search
main
0

От стада к высокоорганизованному обществу. Тема «Общество». 10-й класс. 2 часа

Цели: создание условий для осознания и осмысления блока учебной информации по теме «Общество», применяя ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения знаний и умений.

. Приведите примеры, иллюстрирующие положения:. Приведите примеры, подтверждающие существование в современном обществе общинных устоев (в укладе жизни, как пережиток).. На каждую функцию приведите не менее 2 примеров. Какие функции общества частично или полностью может заменить государство, какие – нет. на закрепление темы «Общество». По приведенным примерам составьте определения понятия «общество» в узком значении:Практикум (). Вам предлагается несколько вариантов основных черт (признаков) общества. Обобщите предложенные вам версии и составьте свой список черт (признаков) общества.. Назовите отличие понятия «общество» от понятия «страна» и «государство».. Приведите примеры, иллюстрирующие положения:. Приведите примеры, подтверждающие существование в современном обществе общинных устоев (в укладе жизни, как пережиток).. На каждую функцию приведите не менее двух примеров. Какие функции общества частично или полностью может заменить государство, какие – нет.. Тесты

Задачи: способствовать осознанию основного фактического материала темы (определение, существенные признаки понятия «общество», функции общества); способствовать развитию диалектического мышления учащихся (альтернативность и многозначность мнений по обществоведческим проблемам, генезис общества), умения выражать и отстаивать свое мнение; развитию познавательной активности учащихся за счет включенности заданий развивающего и обучающего характера (выходящими за рамки непосредственного занятия); умений работы с альтернативными мнениями, источниками информации; умений работать с тестовыми контрольными заданиями, составленными по принципу ЕГЭ; способствовать осознанию положения о диалектическом развитии общества, формированию самостоятельности, ответственности за результаты учебной деятельности.

План урока

1. Понятие «общество».

2. Черты общества.

3. Отличие общества от страны, населения, государства.

4. Генезис общества (социогенез).

5. Функции общества.

Понятие «Общество»

Вводное повторение

Понятие «общество» знакомо учащимся по предыдущему курсу изучения (5-7, 8-9 кл.) и имеет как широкое значение, так и несколько узких.

Задание учащимся №1. По приведенным примерам составьте определения понятия «общества» в узком значении:

1. Общество любителей собак, общество филателистов. (Объединение людей по интересам).

2. Французское общество, российское общество. (Население какой-либо страны).

3. Средневековое общество, первобытное общество. (Исторический этап развития общества).

4. Человечество. (Население всей планеты).

Изучение нового материала: выработка нового (углубленного по содержанию) понятия.

Учитель предлагает сравнить (найти общее и отличие) определения понятия различных ученых.

Основные методы обучения

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Практические методы (выполнение задания №2).

Дедуктивные методы.

Проблемно-поисковые (учащиеся осуществляют усвоение нового материала путем самостоятельных размышлений над разнообразными источниками).

2. Методы контроля.

Письменный контроль.

Индивидуальный контроль.

Фронтальный контроль.

Изучение нового материала: черты общества.

Задание. Практикум (работа с несколькими источниками). Вам предлагается несколько вариантов основных черт (признаков) общества. Обобщите предложенные вам версии и составьте свой список черт (признаков) общества.

Текст «А»:

1) Невключенность объединения в другие, более крупные.

2) Заключение браков между представителями данного объединения.

3) Наличие у объединения территории, которую оно считает собственной.

4) Восполнение народонаселения преимущественно за счет детей, которые являются представителями данного объединения.

5) Наличие у объединения названия и истории.

6) Наличие у объединения собственной системы управления.

7) Существование объединения дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8) Наличие в объединении общих ценностей, норм, законов, составляющих культуру.

Текст «Б»:

1) Прежде всего общество – это совокупность людей.

2) Однако общество нельзя рассматривать как простую совокупность людей, или, выражаясь проще, как массу. Отношения между людьми, входящими в массу, не упорядочены, во многом хаотичны, тогда как общественная жизнь предполагает определенные «правила игры», т.е. писаные и неписаные законы, к соблюдению которых стремится практически каждый член общества.

3) Каждое общество противопоставлено другим таким же совокупностям людей, т.е. другим обществам «…».

4) Общество в значительной степени облегчает человеческую жизнь, хотя и создает много дополнительных трудностей. Дело не только в производстве материальных ценностей, для развитого общества вообще характерно четкое разделение ролей, а это равнозначно большей специализации. И благодаря этому наши возможности существенно увеличиваются, т.к. не существует людей, которые прекрасно умели бы делать все.

Текст «В»:

1) Общество – это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом (люди, стоящие в очереди, представляют собой совокупность, но не формируют общество).

2) Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер (у людей в очереди есть объективный интерес, но он не постоянный: купили товар – и разошлись).

3) Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества индивидов. Таким образом люди достигают совместные цели, которые не могут быть достигнуты одним человеком.

4) Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами и интересами общими.

Различие понятий «общество», «государство», «население».

Часто в нашем повседневном языке понятия «общество», «страна», «государство» употребляются как синонимы. Однако в научном значении каждое из них несет свою смысловую нагрузку.

1) Используя записи в тетради за 8 кл. и текст учебника Е. Салыгина, Ю. Салыгиной «Обществознание. 10 кл.» на стр. 82, назовите отличие понятия «общество» от понятий «страна» и «государство».

2) Заполните таблицу «Общество и государство». (См. таблицу 1).

Общество отличается и от такого явления, как население (хотя в узком значении слова мы его используем), тем, что население является субъектом, носителем общества и еще не формирует общество. На независимость этих категорий указывает то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество.

Задание. Приведите примеры, иллюстрирующие положения:

а) изменения общества не всегда означают, что изменилось население (постперестроечная Россия – практически количество населения не изменилось).

б) изменение населения не всегда означает, что изменилось общество (империя Александра Македонского пополнилась за счет нового населения, но осталась македонской державой).

Социогенез. Лекция учителя

Эволюционно-биологическим прообразом общества является стадо. Со стада и начинается социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (30-40 чел.), кочевавшую с места на место в поисках добычи. Труд был крайне примитивным, едва выходившим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины, камни – как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по возрасту и полу) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались с добычей, уже появились. Половые связи оставались неупорядоченными, социальные нормы, их регулирующие, отсутствовали. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало существование временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная община. Временные стойбища уступают место долговременным жилищам – первой, исходной форме оседлости. Разделение труда получает дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве, мужчины – на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребки и остроконечники были соответственно женскими и мужскими орудиями труда.

Основная ячейка первобытной общины – род. Род – это коллектив кровных родственников (группа людей, объединенных кровно-родственными связями). В своем развитии род прошел две последовательные стадии – матриархат и патриархат. При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. В отличие от стада, которое было эндогамным, род – общность экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловила возникновение парной семьи.

Межродовые связи расширялись. Так появились племена

Возникают религиозные верования. Как правило, связаны были с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников стали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, приношения.

С развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, с переходом к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятия «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требуют в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене женского рода отцовским, матриархата – патриархатом.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, древним обществом. Это длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально – как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток – в сознании, в менталитете людей.

Задание. Приведите примеры, подтверждающие существование в современном обществе общинных устоев (в укладе жизни, как пережиток).

Выявляя отличие общества от государства, мы уже обращали внимание на то, что «Общество шире государства: все функции государства могут быть сведены к функциям общества, но не все функции общества может выполнить государство». Чтобы выяснить этот вопрос, необходимо определить функции общества.

Задание. На каждую функцию приведите не менее 2 примеров. Какие функции общества частично или полностью может заменить государство, какие – нет.

1) производство материальных благ и услуг (строительство зданий, производство питания);

2) воспроизводство и социализация человека (деторождение, обучение элементам самообслуживания, речи);

3) духовное производство и регулирование активности людей (фольклор, моральные ценности);

4) распределение продуктов труда (деятельности);

5) регламентация и управление деятельностью и поведением (нравственные нормы).

Задание на закрепление темы «Общество»

Рабочий лист по теме «Общество»

Задание. По приведенным примерам составьте определения понятия «общество» в узком значении:

Практикум (Задание). Вам предлагается несколько вариантов основных черт (признаков) общества. Обобщите предложенные вам версии и составьте свой список черт (признаков) общества.

9) Невключенность объединения в другие, более крупные.

10) Заключение браков между представителями данного объединения.

11) Наличие у объединения территории, которую оно считает собственной.

12) Восполнение народонаселения преимущественно за счет детей, которые являются представителями данного объединения.

13) Наличие у объединения названия и истории.

14) Наличие у объединения собственной системы управления.

15) Существование объединения дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

16) Наличие в объединении общих ценностей, норм, законов, составляющих культуру.

Окончание. Начало на стр. 3

Задание. Назовите отличие понятия «общество» от понятия «страна» и «государство».

Общество первично, возникает раньше государства.

Общество шире государства: все функции государства могут быть сведены к функциям общества.

Общество ориентируется главным образом на естественное, неписаное, негласное право.

Общество основано на мнениях, пожеланиях как средствах давления на своих членов.

В обществе сосуществуют как формальные, так и неформальные социальные институты.

А) изменения общества не всегда означают, что изменилось население;

Б) изменение населения не всегда означает, что изменилось общество.

Задание. На каждую функцию приведите не менее двух примеров. Какие функции общества частично или полностью может заменить государство, какие – нет.

1) Производство материальных благ и услуг;

2) воспроизводство и социализация человека;

3) духовное производство и регулирование активности людей;

5) регламентация и управление деятельностью и поведением.

Задание. Тесты

1. Верны ли суждения?

А. Социогенез начался после антропогенеза.

Б. Антропогенез начался после социогенеза.

1) верно А;

в) верно Б;

3) оба верны;

4) оба неверны.

2. Верны ли суждения?

А. Люди способны выживать в самых экстремальных условиях благодаря выбору свойств и умений, которые обретают в обществе и благодаря ему.

Б. Оказавшись надолго вне общества, взрослый человек вскоре умирает или теряет человеческий образ.

2) верно Б;

3) верны оба;

3. К. Линней выделял особый вид Homo:

1) человек умеющий;

2) человек одичавший;

3) человек неумелый;

4) человек выживающий.

4. Составьте схему «Этапы социогенеза». Стадо человекообразных обезьян, древнее общество, племя, род, первобытная община, матриархат, патриархат, человеческое стадо.

Предложи свою схему социогенеза на основе предложенных элементов.

5. Опишите особенности человеческого стада.

6. Опишите особенности человеческой общины.

7. Соотнесите понятия и их определения (таблица 2).

8. Объясни процесс смены матриархата патриархатом.

9. Верны ли суждения?

А. В современном обществе община сохранилась как форма общественного устройства.

Б. В современном обществе община сохранилась в укладе людей, в менталитете.

10. Верны ли суждения?

А. Община сохраняется у людей, слабо связанных в масштабах страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (касты, кланы).

Б. Община сохраняется у людей, тесно связанных в масштабах страны, но слабо сплоченных в тех или иных группах (касты, кланы).

11. Приведите не менее 3 примеров существования общинного уклада в современной жизни.

12. В сущности своей общество (ответы запишите в порядке возрастания):

1) Есть не более чем совокупность людей и предметов, которыми они пользуются.

2) Выражает те связи и отношения, в которых отдельные индивиды находятся друг к другу.

3) Представляет собой продукт взаимодействия людей.

4) Это кристаллизация сущностных сил человека.

5) Является результатом сознательного соглашения между людьми об устройстве совместной жизни.

6) Есть надорганическая система бытия.

13. Объединение людей в общество обусловлено (ответы запишите в порядке возрастания):

1) Их биологической зависимостью друг от друга.

2) Преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов.

3) Способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации (общения).

4) Инстинктом общественности, заложенным в каждом человеке.

5) Божественным промыслом.

14. «Первобытный коммунизм» характеризуется (ответы запишите в порядке возрастания):

1) Объединением людей, преимущественно связанных родственными отношениями.

2) Общностью имущества.

3) Участием всех членов сообщества в решении важнейших вопросов.

4) Добровольным исполнением всеми членами рода распоряжений старейшин и решений общеродовых собраний.

5) Реализацией принципа «каждому – по количеству и качеству его труда».

6) Добродетельной безмятежной жизнью на лоне природы.

15. Существенное отличие человеческого общества от «общества» животных состоит в том, что:

1) Человек – существо универсальное, он умеет производить «по меркам любого вида», животное же в принципе не может преодолеть свою видовую ограниченность, т.е. «мерки и потребности» того вида, к которому оно принадлежит.

2) Потребности животных практически не изменяются, потребности же людей постоянно изменяются и растут.

3) Животные просто приспосабливаются к среде, в то время как люди ее активно изменяют и преобразуют.

4) Высшие животные способны использовать и даже «изготавливать» орудия труда, человек же, и это его уникальное достояние, производит орудия труда с помощью других орудий.

5) Различие в уме между человеком и животным, каким бы большим ни было, остается все же различием в уровне (меньше-больше), а не в сущности (качественное отличие).

6) В человеке заложены 2 программы: интеллектуальная и социально-культурная, существование же животных направляется только инстинктами.

16. Верны ли суждения?

А. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.

Б. Не все чел. общества начинали свою историю с одинакового уровня – первобытнообщинного строя.

17. Перечислите не менее 5 признаков общества.

Ирина БАТУРИНА, учитель истории и обществознания, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте