search
main
0

От учебника по каждому предмету к электронному метаучебнику. Идея метапредметного учебника была представлена на прошлой неделе в МГПУ

27 мая состоялось второе заседание общественного педагогического совета, созданного в конце 2015 года при Объединенной издательской группе «ДРОФА – ВЕНТАНА-ГРАФ», для поддержки инициатив в области учебного книгоиздания и развития образовательной среды.

Ректор МГПУ Игорь Реморенко, открывая заседание, отметил, что стремительное развитие новых технологий и интеграция онлайн-ресурсов меняет школьную повседневность. Примерно 80% учебников создано до 1990 года. Все они морально устарели. И дело не в том, что они не имеют электронных копий. Это не самая серьезная проблема старых книг. Гораздо важнее то, что методика преподавания за это время поменялась полностью, появились новые возможности, связанные с интернет-ресурсами и  мультимедийными технологиями. Особенно важна разработка новых учебников сейчас — следующий Федеральный перечень будет утверждаться на пять лет. Следовательно, необходимо быть уверенными, что созданное учебное пособие будет актуально как минимум полдесятилетия.

Основная проблема, с которой сталкиваются школьники — разрозненная картина мира. По словам Виктора Болотова, академика РАО, президента Евразийской ассоциации оценки качества образования, в пятом классе успеваемость детей падает именно потому, что целостное восприятие рассыпается с появлением новых предметов и новых учителей. Обилие новых дисциплин, хронологическая несогласованность программ приводят к тому, что пятиклассники действительно думают, что Древняя Греция и события «Слова о полку Игореве» происходили примерно одновременно — а почему бы и нет, если эти уроки идут в расписании подряд?

По утверждению докладчика, если уж искать действенное место современных образовательных технологий в образовании, то именно для сохранения, создания единой картины мира у учеников. Метапредметный электронный учебник – или МЕТАучебник – позволяет в фоновом режиме предъявлять целостную картину мира как смысловую связь между событиями во временном (историческом) и пространственном (географическом) континуумах. Если коротко, МЕТАучебник состоит из всего множества изучаемых в школе информационных объектов, которые связаны между собой в историческом и пространственном континууме. Список координатных осей связей МЕТАучебника может расширяться.

Так изучая любую тему на уроке, можно наглядно увидеть, цепь каких событий, открытий, пониманий во всех предметных областях (по всем школьным предметам) лежит в основе изучаемой темы. В продемонстрированных на совете прототипах было видно, что компьютер (планшет, любое мобильное устройство) как будто специально приспособлены для такой очень важной дидактической технологии совмещения в едином пространстве экрана частного и целого.

Артем Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию, представил на совете концепцию МЕТАучебника.

Перед презентацией проекта была обозначена ключевая проблема, которую и пытаются с разной степенью успешности решить ученые и учителя традиционными и современными методами: непроявленность связи между конкретной дидактической единицей учебного предмета и целостной  системой знаний по данному предмету и с картиной мира в целом.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, поддержал проект, сказав, что впервые видит объединение современной технологии и методики преподавания ради главной цели — развитие различных форм сотрудничества на уроке и построение учебного процесса в соответствии  с индивидуальными запросами и способностями каждого ученика.

Алексей Семенов, академик РАН и РАО, ректор МПГУ, увидел в предложенной технологии инструмент, который даст возможность и учителям, и учащимся самостоятельно заполнять виртуальное пространство электронного учебника: без ограничений добавлять материалы, которые выходят за рамки школьной программы и являются результатом собственных исследований учителей и учеников. В том числе, составлять историю своей семьи или своего города, села в контексте истории страны.

Интересно, что технология предложенного МЕТАучебника не отменяет ни одного существующего учебника, а связывает их такими, какие они есть сейчас в единую и наглядную картину мира.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте