Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От теории к практическим результатам

УГ - Москва, №26 от 30 июня 2014. Читать номер
Автор:

​В структуре Московского городского педагогического университета Научно-исследовательский институт столичного образования занимает особое место.

За полтора десятка лет он осуществил колоссальную научную работу, добился впечатляющих результатов в сложном и ответственном деле научно-педагогических исследований и внедрения их в систему столичного образования, приобрел заслуженный профессиональный авторитет в Москве и за ее пределами. Оставаясь современным, динамично развивающимся научным учреждением, коллектив сохранял и передавал приходящей в него научной молодежи как память о своей истории, замечательных сотрудниках, так и сформировавшиеся за годы традиции. В этой исторической связи научных поколений в НИИСО МГПУ черпают силы для новых свершений и настоящих прорывов в будущее, которые шли бы во благо всей системе московского образования.Институт начинаетсяИдея о создании межфакультетского объединения научных структур родилась на факультете коррекционной педагогики и специальной педагогики, который возглавляла декан Т.Синельникова. При участии заведующего кафедрой логопедии Е.Оганесяна и заведующего факультетской лабораторией диагностики и коррекции психических функций у детей Б.Архипова сформировалась инициатива преобразовать лабораторию в лабораторно-диагностический комплекс со своей клинической базой, то есть оказывать консультативную и диагностическую помощь населению с привлечением студентов и преподавателей факультета. Понятно, что столь смелые планы требовали глубокой проработки, и, заручившись поддержкой тогдашнего начальника отдела науки МГПУ философа В.Кондратьева и еще одного влиятельного и авторитетного специалиста – заведующего медико-биологической кафедрой ныне покойного В.Волкова, факультетская «тройка» стала готовиться к обсуждению идеи с ректором МГПУ В.Рябовым. Обсуждение было долгим и острым, в конце концов вышли на несколько коротких и емких формулировок главных целей, в основе которых лежала идея согласовать многие направления педагогических дисциплин через физиологию ребенка. Впрочем, на коллегии Московского комитета образования, где вопрос обсуждали 30 октября 1997 г., на институт были возложены функции еще более широкие: помимо медико-биологических проблем были запланированы научные исследования в области историко-социальных и много иных задач. В конце марта 1998 г. вышел приказ о создании в составе МГПУ нового самостоятельного структурного подразделения с громким названием Научно-исследовательский институт столичного образования (НИИСО). Функции его руководителя временно принимал на себя ректор университета В.Рябов.Институт начинался в небольшой комнате на 4-м этаже здания по 2-му Сельскохозяйственному проезду, где работала небольшая команда: Б.Архипов, который стал первым директором НИИСО МГПУ с 1 сентября 1998 г., заместители директора А.Корнеев, А.Захариков и еще несколько человек. Институт составляли лаборатории, остающиеся пока в составе факультетов, но координация и преодоление дублирования, оптимизация и повышение эффективности научных исследований стали уже зоной ответственности нового подразделения.Через год Б.А.Архипов перешел на должность заведующего кафедрой клинических основ на факультете коррекционной педагогики и специальной педагогики и передал дела своему заместителю А.Захарикову. Алексей Захариков имел огромный опыт руководящей работы. Историк, кандидат наук, он успел поработать и в ЦК КПСС, и главным редактором издательства «Высшая школа», и директором крупного издательства ВЦСПС «Профиздат», а в МГПУ пришел в год основания университета, работал в нем в должности доцента и руководителя редакционно-издательского отдела, а затем научно-исследовательского управления МГПУ.Структура укреплялась и расширялась, в 2005 г. в НИИСО действовало до 25 научно-исследовательских лабораторий, в которых работали свыше 100 научных сотрудников. Наряду со строгим контролем неизменную поддержку НИИСО, организационную, материально-техническую, финансовую и иную, оказывал ректор МГПУ В.В.Рябов. Потребности НИИСО не оставались без внимания и Правительства Москвы, руководителя столичного образования Л.Кезиной, ее заместителей Л.Курнешевой, В.Пономарева, Е.В. Никоненко.Еще в начале своей научной деятельности НИИСО делал значительный вклад в рост научных активов университета. В лаборатории содержания новых технологий обучения иностранным языкам был создан новый учебник английского языка для общеобразовательных школ с углубленным уровнем обучения, за эту работу авторскому коллективу (руководитель – профессор О.Афанасьева) была присуждена Премия Правительства РФ за 2001 год. Под руководством профессора А.Мордковича был создан учебно-методический комплект для всех классов по математике (учебник, задачник, книга для учителя, тесты, контрольные работы), который достаточно широко используют в московских и российских школах. Этот комплект был удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год. Научные работники лабораторий НИИСО активно участвовали в реализации мероприятий общегородских программ «Столичное образование-2, 3». Лаборатория экономики образования (руководитель – профессор М.Левицкий) подготовила и опубликовала учебное пособие для руководителей учебных заведений Москвы «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях», а также другие издания. Неизменный интерес педагогической общественности вызывала деятельность лаборатории гуманной педагогики (заведующий – профессор Ш.Амонашвили) по повышению роли воспитания в образовательном процессе и решении проблем социализации детей, ею была разработана концепция гуманно-личностного подхода к детям в процессе обучения, признанная президиумом Российской академии образования одной из наиболее перспективных в современных условиях.НИИСО успешно решил задачи первого этапа – этапа создания именно научно-исследовательской структуры: примерно 80% учебных программ университета были разработаны сотрудниками научных лабораторий. Институт утвердился в качестве равноправного члена семьи институтов и факультетов.Девиз – инновацииУкрепившись в общественном восприятии в качестве самостоятельной университетской структуры, продолжительное время НИИСО оставался, по существу, конгломератом различных научно-исследовательских структур, часто расположенных весьма далеко друг от друга. Жизнь диктовала иные условия, руководство МГПУ поставило перед коллективом НИИСО задачи совершенствования организационной структуры института, преобразования лабораторий в более комплексные коллективы, способные решать более глобальные задачи. Одной из первых лабораторий, сформированных не из профессорско-преподавательского состава университета, а укомплектованных штатными профессиональными сотрудниками, стала лаборатория мониторинговых исследований в образовании, куда вошли сотрудники прежних лабораторий тестирования, психолого-педагогического и социального мониторинга, а также лаборатории маркетинга образовательных услуг (заведующая – Л.Холоднова). Важным годом в истории института стал 2006-й, когда на пост его директора была назначена тогда еще совсем молодой ученый Маргарита Русецкая. С первого дня руководства НИИСО М.Русецкая высказывала мысль о том, что лаборатории должны базироваться в одном здании. В феврале 2007 г. ректорат принял решение о выделении здания на улице Панферова, а 1 сентября 2007 г. можно считать официальным днем открытия НИИСО по этому адресу. Впрочем, по разным причинам окончательный перевод всех подразделений НИИСО в новое здание состоялся лишь спустя несколько лет. При активном участии М.Русецкой была создана лаборатория научно-технического творчества молодежи, которую возглавил В.Покровский. Созданный в лаборатории программно-аппаратный комплекс для развития слухового восприятия «Солнечный замок», выполненный студенткой 5-го курса факультета специальной педагогики и специальной психологии О. Ходченковой, получил золотую медаль ВВЦ на конкурсе «Научно-техническое творчество молодежи-2006». Под научным руководством М.Н.Русецкой сотрудники лаборатории начали создавать интерактивный полуавтономный робот «Робоняня», который можно использовать для обучения и стимулирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Проект имел успех, его создатели были удостоены первой премии на Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи на ВВЦ, в течение нескольких лет робот (новое название – Ася) успешно представлял НИИСО на российских и международных выставках.В стремлении приблизить деятельность научных сотрудников лабораторий к практике внедрения разработок некоторые лаборатории были преобразованы в научные центры: Учебно-исследовательский центр по воспитанию и образованию детей младшего возраста (руководитель – Н.Веракса); Центр специального образования (руководитель – академик РАО В.Лубовский), Центр стратегического анализа и прогнозирования проблем образования и регионального рынка труда (руководитель – В.Офицеров), Центр гуманитарного образования (руководитель – С.Козленко).Новые ориентиры, новые задачиВ декабре 2011 г. М.Русецкая перешла на работу в Департамент образования, в течение нескольких последующих месяцев обязанности директора НИИСО исполнял М.Воропаев. (В августе 2012 г. коллективу представили нового директора института Елену Чернобай. – Прим. ред.) Преобразования совершались в обстановке полной гласности, новации декларировались и обосновывались на научно-практических мероприятиях с участием сотрудников института и приглашенной педагогической общественности, первые результаты обсуждений легли в основу концепции развития Научно-исследовательского института столичного образования на 2013-2016 гг.В качестве первоочередных и ведущих тем были заявлены участие в разработке и реализации целевых и долгосрочных базовых программ модернизации московского образования, инновационная деятельность в системе образования, формирование предложений в области государственной политики в сфере образования, разработка концептуальных подходов и механизмов обновления содержания, системы методов, форм и средств обучения в системе дошкольного, общего специального и дополнительного образования в столичном регионе, разработка образовательных стандартов общего и педагогического профессионального образования, разработка моделей подготовки современного руководителя образовательного учреждения, учителя и других педагогических работников в условиях специфики и модернизации московского образования, разработка практико-ориентированных технологий и методик, направленных на совершенствование процесса обучения и воспитания дошкольников и школьников, детей и подростков с особыми образовательными потребностями (и (или) ограниченными возможностями здоровья), а также талантливых и одаренных детей и подростков, разработка и обоснование критериев определения качества педагогической деятельности в системе столичного образования, мониторинг и тестирование системы столичного образования, организация и проведение региональных, федеральных и международных научных конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам современного образования, развитие инициативных и поисковых исследований, направленных на создание опережающего научного задела, – внедрение результатов научных исследований в практическую педагогическую деятельность системы столичного образования. При этом содержание научной деятельности НИИСО должно было определяться заказами Департамента образования и ректората МГПУ в соответствии с приоритетными направлениями современной науки в области образования.Главной была ориентация на результаты научной деятельности, которые были определены как создание фундаментального базиса для осуществления инновационной деятельности в системе образования Москвы, модельные решения для многофункциональных образовательных комплексов, дальнейшее развитие бренда Московского городского педагогического университета, укрепление имиджа НИИСО как инновационного центра, специализирующегося на развитии приоритетных направлений педагогической науки, повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы НИИСО, научно-методические разработки, ориентированные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, процесса подготовки будущих учителей к работе по новым образовательным стандартам, новые подходы к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических и управленческих кадров в образовании в Москве, рост престижа научного сотрудника НИИСО (высокая квалификация, постоянное повышение квалификации, повышение индекса научного цитирования), возрастание спроса на выпускников МГПУ.Современные задачи, которые сегодня реализует НИИСО, это:    разработка стратегических моделей развития отдельных компонентов системы. Всем известен текст ФГОС общего образования, всех его трех уровней. Стандарт, представляя собой рамочный документ, не дает, например, понимания, как осуществить переход к новым условиям работы, каковы модели перехода на ФГОС общего образования, какие механизмы существуют для этого;    мониторинг образовательной системы по разнообразным направлениям (например, сфера финансирования, государственно-общественное управление, учебно-методические комплекты);    построение прогнозных моделей развития системы образования. Научная структура должна опережать текущее развитие системы, предвидеть ее потребности на краткосрочную и длительную перспективы. Результаты такой прогнозной работы могут быть востребованы для повышения эффективности использования бюджетных средств, для совершенствования деятельности образовательных организаций и принятия стратегических управленческих решений на всех уровнях.До недавнего времени, наверное, единственным измерителем результативности работы НИИ было количество печатных листов по определенной научной проблеме. К счастью, эта ситуация меняется. Исследования НИИ столичного образования ныне завершаются сборниками предложений учредителю – заказчику научных тем – для разработки проектов нормативно-правовых документов. В перспективе такая работа могла бы положить начало формированию банка проектов нормативных документов, определяющих правовое поле работы образовательных организаций в новых условиях. Например, по результатам выполнения НИР по государственным заданиям 2013 г. такой сборник включил в себя 25 положений, требований, перечней, порядков и других информационных материалов по общему образованию, включая дошкольное. Среди них Порядок введения ФГОС основного общего образования в многофункциональных образовательных организациях Москвы, Порядок организации работы с родителями при переходе на ФГОС общего образования в многофункциональном образовательном комплексе, Инструктивно-методическое письмо по проектированию основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации, Требования к организации взаимодействия дошкольного и начального общего уровней образования в многофункциональных образовательных комплексах в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС дошкольного образования, Требования к разработке конвергентных учебных программ на ступени основного общего образования и многие другие. Как видим, это направление научной работы реально выводит взаимоотношения заказчика и НИИ на новый организационно-практический уровень.Еще одной важной задачей, которую реализует НИИСО, стало научно-методическое сопровождение деятельности столичных школ по подготовке и введению ФГОС общего образования. Такая задача предполагает в первую очередь организацию конкретной и действенной помощи административным командам московских школ в разработке основного нормативного документа, регламентирующего деятельность образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС, – основной образовательной программы всех уровней образования. Направление включает в себя не только подготовку методических рекомендаций административным и педагогическим командам по разработке и доработке ООП, подготовку макетов нормативно-правовой и распорядительной документации, определяющей организацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного и среднего общего образования. Важным вектором научно-методического сопровождения, опирающимся на выявленные проблемы и риски, возникающие на переходном этапе, становится информирование участников образовательных отношений по проблемам, связанным с организацией образовательного процесса в новых условиях и с новыми требованиями, формирование и развитие их мотивации к работе в этих условиях.Понимая задачу поддержки школ как ключевую, НИИСО уже организовал работу по выявлению и локализации наиболее проблемных зон, возникающих в ходе разработки ООП основного общего образования, через построение взаимодействия с руководителями и заместителями руководителей школ. Для преодоления затруднений также разработаны и проведены серии проблемных семинаров для административных команд, педагогов и различных категорий специалистов образовательных организаций в форме окружных сессий. В мероприятиях по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, проектированию программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, программы коррекционной работы, а также по разработке программ по учебным предметам, проведенных НИИСО в первый год научно-методического сопровождения, в общей сложности приняли участие свыше полутора тысяч руководителей, педагогов и специалистов из 250 столичных школ. Завершающим этапом первого года научно-методической деятельности НИИСО стало проведение экспертизы основных образовательных программ пилотных московских школ, осуществляющих подготовку к введению ФГОС основного общего образования, для анализа их соответствия нормативным требованиям (требованиям ФГОС ООО к структуре, наличие основных подпрограмм), а также определения степени готовности представленных ООП к реализации.Экспертиза показала, что из 178 представленных программ на 77% удовлетворяют требованиям к структуре ООП ООО. Более развернутый анализ качества разработанных программ проведен с использованием сложной методики, включавшей 32 критерия, среди которых:    согласованность и корреляция реализуемых задач ООП ее целям;    соответствие образовательных результатов, описанных в ООП, результатам, заявленным в ФГОС основного общего образования;    соответствие целей и задач, заявленных в программах учебных предметов, целям и задачам, представленным в ООП;    представление в ООП учебных предметов, в которые интегрированы сквозные вопросы (социализации, воспитания и профессионального самоопределения, подготовки к жизни и труду, безопасности и охраны окружающей среды, межкультурного понимания);    обеспеченность в ООП баланса между предметными знаниями и компетенциями и метапредметными и личностными результатами;    соответствие представленных (описанных) методов обучения и способов оценки результатов модели выпускника, представленной в ООП.По итогам проведенной экспертизы для каждой из 178 образовательных организаций было подготовлено экспертное заключение, проведена серия встреч-консультаций с представителями школьных команд, в которых приняли участие около 200 специалистов из 132 московских школ. Результаты экспертизы послужили основанием для разработки цикла вебинаров, тематика, научное и практико-ориентированное содержание которых позволяют школьным командам внести коррективы в разработанные ООП, провести работу над ошибками, реализовать региональные особенности.Результаты экспертизы основных образовательных программ также легли в основу процедуры определения рейтинга готовности столичных школ к введению ФГОС ООО, инициированной Департаментом образования. Ранжирование школ на основании их степени готовности к работе в соответствии с требованиями вводимых образовательных стандартов также отнюдь не дань моде. Рейтинг готовности к введению ФГОС ООО не только показатель, свидетельствующий об уровне готовности образовательных организаций, но и процедура, позволяющая получить объективную, достоверную и оперативную информацию об их деятельности. В основе процедуры лежит глубокая экспертиза действующих или разрабатываемых документов школы, анализ ресурсного, в первую очередь кадрового, обеспечения введения ФГОС общего образования, диагностика учебных результатов.В процедуре ранжирования приняли участие образовательные организации, направившие ООП ООО на экспертизу (всего 178 школ). Процедура проведена на основе интегрированного анализа по трем группам параметров: ресурсы образовательной организации, характеристика ООП ООО, итоги диагностики учебных результатов обучающихся 5-х классов. Особенность процедуры, проведенной НИИСО, не просто выстраивание образовательных организаций в некоторую ниспадающую последовательность, а еще и распределение школ по группам, каждая из которых характеризует состояние готовности школы к работе по новым стандартам на уровне основного образования и с каждой из которых можно выстраивать особый формат работы.Построение коммуникации с образовательными организациями города важно для НИИСО, в этой связи заметным результатом стало создание и размещение в Интернете информационного ресурса Научно-исследовательского института столичного образования. Сайт НИИСО (www.niiso.ru) не только представляет информацию об институте, но в большей степени предлагает посетителям методические и информационные сервисы и ресурсы для организации каждодневной работы школы в новых образовательных условиях, которые определяют реализуемые в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты, нарождающимися в Москве многофункциональными образовательными организациями и другими значимыми для города факторами. На сайте (www.niiso.ru) НИИСО представлен Информационный портал по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, созданный по приказу Департамента образования (от 27 августа 2012 г. №587). В рамках этого раздела сайта (www.niiso.ru) пользователи могут получить информацию об актуальной нормативной базе, скачать и изучить методические материалы, разработанные НИИСО, просмотреть отчеты о деятельности регионального Центра по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Посетители сайта (www.niiso.ru) могут найти полезными и Дистанционную школу для родителей, и раздел, посвященный введению в Москве единого учебно-методического комплекса издательства «Просвещение», подборки документов для директоров образовательных организаций, электронные версии вышедших в НИИСО изданий.На базе платформы информационного ресурса, созданного в 2013 и 2014 годах, была организована мониторинговая работа, проходят исследования и в сфере государственно-общественного управления, и в сфере дошкольного образования, и в сфере исследования потребностей в педагогических кадрах и множество других мониторингов.В апреле 2013 г. вышел в свет первый номер научно-практического журнала «Стандарты нового образования», издаваемый Научно-исследовательским институтом столичного образования. Важным результатом появления журнала стало укрепление творческих связей научных коллективов с образовательными организациями Москвы, создание постоянно действующей площадки для публикации работ, обращенных непосредственно к практикам образования, использованию современных эффективных педагогических технологий в новых условиях работы. Особенность журнала состоит в том, что он ориентирован на решение современной задачи, стоящей перед научно-педагогическим сообществом, – помочь образовательным организациям в формировании их готовности к работе в новых условиях, которые определены задачами государства, заказом социума и конкретного потребителя услуг.Одной из ключевых тенденций современного московского образования стало заметное увеличение числа образовательных организаций, созданных путем объединения в крупные многофункциональные образовательные комплексы. Возникновение таких новых форм организации образовательного, административного и учебного пространства школы трансформирует всю образовательную экосистему города и требует новых научно-методических и практических подходов в практике управления и жизни школы.В 2013 г. НИИСО открыта серия изданий «Крупным образовательным комплексам», в которую вошли пособия, методические рекомендации и материалы, подготовленные специалистами института. В выпусках будут рассмотрены структурные модели образовательных комплексов, их нормативно-правовое обеспечение, особенности основной образовательной программы, режим занятий, организация внеурочной деятельности, интеграция образовательных программ различной направленности.Одним из ключевых ориентиров развития образования в Москве стало взаимодействие с родителями обучающихся, которое нужно осуществлять не только на уровне отдельных образовательных организаций, но и силами научной общественности мегаполиса. На основании государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» в рамках поручения Департамента образования Московскому городскому педагогическому университету была создана Дистанционная школа для родителей на базе НИИСО для реализации направления внедрения моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление школой. Такая школа для инициативных родителей включила в себя очные практические мастер-классы и семинары, раздел на сайте (www.niiso.ru) НИИСО, где родители могут не только получить доступ к материалам и методическим рекомендациям, но и пообщаться на форуме со специалистами института, ознакомиться с методическими рекомендациями «Как организовать работу с родителями школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования», серией видеолекций для родителей. О большой востребованности школы говорит тот факт, что в Общегородском родительском собрании онлайн (30.11.2013) приняли участие более 670 родителей из образовательных организаций Москвы, высоко оценивших инновационную форму мероприятия.Большое значение НИИСО придает участию в международной деятельности Московского городского педагогического университета. Сотрудники лаборатории развития ребенка (заведующий – И.Шиян) приняли участие в международных семинарах и конференциях, в организации российско-шведского семинара «Дошкольное образование: зона ближайшего развития», прошедшего в Москве в мае 2014 г. В начале года группа специалистов НИИСО во главе с заведующей лабораторией Е.Ивановой совершила поездку в Финляндию, где в ходе посещения школ изучала опыт создания современной развивающей предметно-пространственной среды. Обобщенные данные изучения опыта Финляндии и другие материалы на сходные темы стали основой для специального тематического номера журнала «Стандарты нового образования», готовящегося к печати.К исполнению и консультированию работ по НИР 2013-2014 гг. были привлечены ведущие ученые и практики: академик РАО, доктор педнаук, проф. А.Кузнецов, академик РАО, доктор педнаук, проф. В.Лубовский, академик РАО, доктор педнаук, проф. Ш.Амонашвили, доктор технических наук, проф., генерал-майор М.Шахраманьян, проводятся творческие встречи и переговоры с другими учеными и практиками, в том числе зарубежными, направленные на их привлечение к работам ближайших лет.НИИСО ставит перед собой новые задачи, видит новые вызовы, а за ними еще и иные, те, о которых только предстоит задуматься. Важным направлением развития системы московского образования, а значит, и деятельности НИИСО в ближайшее время представляется проектирование и внедрение комплексных решений в сфере введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, которые включили бы в себя и удобные электронные сервисы (для самооценки школы, для создания ООП, для экспертной коммуникации), и эффективные практические модели (повышения образовательных результатов, педагогического аудита, работы в условиях образовательных комплексов).Еще одним важным планируемым направлением работы стало создание научного консалтингового центра на базе НИИСО, который будет работать в тесном взаимодействии с образовательными организациями. Задачами такого центра станут информационная и методическая поддержка школ, разработка документации, проведение аудита. Подобный центр может быть создан в формате малого инновационного предприятия и будет осуществлять работу с партнерами на коммерческой основе.Будущее НИИСО неразрывно связано с московскими школами и с интеграцией научного и педагогического сообщества, во взаимодействии которых и может быть получен высокий результат.Е.ЧЕРНОБАЙ, директор НИИСО, доктор педнаук, доцентВ статье использованы фрагменты авторских материалов из пока еще не опубликованного сборника «НИИСО – 15 лет».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту