Президент России Дмитрий Медведев в день начала учебного года приехал в московскую общеобразовательную школу №518. Возникает вопрос, почему Дмитрий Анатольевич выбрал эту школу? Говорят, потому, что она обычная, эта школа. Вот только на самом деле очень много необычного в этой, казалось бы, обычной школе.
Расположена 518-я в старинном московском районе Замоскворечье, в здании, построенном на Садовнической набережной на территории бывших садов трех городских усадеб в 1933-1934 годах по проекту известного русского архитектора Ивана Звездина в стиле постконструктивизма. В 1935 году школа приняла своих первых учеников. Всего несколько мирных лет было дано ей: во время Великой Отечественной войны школу закрыли на два года – в ее здании был расположен госпиталь. Ученики и учителя ушли на фронт, многие из них не дожили до Победы. За год до окончания войны школа вновь распахнула свои двери перед замоскворецкими ребятами. С 1944 до 1953 года школа была мужской, потом стала смешанной. В 1973 году к ней присоединили школу №519. Постепенно здание становилось мало разрастающейся школе, к концу 90-х оно уже остро нуждалось в капитальном ремонте. По обычной московской традиции такие старые школы довоенной постройки обычно сносят, а на их месте возводят настоящие школьные дворцы по индивидуальным проектам. С 518-й так не поступили. Это здание нельзя было снести – с 1996 года оно было признано памятником архитектуры советского периода. Реставрация началась в 1999 году, а в январе 2003 года в практически новой школе опять начался учебный процесс.
Сегодня школа №518 – это непосредственно школьное здание, соединенное переходом со спортивным залом 2003 года постройки, и дошкольное – в здании флигеля, отдельно стоящем трехэтажном строении, отремонтированном в 2002 году.
Не совсем проста и работа этой школы. С 2007 года старшее звено 518-й работает как многопрофильное. Тут есть математический, химический, технологический, социально-экономический профили, а социальными партнерами школы стали вузы – МГУДТ, РГСУ, МГППУ.
В средней школе идет предпрофильная подготовка по математике, физике, химии, экономике, русскому языку и МХК. Материально-техническую базу школы составляют 60 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 15 рабочих мест учителей, оборудованных мультимедийной техникой. Выход в Интернет можно осуществить с любой машины. В школе есть специализированные кабинеты химии, физики, биологии, географии, два современных компьютерных класса, работает технический центр, большие спортивный и актовый залы, авансзал, два зимних сада, игровая для обучающихся начальной школы. В библиотечном фонде – 14250 изданий, включая периодику: 13300 художественных единиц, методическая литература – 800 изданий. Дошкольное отделение при школе оборудовано всем необходимым для работы разновозрастной группы.
Но главное богатство школы – ее 45 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют 15 учителей, первую – 12. Директор школы – лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2003», победитель в предметной номинации «География» – Ольга Боруцкая. В педагогическом коллективе удивительная обстановка, удивительные отношения, не случайно многие выпускники, закончив вузы и колледжи, возвратились и работают здесь с большим удовольствием, создавая эту новую традицию в этой школе, которая славится сохранением всех старых традиций.
В 2006-2007 учебном году (еще до Года равных возможностей) школа вошла в инновационную программу «Инклюзивное образование», основанную на включении в обычный класс детей с особенностями в развитии, то есть на совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. По программе инклюзивного образования в 518-й работает нынче каждый второй учитель.
В инклюзивное пространство включено пять параллелей – с первого по пятый класс. В них обучаются вместе со здоровыми и 17 детей, имеющих ограниченные возможности, в частности, с аутическими проявлениями, синдромом дефицита внимания, задержками психического развития, слабым зрением, эпилепсией, детским церебральным параличом.
В 2008 году коллектив школы №518 стал победителем приоритетного национального проекта «Образование» и вошел в число 20 лучших школ Москвы – победителей ПНПО. Свою позицию авторы проекта – педагоги школы изложили так: основная миссия 518-й – обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
И они были тысячу раз правы, считая, что если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.
Стратегической целью концепции программы развития школы №518 «Образование без барьеров» и стало устранение образовательных барьеров на пути к успешности каждого ученика.
Барьеры, как известно, бывают разные. Архитектурные и физические барьеры, которые не дают учиться в школе тем, кто имеет проблемы опорно-двигательного аппарата, для школы устранить оказалось проще всего: после реконструкции здание было оборудовано пандусами при входе в школу и на первый этаж, потом был установлен специальный подъемник с первого по четвертый этаж для детей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски. Таким образом, дети-колясочники могут свободно перемещаться по всему зданию школы. Тут есть уборные комнаты для детей с ДЦП; приобретены специальные парты; кабинеты социального педагога и психолога оснащены необходимыми пособиями для работы; во время уроков в распоряжении родителей, сопровождающих своих детей по школе, зимние сады.
Сложнее было убирать барьер недоступности образовательного стандарта. В последнее время проявились противоречия между системой школьного образования, социальным заказом на образовательные услуги и законодательством в области образования. В рамках современной школы существуют два «стандарта» содержания образования: стандарт обязательной образовательной подготовки «Ученик должен» и стандарт индивидуальных возможностей «Ученик может». Учащимся с ограниченными возможностями здоровья, билингвам, детям с низким уровнем учебной мотивации и девиантным поведением достаточно сложно, а порой практически невозможно преодолеть барьер образовательного стандарта. Пытаясь разрешить существующие противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, осуществления его прав на саморазвитие и самоопределение, педагогический коллектив школы №518 и использует в своей работе новую педагогическую технологию – инклюзивное образование, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения. Инклюзивное (включающее) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся.
Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогический коллектив школы занимается:
разработкой и апробацией новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;
разработкой индивидуальных учебных маршрутов и планов;
организацией работы междисциплинарной команды специалистов;
созданием системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;
созданием условий общей доступности образовательного учреждения.
Для повышения мотивации учащихся учителя используют весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические; репродуктивные и поисковые; методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Действенными методами повышения мотивации образовательной деятельности учащихся стали проблемно-поисковые. Они оказывают стимулирующее влияние тогда, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников и доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотив учебной деятельности учащихся – стремление решить поставленную задачу. В школе широко применяется проектная деятельность как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Образовательные проекты выводят учащихся на новый уровень учебной мотивации. Его можно рассматривать как опыт ранней профессионализации, так как темы проектов часто выбираются в той области, в которой учащиеся хотели бы получить дальнейшее образование и профессию. Опыт работы в направлении социального проектирования позволяет учащимся средней школы более осознанно подходить к выбору дальнейшего профиля обучения в старшем звене. Команда специалистов классов включающего (инклюзивного) обучения 518-й разработала положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом совете в декабре 2007 года. Перспективная цель безотметочного обучения – это определение потенциальных возможностей и опора на сильные стороны учения, а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Использование безотметочной системы оценивания связано с созданием индивидуальных учебных маршрутов и учебных планов учащихся, учитывающих их потребности и возможности.
Педагоги считают, что ведущее место в инновационной технологии инклюзивного образования может занять дистанционное обучение. В рамках образовательного процесса в 518-й существует компенсирующая модель использования дистанционного обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации. Методическая помощь учителя в данном случае заключается в составлении каталогов привлекательных информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста наборов «развивающих» информационных блоков, составления вопросов, стимулирующих познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывающих им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах (Интернете, банках данных и так далее).
Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Мотивированный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие – непосредственное или опосредствованное.
Использование современных информационных технологий трансформирует традиционные сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться. Эта новая сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков. Конкурсы компьютерной графики интересны даже для тех детей, которые не владеют красками, карандашом и кистью.
Однако, на взгляд педагогов, приоритетно в развитии инклюзивного образования непосредственно само дистанционное обучение – форма организации образовательного процесса, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала, при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени. При этом меняется традиционная модель взаимодействия «учитель – учащийся», появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации. Учитель в данном случае становится тьютором (сопровождающим) процесса изучения учебного материала. Такая форма обучения востребована детьми с проблемами здоровья, находящимися длительное время на лечении или проходящими ежегодные реабилитационные мероприятия.
Но важно было убрать и еще один барьер – психологический.
Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы «Образование без барьеров». Основные направления работы социально-психологической службы школы:
Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 5-6-летнего возраста в условиях новых для 518-й школы форм образования: дошкольное отделение при школе, вариативные группы кратковременного пребывания, совместная деятельность с детскими садами.
Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в развитии ребенка.
Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся, с целью оказания своевременной помощи.
Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются к психологу.
Снижение уровня тревожности у родителей.
Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям.
Деятельность по организации психологически безопасной среды.
Все это рассказали президенту в школе №518, и теперь Дмитрий Анатольевич, откровенно признавшийся, что такого еще в России не видел, вне всякого сомнения, бывая в регионах, обязательно будет рассказывать о «простых школах» столицы, которые могут стать примером для всей страны.
Комментарии