search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР
0

От самых от окраин,. или Полноценное образование в условиях Крайнего Севера

Система образовательных учреждений Магаданской области за последние 10-15 лет претерпела значительные изменения. Тому есть объективные причины: миграция населения, отток трудоспособной части, климатические особенности и так далее. Однако, несмотря ни на что, она последовательно развивается. Сегодня в области 147 образовательных учреждений, среди которых 63 общеобразовательные школы, 52 детских сада, 16 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, детские дома, специальные коррекционные школы, учреждения дополнительного образования детей. Здесь воспитываются, учатся и получают профессиональное образование почти 40 тысяч жителей области. И можно с уверенностью утверждать: образовательная политика в регионе стала неотъемлемой частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов.

Привлечение общественности к управлению образованием – вот способ сделать систему образования более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Сегодня в 96% образовательных учреждений области действуют различные органы общественного управления. В ходе государственной итоговой аттестации, надзорных, конкурсных мероприятий, аттестации педкадров формируется институт общественных экспертов. Для общения с населением активно привлекаются электронные ресурсы (80% образовательных учреждений имеют собственные интернет-сайты). Значительное место на страницах областных и муниципальных газет занимает информация об образовании. Нормой становятся публичные доклады и отчеты школ, открытые конференции. В апреле прошлого года проведено областное родительское собрание, избран областной Совет родителей, в котором мы видим прежде всего принципиального партнера в решении вопросов модернизации регионального образования.    Актуальнейшая задача для региона, органов управления образованием – обеспечение доступности дошкольного образования. Сегодня им охвачено более 8 тысяч детей. Наряду с традиционными активно используются гибкие формы пребывания детей в учреждении. Еще в начале девяностых годов, чтобы сохранить детские сады как таковые, мы стали создавать дошкольные группы на базе общеобразовательных школ. Вариативность позволила увеличить число детей, получающих услуги дошкольного образования в возрасте от 1 до 7 лет, до 74,5%, а заодно избежать ликвидации детсадов. Наиболее полно спрос на дошкольное образование в области удовлетворен для детей старшего дошкольного возраста (90,2%).     Во исполнение Указа Президента РФ №599 от 07.05.2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет Департаментом образования разработана «дорожная карта» по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Параллельно реализуется областная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования». В результате предпринятых мер нам удалось сократить общую очередь в детсады и ликвидировать очередь на получение мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет уже к началу 2013 года. С 2014 года в соответствии с новым законом на субъект возложены полномочия по реализации программ дошкольного образования. В связи с этим произведен расчет необходимых средств, разработан проект норматива. Большие надежды мы возлагаем на «Комплекс мер по модернизации дошкольного образования», объявленный Правительством РФ и Министерством образования в этом году.Реализация аналогичного проекта в общем образовании в период на 2011-2013 годы позволила нам добиться определенных результатов. Значительно увеличился норматив финансирования в общем образовании. К слову сказать, только за 2012 год его рост составил 19,6%. Решена задача по созданию условий, обеспечивающих доступность и качество образования и соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов, с учетом проблем малокомплектных школ. Получив дополнительно к финансовым средствам консолидированного бюджета области более 140 млн рублей федеральных средств, мы оснастили все общеобразовательные школы учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием в соответствии с ФГОС начальной школы, приобрели для всех учащихся начальной школы новые учебники, обновили парк школьных автобусов, капитально отремонтировали спортивные залы. В результате мероприятий доля школьников, обучающихся в современных условиях, в том числе в малокомплектных школах, составила более 80%.В центре внимания остаются вопросы создания безопасных, комфортных условий учебного процесса. За последние годы удалось сократить число учреждений, требующих капитального ремонта. Все здания общеобразовательных учреждений обеспечены системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией и системой звукового оповещения. В этом году будут завершены реконструкция и строительство двух малокомплектных школ в национальном районе.В области сформирована система оценки качества образования. Продолжается апробация проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по материалам Рособрнадзора с участием региональной экзаменационной комиссии. Создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр мониторинга качества образования».Динамика численности выпускников области, награжденных по итогам обучения на старшей ступени школы золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», последние 10 лет стабильна (от 5 до 6,5% от общего числа выпускников). В 2013 году по результатам ЕГЭ средний балл по русскому языку значительно выше, чем в прошлом, в то же время средний балл по математике продолжает оставаться низким. Однако результаты ЕГЭ и ГИА свидетельствуют о том, что не все механизмы влияния на данный процесс задействованы и не все возможности использованы. Мы считаем, что работа по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей – одна из составляющих системы оценки качества и востребованности образовательных услуг. В связи с малочисленностью школ и учащихся мы не стали создавать специализированные школы-интернаты для подготовки ребят по конкретным предметам, а организовали очно-заочную школу – Центр по работе с одаренными детьми на базе СВГУ. В условиях динамично развивающейся экономики региона создание эффективной системы профессионального образования, повышение его качества стали главными направлениями. Именно с этих позиций проводятся поэтапная реструктуризация и оптимизация системы профессионального образования Магаданской области. Одновременно происходит изменение организационно-правового статуса учреждений. Сегодня 37,5% учреждений НПО и СПО – автономные, что позволяет более активно привлекать внебюджетные средства на развитие учреждений.За 10 лет подготовлено более 14 тысяч рабочих кадров и специалистов среднего звена, востребованных экономикой области. Расширяется спектр программ курсовой подготовки, за три года по заявкам предприятий и социальных партнеров открыто около 30 новых программ краткосрочной курсовой подготовки, обучено около 6 тысяч человек.  Более 90% выпускников учреждений НПО имеют дополнительную профессию, около 15% – повышенный уровень квалификации. Трудоустройство выпускников учреждений НПО и СПО составляет 65%.Полноценное воспитание в процессе обучения невозможно получить без системы дополнительного образования детей. Мы в области сохранили сеть детско-юношеских центров в каждом районе. Во взаимодействии с другими образовательными учреждениями активно развивается ученическое самоуправление. В системе работают областные школы волонтеров «За здоровый образ жизни», «Закон и подросток», подростковое добровольческое движение. Вовлечение ребят в объединения по интересам, как в учреждениях дополнительного образования, так и в школах, – одна из действенных мер профилактики правонарушений.В области произошли позитивные изменения в деятельности по созданию условий для получения доступного образования детей-инвалидов, которое осуществляется в основном по двум направлениям: дифференциация и интеграция. Получила распространение система комплексного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребенка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Уменьшилось число необучающихся детей. Созданы классы «Особый ребенок».Департамент образования организовал работу по выявлению, направлению и устройству инвалидов на обучение за пределы области по желанию родителей. Дети с нарушением слуха, зрения за счет областного бюджета обучаются в учреждениях Хабаровского и Приморского краев, а также в других регионах страны. В рамках ПНПО организована работа Центра дистанционного обучения детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы №18 Магадана. Начата работа по созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях.Одной из основных задач деятельности органов управления образованием, органов опеки и попечительства в соответствии с декабрьским 2012 года указом Президента РФ являются развитие института замещающих семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для помещения детей-сирот в замещающие семьи. На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоят 348 детей, нуждающихся в устройстве в семью.Растет число приемных семей. С 2007 года наблюдается рост российского усыновления по сравнению с иностранным. В области работает система мер социальной поддержки по стимулированию устройства детей в семьи. За последние годы в 2,5 раза вырос размер ежемесячного пособия на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на содержание ребенка до получения им среднего (полного) общего образования. Выплачивается компенсация один раз в два года стоимости проезда детей, устроенных в семью, на отдых к месту использования отпуска опекуна (попечителя), приемного родителя и обратно. Индексируется оплата труда приемным родителям. Возмещаются расходы по проезду детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на пассажирском транспорте. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета обеспечиваются жилыми помещениями.С 2012 года установлена единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей на каждого усыновленного ребенка и 150000 рублей – на каждого усыновленного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Областным законом предусмотрена единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся собственниками жилья, на ремонт жилья, и единовременная денежная выплата для обустройства жилья в размере 50 тыс. руб. Принята областная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области на 2013-2015 годы». Кадры в системе образования – важнейшая проблема. Число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста неуклонно растет и составляет 48%, а число молодых остается пока невысоким. Поэтому в области формируется система мер по привлечению молодых специалистов в образование, в том числе: выплата единовременного пособия молодому специалисту при заключении трудового договора; ежемесячная доплата педагогическим работникам – выпускникам вузов и ссузов, доплата педагогическим работникам до получения ими квалификационной категории.Молодым специалистам, работающим в районах области, производятся выплаты в размере 150 тысяч рублей (для выпускников учреждений СПО) и 200 тысяч рублей (для выпускников вузов) в течение трех лет ежегодно. В 2012 году принята областная целевая программа «Об ипотечном кредитовании молодых учителей общеобразовательных школ».Задача повышения оплаты труда педагогических работников решается в области поэтапно и направлена на повышение уровня доходов педработников и обеспечение прямой зависимости размеров заработной платы от результатов работы. В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с указами Президента РФ заработная плата педработников общего образования с 2010 года выросла в 2,5 раза, доведена к концу 2012 года до средней по региону, а педработников системы дошкольного образования выросла почти в два раза, доведена до средней в общем образовании. Растет заработная плата и других категорий педагогических работников. В рамках формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов в области успешно продолжается практика реализации модульно-накопительной модели повышения квалификации, которая предоставляет педагогам право выбора образовательных программ с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, и дистанционного обучения. Это изменило подходы к оценке работы педагога на более объективную и справедливую, стимулирующую его профессиональное развитие. Особая наша задача – совершенствование системы управления образованием, ориентированной на результат. Нам предстоит продолжить работу по расширению самостоятельности образовательных учреждений, сфер полномочий руководителя и меры его ответственности за результат. Начата работа по внедрению эффективных контрактов на муниципальном и региональном уровнях. Для сокращения отчетности, предоставляемой образовательными учреждениями, предстоит довести до логического завершения начатую работу по региональному электронному мониторингу изменений в системе образования. Елена АЛЕКСЕЕВА, начальник Департамента образования Магаданской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте