Все начинается с идей. Магаданская средняя (русская культурологическая) школа №2 (директор Екатерина БОРИСОВА) началась с мысли Ушинского, которую высказал он в статье «О необходимости сделать русские школы русскими». «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного образования от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится».
Школа №2 – вторая по счету, построенная в городе. Возникла она в годы активного освоения края, когда резко увеличивалось население, приезжали люди. И соответственно стала расти необходимость в школах. А сегодня это единственная в области школа с этнокультурным компонентом. Он представлен несколькими спецкурсами. Это библейские чтения для начальной школы, предполагающие чисто историческое знакомство с историей христианства на Руси (программу, которая была лицензирована, создала одна из учительниц). В пятом классе введен спецкурс «Русские обрядовые традиции». Разработала его кандидат филологических наук Валентина Ивановна Чумакова. И не только разработала, но и учебник издала. И по сей день в школе работают по нему. В шестом классе это направление продолжили за счет введения такого курса, как «Домострой» (история русской семьи). В шестом классе появился спецкурс «Декоративно-прикладное искусство Северо-Востока», отражающий особенности Колымского края. В восьмом классе начинается спецкурс по исторической грамматике. В седьмом начинается древнерусская литература. С первого по шестой класс ведется риторика. Это спецкурсы, непосредственно касающиеся русской культуры. Кроме них, введены спецкурсы, нацеленные на подготовку в вуз по математике, и еще такие, которые предполагают изучение российской цивилизации, истории права России.
Некоторые спецкурсы пришлось отложить. Например, сложноватой оказалась «История философской мысли». Нужно отдать должное учителям, которые сами разрабатывают, дорабатывают спецкурсы, принимают участие в городском конкурсе школьных программ. И если кто-то, разработав спецкурс, уходит из школы, уезжает из области, то находится человек, способный его подхватить.
Первые годы, когда в начале 1990-х в школе вводился русский этнокультурный компонент, были трудными. Учителя, особенно математики, естественники, не понимали, каково их место в русской культурологической школе. Но постепенно приходилось осознавать его. Читали Ушинского, Розанова. И потом пришло понимание, что и на уроках математики есть место русской культуре. Культурология была новым словом в педагогике, и вторая школа была одной из первых, кто осмыслил, в чем суть этого курса. Математика – это тоже культура – культура числа. Физика – культура закона, который нужно уважать, ибо мы живем на планете благодаря ему…
Идея культурологической школы была поддержана учителями. Это выразилось в том, что было создано много авторских программ. Они успешно проходили апробацию. Со временем стало ясно, что экспериментальную опытную работу можно вести не только за счет спецкурсов, но и в воспитательной деятельности. Была открыта психологическая служба и для родителей микрорайона, и для детей. Ввели новые досуговые формы. На базе школы все КТД проходят в русле национальной культуры. Масленица, «русская завалинка», посиделки. Названия меняются, но цель одна – познакомить детей с русской национальной культурой. Проводятся славянские ярмарки, работающие по «станциям». На одной нужно проинсценировать какую-то пословицу, на другой сочинить сказку, на третьей что-то еще сделать. В марте или апреле проходит главный праздник, спортивный, – русские забавы с перетягиванием каната, тройками. Школа живет необычной жизнью, оставаясь верной главной задаче: выпускник русской культурологической школы должен знать лучшие образцы отечественной и мировой культуры, уметь брать информацию из самых разных источников, моделировать ситуации и находить способы их решения. Чтобы его главными качествами были стремление к добру, милосердию, сопереживанию. Чтобы он был личностью, поскольку только личность определяет культурный уровень общества.
Комментарии