с одной большой иллюзией компетентности – что уж о компьютерах они знают абсолютно все. Эта же иллюзия, к сожалению, сформирована и у их родителей. В итоге дети получают массу информации, но не владеют инструментами для ее обработки, не могут систематизировать информацию, выделить общее, главное, сделать выводы. У них возникают проблемы с запоминанием информации.

Ольга Алексеевна взялась устранять противоречие между стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и недостаточным уровнем детской компетентности в них. Пришла к выводу, что нужно создавать единую информационно-образовательную среду – это позволяет перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию ИКТ-компетентности. На уроках Иванилова использует сервисы, моделирующие образовательную среду для каждого, предпочитая технологию смешанного обучения. Модули Learning Apps позволяют разрабатывать собственные интерактивные упражнения. Google Apps помогает организовать совместную работу над проектами, а «Якласс» – домашнюю, самостоятельную, дистанционную работы.

– Современные технологии помогают обучать интересно, – объясняет она. – Но здесь важно знать меру. Как умелый повар использует специи, чтобы сделать вкус ярче, так и учитель использует технологии, чтобы насытить урок эмоциями, красками. Чтобы ребенку было интересно, он должен сам добывать информацию, перерабатывать и понимать, как ее применить в жизни. На помощь приходят интернет-ресурсы. Дети охотно и активно включаются в процесс. Современные технологии и помогают формировать информационную компетентность, и повышают желание учиться.

Ее уроки не замыкаются кабинетом. Оказывается, горы и информатика не так уж далеки друг от друга. Сложить рюкзак, к примеру, – это серьезная задача оптимизации. Чтобы завязать туристические узлы, необходимо выполнить алгоритм, а чтобы найти кратчайший путь от А до Б, надо быстро считать. Уроки-походы для ­Ольги Иваниловой обычное дело – тут дети получают знания не только по информатике, но и о здоровом образе жизни. Иванилова его горячая сторонница. Среди ее увлечений – степ-аэробика, танцы, пеший туризм. Но лучше гор могут быть только горы… Они дают Ольге Алексеевне жизненную силу и позитив, которыми она щедро делится с детьми. Ведь после уроков работа учителя и замдиректора по воспитательной работе не кончается. Вместе с ребятами готовятся к олимпиадам и конкурсам, которыми увлечены старшеклассники Ольги Иваниловой. Дружно изучают среду игрового программирования СНИЛБОТ, посещают мастер-классы по робототехнике. Причем кто тут учитель, кто ученик, понятно не всегда – у детей, по мнению Ольги Алексеевны, она учится многому. Недавно, например, собрала своего первого робота. Урок информатики предполагает обязательное изучение языка программирования. У девятиклассников средней школы №60 имени Героя Советского Союза В.С.Пилипенко города Севастополя есть возможность выбирать из трех. А скоро будет из четырех – Ольга Алексеевна совершенствует свои знания в языке Python, который нынче популярен благодаря своей универсальности. По мнению Ольги Иваниловой, очень важно, чтобы взрослые и дети говорили на одном языке.

– Эффективный способ обеспечить серьезную и продуктивную работу по формированию информационной компетентности – применять средства работы с информацией, которые популярны в детской и молодежной среде, – убеждена она. – Современным и актуальным направлением считаю медиаобразование.

Вместе с девятиклассниками Ольга Алексеевна остается после уроков, чтобы желающие могли воплотить в жизнь мечту – создать свою игру. Дружно выпускают газету «Юный патриот» – ребята собирают новости на школьный сайт, организовали группу ВКонтакте и канал на Ютьюбе. Почти сто человек с удовольствием работают репортерами, операторами, фотографами.

– Внеурочная деятельность дает возможность включить ребенка в различные нестандартные для уроков ситуации, – говорит Ольга Алексеевна. – Это способствует выработке у них нестандартных решений, поиску новых идей и подходов. Мои ученики не дают мне останавливаться. Надо двигаться вперед, познавать новое, делиться опытом с коллегами. Учительский успех не может быть случайным, это упорный и постоянный труд. У меня есть несколько правил, выработанных с опытом: не избегать ответственности, постоянно искать и находить решения, не отчаиваться, когда не получается, совершенствовать свои знания, соответствовать времени и месту.

Популярность информатики в школе №60 растет день ото дня – дети выбирают ее для государственных экзаменов, с интересом участвуют во Всероссийском проекте «Урок цифры» и олимпиадах по игровому программированию. По мнению Иваниловой, в единой информационно-образовательной среде важно фиксировать результаты и учеников, и учителя.

– Для объективной оценки моей работы по формированию ИКТ-компетентности детей я использую методику Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, – рассказывает педагог. – Эта методика позволяет определить сформированность различных компетенций, подобрать индивидуальный вариант для каждого ученика и предоставить к нему электронный доступ. На основе полученных данных строю персональный мониторинг для каждого ученика. Он дает возможность выявить, какие компетенции сформированы недостаточно, и разработать индивидуальную траекторию для каждого ребенка. Затем подвожу итоги по классу, что позволяет судить о динамике развития ИКТ-компетентности учеников.
С помощью информатики дети строят свое будущее – Ольга Алексеевна разработала веб-квест по Атласу новых профессий, который знакомит детей с изменяющимся рынком труда, нужными навыками, новыми и старыми профессиями. Школьники выбирают себе не только профессию будущего, но и севастопольские предприятия и организации, в которых хотели бы работать. Разработку квеста оценили и дети, и взрослые. В прошлом году Ольга Иванилова, победив на региональном конкурсе «Горизонты цифрового будущего», стала руководителем городской творческой группы учителей – они создают региональный квест-конкурс по Атласу новых профессий.

Но не информатикой единой живет класс, которым руководит Ольга Иванилова. Обсудив на классном часе рассказы Василия Сухомлинского «Все добрые люди – одна семья», дети решили запустить эстафету добра по всему миру, для начала объединив всю школу идеей добра. Первым стал 5‑й «В» класс, сделав три добрых дела: дети превратили свой кабинет в самый цветущий, вылечили книги в школьной библиотеке, подружились с воспитанниками детского дома №1. Передали эстафетную палочку другому классу, впрочем, не перестав ухаживать за растениями и книгами, а тем более дружить с детдомовцами. От класса к классу, от школы к школе – проект должен в конце концов охватить школьников не только Севастополя, но и всего мира.
– Учитель несет ответственность перед будущим – он держит в руках душу ребенка, – говорит Ольга Иванилова. – Он страж и лекарь неокрепших душ, проводник на территорию смыслов. Его миссия, как и врача, – не навредить. Я смотрю на своих ребят и верю: они будут строить не мир потребления, а мир духовности, правды и добра. Мастерство учителя – это вершина, которую можно покорять всю жизнь…

Наталья ЯКОВЛЕВА, Севастополь


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt