Новый мост между русским языком и литературой
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. “Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками, пахло от него ветчиной и кофейной гущей…” Рассказ Чехова “Толстый и тонкий”, знакомый со школьного курса литературы, легко узнать даже по этому коротенькому отрывку. Маленький, доступный младшим школьникам, именно он открывал для них мир замечательного русского классика. Сегодня, кроме уроков русского языка и литературы, в школьном расписании появился новый предмет – словесность. Детям предстоит с иного ракурса взглянуть на творчество Чехова, и не только его…
К началу нового учебного года в издательстве “Дрофа” выйдет в свет полный комплект учебников по русской словесности с пятого по одиннадцатый класс. Комплект утвержден Министерством образования и входит в Федеральный перечень. Учебники для 5 – 9-х классов подготовлены Р.И.Альбетковой, для 10 – 11-х классов – А.И.Горшковым. Комплект написан по оригинальным авторским разработкам, утвержденным Минобразованием. Учебник А.И.Горшкова в прошлом году был удостоен премии Правительства России в области образования.
На уроках литературы школьник знакомится с писателем, его мыслями, которые нашли отражение в творчестве. На уроках словесности он постигает законы, диктуемые самим материалом, то есть возможностями языка. Законы, по которым создается любое произведение искусства слова. В отличие от уроков русского языка, в преподавании словесности рассматривается не строй языка, а его употребление. Если на уроках русского языка изучают его законы и категории, то на уроках словесности язык с его категориями и законами предстает как материал, из которого создается произведение, как результат творчества писателя. В программе для пятого класса по русскому языку есть тема “Лексика”. Там рассматривается, что такое синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова. В учебнике по словесности для пятого класса подход к этим явлениям языка иной. Здесь говорится о том, для чего употребляются омонимы, синонимы и антонимы в нашей речи, в художественном произведении. Так, омонимы создают забавную игру слов. Учебник иллюстрирует это на примере стихотворения “Заздравный кубок” Роберта Бернса:
У которых есть, что есть, –
Те подчас не могут есть.
А другие могут есть,
Да сидят без хлеба.
А у нас тут есть, что есть,
Да при этом есть, чем есть, –
Значит нам благодарить
Остается небо.
Р.Альбеткова, автор методических рекомендаций к учебнику “Русская словесность”, считает, что в пятом классе самое время для этого предмета. Ведь именно в пятом классе начинается систематическое изучение основ русского языка, и на смену урокам чтения приходит литература. Чтобы эти предметы воспринимались как единое целое, необходимо связующее звено – словесность.
В программе по словесности в пятом классе рассматриваются те языковые явления, которые изучаются на уроках русского языка. Для анализа отобраны те виды литературы, которые рассматриваются в пятом классе в большинстве программ по литературе, – детские стихотворения, загадки, сказки. Учебник дает начальные сведения о словесности. Он состоит из предисловия и десяти глав. Шесть из них рассматривают ресурсы русского языка, которые позволяют ему служить материалом для художественных произведений, остальные четыре – в чем заключаются языковые особенности произведений устной народной и книжной словесности – эпических, лирических и драматических произведений. К каждой графе прилагается теоретический материал: определение явления, характеристика его важнейших признаков. Своеобразие учебника состоит в том, что школьники вовлекаются в поиски ответа на поставленный вопрос. Многие понятия и признаки явлений они сами определяют – так построены задания. Вот одно из них: найти выразительные сравнения, чтобы описать зимний лес. Учебник снабжен цветными репродукциями, и задание можно выполнить, изучая внимательно картину И.Шишкина “Зима”, где изображены покрытые густым снегом сосны. Работа с иллюстрациями расширяет эстетический кругозор. Но этот вид работы, как и все другие, должен вырабатывать у детей внимательное отношение к текстам. Таково непреложное условие успешных занятий по словесности.
Учебник для шестого класса также имеет подзаголовок “От слова к словесности”. Это означает, что познание идет от языка к произведению. Этим определяется структура книги: сначала рассматриваются выразительные возможности языка, а затем произведения словесности. Немало в учебнике творческих заданий: сочинение, выразительное чтение. Все они преследуют общую цель – способствовать проявлению творческого начала, интеллектуальному и эстетическому развитию. Например, в разделе “Играем со словами!” , говоря о нарушении смысловой сочетаемости слов, можно сочинять сказку про фантастическое животное, изображенное на картинке, или веселую фантастическую историю, основанную на этом приеме. Что-то можно выполнять на уроке, что-то задать на дом. Но итоги лучше обсудить всем классом.
Шестой класс отличается от пятого тем, что здесь подробнее говорят об употреблении стилистически окрашенных слов и выражений в художественных произведениях. О том, какими средствами языка достигается изображение разговора, как создается диалог. В седьмом классе дети осмысляют такое сложное явление, как стиль писателя. В девятом классе они “поднимаются” до стиля эпохи и литературного направления.
В 7 – 9-х классах школьники получают основные, базовые понятия о словесности. В 10 – 11-х классах идут обобщение и систематизация полученных знаний.
Федор ТОННЕЕВ
Комментарии