search
main
0

От школы с традиционным укладом к школе способностей

​В этом году школа №1252 стала обладательницей гранта мэра Москвы. Для нас давно очевидно: школа должна быть значимой для своих учеников, вызывать их гордость и уважение. В ходе реализации стратегии инновационной деятельности в школе было сформировано инновационное пространство, которое развивалось по трем направлениям: внедрение мыследеятельностной педагогики, гуманитарное проектирование, обновление содержания языкового образования и форм организации УВП в условиях введения стандартов второго поколения.

Применение мыследеятельностной педагогики позволяет обновлять содержание образования в соответствии с новыми стандартами. Это освоение метапредметного содержания и подготовка педагогических кадров для преподавания метапредметов,  использование мыследеятельностных методов преподавания в начальной школе, освоение учителями традиционных предметов технологии «Задачная форма организации учебного процесса», интеграция проектной работы с жизнедеятельным пространством школ, антропологическая диагностика и организация деятельности психолого-педагогического консилиума  для своевременной диагностики затруднений учащихся в учебной деятельности и оказания им психолого-педагогической поддержки. Наши педагоги активно участвуют в организационно-деятельностных играх, семинарах, мастер-классах, круглых столах, разработке мониторинга способностей учащихся, это  способствует наращиванию  их личного педагогического ресурса. Они продумывают способы и формы организации уроков, разработали и апробировали сценарии «Прилагательные, соотносительные с причастиями», «Диагностика и развитие способности понимания в 3-м классе», «Смысл названия романа «Капитанская дочка», «Склонение прилагательных», «Правила чтения. Буква «c» в разных сочетаниях», «Система линейных уравнений с двумя переменными», «Форма слова и его смысл», «Работа со способностью понимания на материале комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», «Построение способа выделения проблемы в художественном тексте», «Освоение способа понимания смысла текста на материале сказки Ф.Д.Кривина «Волк на елке», «Преподавание физики на основе мыследеятельностного подхода (на примере урока «М.В.Ломоносов и оптические приборы»). В инновационной деятельности «Гуманитарное проектирование в образовательном процессе в сфере художественно-эстетического творчества учащихся» были  разработаны и апробированы различные формы организации проектной деятельности: исследования, археологические экспедиции, участие в ОДИ, социальные акции, театральные фестивали, творческие работы, дискуссии, встречи с представителями художественной интеллигенции России, Испании, Мексики, Боливии, Кубы, расширена и обновлена работа культурного центра школы на базе студий художественно-эстетической направленности.Инновационная деятельность в области языкового образования ведется по трем магистральным направлениям: оптимизация исследовательской деятельности учащихся средней и старшей ступеней обучения с учетом психолого-педагогических особенностей возраста и специфики предметного содержания учебной деятельности: поиск информации о культуре стран, говорящих на том или ином языке; изучение отдельных факторов культуры носителей языка и их стран; составление социокультурного портрета той или иной страны (включая Россию) на иностранном языке; социокультурное сравнение и сопоставление стран Европы и мира (в том числе и с Россией); изучение филологических особенностей текстов конкретной эпохи, различных стилей и жанров; изучение лингвистических особенностей системы изучаемого иностранного языка; формирование умений представлять результаты исследовательской деятельности в устной и письменной форме.Реализация курса обучения в билингвальной секции по системе  испанского бакалавриата потребовала его дидактико-методического обеспечения, поэтому были созданы программы обучения испанскому языку для учащихся бакалавриата, направленные на коммуникативное и социокультурное развитие школьников в процессе изучения испанского языка, на формирование повышенного уровня как языковой, так и социокультурной грамотности, введено преподавание носителями языка на испанском языке таких предметов, как  история, география, литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство. Языковая инновационная деятельность на основе интеграции предметов гуманитарного цикла – это реализация педагогического проекта  «Формирование единого образовательного пространства на уроках предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, испанский, английский языки, история) на старшей ступени образования». На первый план выдвигаются творческая работа:  литературные переводы, драматические переработки текстов, отзывы, рецензии, эссе, причем особенное внимание  мы уделяем эссе, так как его написание – это задание повышенной трудности при сдаче ЕГЭ. В планировании этой работы нашел отражение эстетический, культуроведческий подход к изучению литературы. Он ценен тем, что мы не только решаем задачу предпрофильной подготовки в области гуманитарных знаний, но и содействуем формированию личности с широким культурным кругозором, владеющей основами исследовательской работы в рамках предмета «Филология». Преобразовательные задачи такого уровня сложности потребовали коренной перестройки сознания руководства школы и коллектива учителей, что обусловило выстраивание стратегии инновационного развития образовательного учреждения, позволяющей увидеть все процессы комплексно. Для создания постоянно высокого уровня образования мы реализуем модель управления качеством. В ее основу легло  такое наше понимание базовых критериев качественного образовательного процесса: качество – это способность администрации школы к принятию ответственных решений; способность педагогического сообщества держать руку на пульсе времени для устойчивого развития, идти на шаг впереди; удовлетворенность всех участников образовательного процесса своей деятельностью, подтвержденная внутренними и внешними мониторинговыми исследованиями. Именно такое понимание качества образования позволяет школе занимать одну из лидирующих позиций по этому критерию. В связи с этим в школе реализуют организационную и концептуальную модели инновационного развития на период с 2012 по 2016 год. Организационная модель управления инновационным развитием школы включает в себя:    инновационный совет школы – ядро, состоящее из педагогов, обеспечивающих проектирование преобразовательной деятельности, а также сбор и анализ данных о качестве ведения инновационных педагогических проектов;    научно-методический совет, осуществляющий консультирование и помощь в решении содержательных вопросов педагогической деятельности, включает в себя педагогов, имеющих сертификат методиста-дидакта, а также научного руководителя и консультантов из вузов, службу мониторинговых исследований, осуществляющую контроль за результатами инновационной и образовательной деятельности на разных этапах реализации программы развития, а также службу организации транслирования результатов деятельности.Концептуальная модель управления инновационным развитием школы ориентирована на обновление образовательного уровня уклада школы. Коллектив ориентируется на то, что техники и способы мышления и деятельности со временем станут основным содержанием образования. Сферы, с которых мы начали преобразования, – система управления и система подготовки и переподготовки кадров. Обновления в системе управления опираются на неформальный подход управленческой команды к планируемым изменениям и пониманию необходимости создания условий для самоопределения педагогов. Это обеспечивает стабильность продвижения: какие бы трудности ни встречали школу на пути обновления, она справится с ними на том основании, что коллектив постоянно будет осуществлять рефлексию пройденного пути, и, следовательно, будет происходить коррекция преобразовательной деятельности. Одним из механизмов продвижения выступает также то, что управленцы должны  предлагать такие новые формы работы, в которых со всей очевидностью учителя констатируют, что в их деятельности есть недостатки, и как следствие этого принимать ситуацию незнания. Важный момент философии нашей школы – создание условий для профессионального роста педагогического коллектива, среды, при которой учителя смогли бы иметь возможность профессиональной коммуникации, среды, в которой формировалась бы профессиональная компетентность учителя. Сегодня уже полностью реализована трехлетняя программа по созданию ядра педагогов, способных применять мыследеятельностные технологии. Для нас  важно не просто идти в ногу со временем, а сделать все возможное, чтобы коллектив принял эти изменения, чтобы родители почувствовали отдачу и помогали нам развиваться. В этом плане нам важны не новшества ради имиджа, а продвижение за счет ясного видения приоритетов и приобретение за счет этого заслуженно высокой репутации.Опыт школы доказывает, что такого рода деятельность вызывает ни с чем не сравнимый энтузиазм всего коллектива, порождаемый энергией совместного труда. Такие неуловимые субстанции бесценны – они являют миру некое позитивное эмоциональное поле, которое отвечает сущностным запросам потребителей. Эти процессы обеспечивают компоненты образования, которые дают возможность развиваться, а не стоять на месте, причем развиваться во всех направлениях: и по линии профессионального роста учителя, и по линии изменения уклада, и по линии модернизации управления. Но самое главное – эта деятельность дает возможность развивать мышление детей, воспитывать новую формацию людей, способных мыслить, творить, организовывать свою деятельность.Иллюстрацией того, как это осуществляется на практике, может служить организация работы с одаренными детьми. В основе педагогической деятельности, ориентированной на развитие детской одаренности на начальном этапе, лежит стратегия обогащения обучения. За распространенным выражением «способности к языкам» скрывается комплекс индивидуальных когнитивных и психофизиологических особенностей ребенка: способность к фонетическому кодированию (фонематическая память); грамматическая чувствительность; механическая ассоциативная память (усвоение большого количества произвольных связей между словами и их значениями); индуктивная способность (способность видеть и выводить правила); языковая интуиция; имитационные способности. Основная задача нашей работы – создание на уроках образовательного пространства, наиболее благоприятного для выявления и развития детской одаренности. Организовать такую среду на уроке нам помогают методы учебных ситуаций,  мини-проектов, метод мозгового штурма, творческого поиска («мастерская юного изобретателя», составление синквейнов, анаграмм, ребусов, пиктограмм; «перевоплощение», «пантомима»). Еще в большей степени раскрытию языковой одаренности способствуют уроки творчества, целиком посвященные формированию потребности и способности созидать, творить. При этом общение на иностранном языке не цель, а средство, инструмент творчества. Уроком творчества может стать урок по созданию сказки, комикса, урок-путешествие, урок-спектакль. Границы урока, пусть даже самого интересного, тесны для таких ребят, поэтому языковое образование за рамками урока занимает в нашей педагогической деятельности огромное место. Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций работы по развитию детской одаренности в области дополнительного образования стали синтез разных видов творческой деятельности и междисциплинарность.Вся эта работа в целом позволяет  выстраивать модель развития школы на ближайшую и отдаленную перспективу,  приблизиться к созданию школы оптимального развития способностей учеников. Л.ШАТКОВСКАЯ, заместитель директора по инновационной работе школы №1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте