search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

От школы настоящего к школе будущего – один шаг, и сделает его вместе со своими учениками московская школа

Президент России Дмитрий Медведев в день начала учебного года приехал в московскую общеобразовательную школу №518. Возникает вопрос, почему Дмитрий Анатольевич выбрал эту школу? Говорят, потому, что она обычная, эта школа. Вот только на самом деле очень много необычного в этой, казалось бы, обычной школе.

Расположена 518-я в старинном московском районе Замоскворечье, в здании, построенном на Садовнической набережной на территории бывших садов трех городских усадеб в 1933-1934 годах по проекту известного русского архитектора Ивана Звездина в стиле постконструктивизма. В 1935 году школа приняла своих первых учеников. Всего несколько мирных лет было дано ей: во время Великой Отечественной войны школу закрыли на два года – в ее здании был расположен госпиталь. Ученики и учителя ушли на фронт, многие из них не дожили до Победы. За год до окончания войны школа вновь распахнула свои двери перед замоскворецкими ребятами. С 1944 до 1953 года школа была мужской, потом стала смешанной. В 1973 году к ней присоединили школу №519. Постепенно здание становилось мало разрастающейся школе, к концу 90-х оно уже остро нуждалось в капитальном ремонте. По обычной московской традиции такие старые школы довоенной постройки обычно сносят, а на их месте возводят настоящие школьные дворцы по индивидуальным проектам. С 518-й так не поступили. Это здание нельзя было снести – с 1996 года оно было признано памятником архитектуры советского периода. Реставрация началась в 1999 году, а в январе 2003 года в практически новой школе опять начался учебный процесс.

Сегодня школа №518 – это непосредственно школьное здание, соединенное переходом со спортивным залом 2003 года постройки, и дошкольное – в здании флигеля, отдельно стоящем трехэтажном строении, отремонтированном в 2002 году.

Не совсем проста и работа этой школы. С 2007 года старшее звено 518-й работает как многопрофильное. Тут есть математический, химический, технологический, социально-экономический профили, а социальными партнерами школы стали вузы – МГУДТ, РГСУ, МГППУ.

В средней школе идет предпрофильная подготовка по математике, физике, химии, экономике, русскому языку и МХК. Материально-техническую базу школы составляют 60 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 15 рабочих мест учителей, оборудованных мультимедийной техникой. Выход в Интернет можно осуществить с любой машины. В школе есть специализированные кабинеты химии, физики, биологии, географии, два современных компьютерных класса, работает технический центр, большие спортивный и актовый залы, авансзал, два зимних сада, игровая для обучающихся начальной школы. В библиотечном фонде – 14250 изданий, включая периодику: 13300 художественных единиц, методическая литература – 800 изданий. Дошкольное отделение при школе оборудовано всем необходимым для работы разновозрастной группы.

Но главное богатство школы – ее 45 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют 15 учителей, первую – 12. Директор школы – лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2003», победитель в предметной номинации «География» – Ольга Боруцкая. В педагогическом коллективе удивительная обстановка, удивительные отношения, не случайно многие выпускники, закончив вузы и колледжи, возвратились и работают здесь с большим удовольствием, создавая эту новую традицию в этой школе, которая славится сохранением всех старых традиций.

В 2006-2007 учебном году (еще до Года равных возможностей) школа вошла в инновационную программу «Инклюзивное образование», основанную на включении в обычный класс детей с особенностями в развитии, то есть на совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. По программе инклюзивного образования в 518-й работает нынче каждый второй учитель.

В инклюзивное пространство включено пять параллелей – с первого по пятый класс. В них обучаются вместе со здоровыми и 17 детей, имеющих ограниченные возможности, в частности, с аутическими проявлениями, синдромом дефицита внимания, задержками психического развития, слабым зрением, эпилепсией, детским церебральным параличом.

В 2008 году коллектив школы №518 стал победителем приоритетного национального проекта «Образование» и вошел в число 20 лучших школ Москвы – победителей ПНПО. Свою позицию авторы проекта – педагоги школы изложили так: основная миссия 518-й – обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

И они были тысячу раз правы, считая, что если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.

Стратегической целью концепции программы развития школы №518 «Образование без барьеров» и стало устранение образовательных барьеров на пути к успешности каждого ученика.

Барьеры, как известно, бывают разные. Архитектурные и физические барьеры, которые не дают учиться в школе тем, кто имеет проблемы опорно-двигательного аппарата, для школы устранить оказалось проще всего: после реконструкции здание было оборудовано пандусами при входе в школу и на первый этаж, потом был установлен специальный подъемник с первого по четвертый этаж для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Таким образом, дети-колясочники могут свободно перемещаться по всему зданию школы. Тут есть уборные комнаты для детей с ДЦП; приобретены специальные парты; кабинеты социального педагога и психолога оснащены необходимыми пособиями для работы; во время уроков в распоряжении родителей, сопровождающих своих детей по школе, зимние сады.

Сложнее было убирать барьер недоступности образовательного стандарта. В последнее время проявились противоречия между системой школьного образования, социальным заказом на образовательные услуги и законодательством в области образования. В рамках современной школы существуют два «стандарта» содержания образования: стандарт обязательной образовательной подготовки «Ученик должен» и стандарт индивидуальных возможностей «Ученик может». Учащимся с ограниченными возможностями здоровья, билингвам, детям с низким уровнем учебной мотивации и девиантным поведением достаточно сложно, а порой практически невозможно преодолеть барьер образовательного стандарта. Пытаясь разрешить существующие противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, осуществления его прав на саморазвитие и самоопределение, педагогический коллектив школы №518 и использует в своей работе новую педагогическую технологию – инклюзивное образование, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения. Инклюзивное (включающее) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогический коллектив школы занимается:

разработкой и апробацией новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

разработкой индивидуальных учебных маршрутов и планов;

организацией работы междисциплинарной команды специалистов;

созданием системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

созданием условий общей доступности образовательного учреждения.

Для повышения мотивации учащихся учителя используют весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические; репродуктивные и поисковые; методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Действенными методами повышения мотивации образовательной деятельности учащихся стали проблемно-поисковые. Они оказывают стимулирующее влияние тогда, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников и доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотив учебной деятельности учащихся – стремление решить поставленную задачу. В школе широко применяется проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Образовательные проекты выводят учащихся на новый уровень учебной мотивации. Его можно рассматривать как опыт ранней профессионализации, так как темы проектов часто выбираются в той области, в которой учащиеся хотели бы получить дальнейшее образование и профессию. Опыт работы в направлении социального проектирования позволяет учащимся средней школы более осознанно подходить к выбору дальнейшего профиля обучения в старшем звене. Команда специалистов классов включающего (инклюзивного) обучения 518-й разработала положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом совете в декабре 2007 года. Перспективная цель безотметочного обучения – это определение потенциальных возможностей и опора на сильные стороны учения, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Использование безотметочной системы оценивания связано с созданием индивидуальных учебных маршрутов и учебных планов учащихся, учитывающих их потребности и возможности.

Педагоги считают, что ведущее место в инновационной технологии инклюзивного образования может занять дистанционное обучение. В рамках образовательного процесса в 518-й существует компенсирующая модель использования дистанционного обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации. Методическая помощь учителя в данном случае заключается в составлении каталогов привлекательных информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста наборов «развивающих» информационных блоков, составления вопросов, стимулирующих познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывающих им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах (Интернете, банках данных и так далее).

Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Мотивированный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие – непосредственное или опосредствованное.

Использование современных информационных технологий трансформирует традиционные сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться. Эта новая сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков. Конкурсы компьютерной графики интересны даже для тех детей, которые не владеют красками, карандашом и кистью.

Однако, на взгляд педагогов, приоритетно в развитии инклюзивного образования непосредственно само дистанционное обучение – форма организации образовательного процесса, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени. При этом меняется традиционная модель взаимодействия «учитель – учащийся», появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации. Учитель в данном случае становится тьютором (сопровождающим) процесса изучения учебного материала. Такая форма обучения востребована детьми с проблемами здоровья, находящимися длительное время на лечении или проходящими ежегодные реабилитационные мероприятия.

Но важно было убрать и еще один барьер – психологический.

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Образование без барьеров». Основные направления работы социально-психологической службы школы:

Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 5-6-летнего возраста в условиях новых для 518-й школы форм образования: дошкольное отделение при школе, вариативные группы кратковременного пребывания, совместная деятельность с детскими садами.

Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в развитии ребенка.

Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.

Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.

Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся, с целью оказания своевременной помощи.

Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются к психологу.

Снижение уровня тревожности у родителей.

Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям.

Деятельность по организации психологически безопасной среды.

Все это рассказали президенту в школе №518, и теперь Дмитрий Анатольевич, откровенно признавшийся, что такого еще в России не видел, вне всякого сомнения, бывая в регионах, обязательно будет рассказывать о «простых школах» столицы, которые могут стать примером для всей страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте