Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От самых от окраин,. или Полноценное образование в условиях Крайнего Севера

Учительская газета, №35 от 27 августа 2013. Читать номер
Автор:

Система образовательных учреждений Магаданской области за последние 10-15 лет претерпела значительные изменения. Тому есть объективные причины: миграция населения, отток трудоспособной части, климатические особенности и так далее. Однако, несмотря ни на что, она последовательно развивается. Сегодня в области 147 образовательных учреждений, среди которых 63 общеобразовательные школы, 52 детских сада, 16 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, детские дома, специальные коррекционные школы, учреждения дополнительного образования детей. Здесь воспитываются, учатся и получают профессиональное образование почти 40 тысяч жителей области. И можно с уверенностью утверждать: образовательная политика в регионе стала неотъемлемой частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов.

Привлечение общественности к управлению образованием – вот способ сделать систему образования более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Сегодня в 96% образовательных учреждений области действуют различные органы общественного управления. В ходе государственной итоговой аттестации, надзорных, конкурсных мероприятий, аттестации педкадров формируется институт общественных экспертов. Для общения с населением активно привлекаются электронные ресурсы (80% образовательных учреждений имеют собственные интернет-сайты). Значительное место на страницах областных и муниципальных газет занимает информация об образовании. Нормой становятся публичные доклады и отчеты школ, открытые конференции. В апреле прошлого года проведено областное родительское собрание, избран областной Совет родителей, в котором мы видим прежде всего принципиального партнера в решении вопросов модернизации регионального образования.    Актуальнейшая задача для региона, органов управления образованием – обеспечение доступности дошкольного образования. Сегодня им охвачено более 8 тысяч детей. Наряду с традиционными активно используются гибкие формы пребывания детей в учреждении. Еще в начале девяностых годов, чтобы сохранить детские сады как таковые, мы стали создавать дошкольные группы на базе общеобразовательных школ. Вариативность позволила увеличить число детей, получающих услуги дошкольного образования в возрасте от 1 до 7 лет, до 74,5%, а заодно избежать ликвидации детсадов. Наиболее полно спрос на дошкольное образование в области удовлетворен для детей старшего дошкольного возраста (90,2%).     Во исполнение Указа Президента РФ №599 от 07.05.2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части достижения к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет Департаментом образования разработана «дорожная карта» по ликвидации дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. Параллельно реализуется областная целевая программа «Обеспечение доступности дошкольного образования». В результате предпринятых мер нам удалось сократить общую очередь в детсады и ликвидировать очередь на получение мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет уже к началу 2013 года. С 2014 года в соответствии с новым законом на субъект возложены полномочия по реализации программ дошкольного образования. В связи с этим произведен расчет необходимых средств, разработан проект норматива. Большие надежды мы возлагаем на «Комплекс мер по модернизации дошкольного образования», объявленный Правительством РФ и Министерством образования в этом году.Реализация аналогичного проекта в общем образовании в период на 2011-2013 годы позволила нам добиться определенных результатов. Значительно увеличился норматив финансирования в общем образовании. К слову сказать, только за 2012 год его рост составил 19,6%. Решена задача по созданию условий, обеспечивающих доступность и качество образования и соответствующих требованиям государственных образовательных стандартов, с учетом проблем малокомплектных школ. Получив дополнительно к финансовым средствам консолидированного бюджета области более 140 млн рублей федеральных средств, мы оснастили все общеобразовательные школы учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием в соответствии с ФГОС начальной школы, приобрели для всех учащихся начальной школы новые учебники, обновили парк школьных автобусов, капитально отремонтировали спортивные залы. В результате мероприятий доля школьников, обучающихся в современных условиях, в том числе в малокомплектных школах, составила более 80%.В центре внимания остаются вопросы создания безопасных, комфортных условий учебного процесса. За последние годы удалось сократить число учреждений, требующих капитального ремонта. Все здания общеобразовательных учреждений обеспечены системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией и системой звукового оповещения. В этом году будут завершены реконструкция и строительство двух малокомплектных школ в национальном районе.В области сформирована система оценки качества образования. Продолжается апробация проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по материалам Рособрнадзора с участием региональной экзаменационной комиссии. Создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Региональный центр мониторинга качества образования».Динамика численности выпускников области, награжденных по итогам обучения на старшей ступени школы золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», последние 10 лет стабильна (от 5 до 6,5% от общего числа выпускников). В 2013 году по результатам ЕГЭ средний балл по русскому языку значительно выше, чем в прошлом, в то же время средний балл по математике продолжает оставаться низким. Однако результаты ЕГЭ и ГИА свидетельствуют о том, что не все механизмы влияния на данный процесс задействованы и не все возможности использованы. Мы считаем, что работа по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей – одна из составляющих системы оценки качества и востребованности образовательных услуг. В связи с малочисленностью школ и учащихся мы не стали создавать специализированные школы-интернаты для подготовки ребят по конкретным предметам, а организовали очно-заочную школу – Центр по работе с одаренными детьми на базе СВГУ. В условиях динамично развивающейся экономики региона создание эффективной системы профессионального образования, повышение его качества стали главными направлениями. Именно с этих позиций проводятся поэтапная реструктуризация и оптимизация системы профессионального образования Магаданской области. Одновременно происходит изменение организационно-правового статуса учреждений. Сегодня 37,5% учреждений НПО и СПО – автономные, что позволяет более активно привлекать внебюджетные средства на развитие учреждений.За 10 лет подготовлено более 14 тысяч рабочих кадров и специалистов среднего звена, востребованных экономикой области. Расширяется спектр программ курсовой подготовки, за три года по заявкам предприятий и социальных партнеров открыто около 30 новых программ краткосрочной курсовой подготовки, обучено около 6 тысяч человек.  Более 90% выпускников учреждений НПО имеют дополнительную профессию, около 15% – повышенный уровень квалификации. Трудоустройство выпускников учреждений НПО и СПО составляет 65%.Полноценное воспитание в процессе обучения невозможно получить без системы дополнительного образования детей. Мы в области сохранили сеть детско-юношеских центров в каждом районе. Во взаимодействии с другими образовательными учреждениями активно развивается ученическое самоуправление. В системе работают областные школы волонтеров «За здоровый образ жизни», «Закон и подросток», подростковое добровольческое движение. Вовлечение ребят в объединения по интересам, как в учреждениях дополнительного образования, так и в школах, – одна из действенных мер профилактики правонарушений.В области произошли позитивные изменения в деятельности по созданию условий для получения доступного образования детей-инвалидов, которое осуществляется в основном по двум направлениям: дифференциация и интеграция. Получила распространение система комплексного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения индивидуального развития ребенка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Уменьшилось число необучающихся детей. Созданы классы «Особый ребенок».Департамент образования организовал работу по выявлению, направлению и устройству инвалидов на обучение за пределы области по желанию родителей. Дети с нарушением слуха, зрения за счет областного бюджета обучаются в учреждениях Хабаровского и Приморского краев, а также в других регионах страны. В рамках ПНПО организована работа Центра дистанционного обучения детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы №18 Магадана. Начата работа по созданию безбарьерной среды в образовательных учреждениях.Одной из основных задач деятельности органов управления образованием, органов опеки и попечительства в соответствии с декабрьским 2012 года указом Президента РФ являются развитие института замещающих семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для помещения детей-сирот в замещающие семьи. На учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоят 348 детей, нуждающихся в устройстве в семью.Растет число приемных семей. С 2007 года наблюдается рост российского усыновления по сравнению с иностранным. В области работает система мер социальной поддержки по стимулированию устройства детей в семьи. За последние годы в 2,5 раза вырос размер ежемесячного пособия на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на содержание ребенка до получения им среднего (полного) общего образования. Выплачивается компенсация один раз в два года стоимости проезда детей, устроенных в семью, на отдых к месту использования отпуска опекуна (попечителя), приемного родителя и обратно. Индексируется оплата труда приемным родителям. Возмещаются расходы по проезду детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на пассажирском транспорте. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета обеспечиваются жилыми помещениями.С 2012 года установлена единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей на каждого усыновленного ребенка и 150000 рублей – на каждого усыновленного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Областным законом предусмотрена единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся собственниками жилья, на ремонт жилья, и единовременная денежная выплата для обустройства жилья в размере 50 тыс. руб. Принята областная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области на 2013-2015 годы». Кадры в системе образования – важнейшая проблема. Число педагогических работников предпенсионного и пенсионного возраста неуклонно растет и составляет 48%, а число молодых остается пока невысоким. Поэтому в области формируется система мер по привлечению молодых специалистов в образование, в том числе: выплата единовременного пособия молодому специалисту при заключении трудового договора; ежемесячная доплата педагогическим работникам – выпускникам вузов и ссузов, доплата педагогическим работникам до получения ими квалификационной категории.Молодым специалистам, работающим в районах области, производятся выплаты в размере 150 тысяч рублей (для выпускников учреждений СПО) и 200 тысяч рублей (для выпускников вузов) в течение трех лет ежегодно. В 2012 году принята областная целевая программа «Об ипотечном кредитовании молодых учителей общеобразовательных школ».Задача повышения оплаты труда педагогических работников решается в области поэтапно и направлена на повышение уровня доходов педработников и обеспечение прямой зависимости размеров заработной платы от результатов работы. В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с указами Президента РФ заработная плата педработников общего образования с 2010 года выросла в 2,5 раза, доведена к концу 2012 года до средней по региону, а педработников системы дошкольного образования выросла почти в два раза, доведена до средней в общем образовании. Растет заработная плата и других категорий педагогических работников. В рамках формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов в области успешно продолжается практика реализации модульно-накопительной модели повышения квалификации, которая предоставляет педагогам право выбора образовательных программ с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, и дистанционного обучения. Это изменило подходы к оценке работы педагога на более объективную и справедливую, стимулирующую его профессиональное развитие. Особая наша задача – совершенствование системы управления образованием, ориентированной на результат. Нам предстоит продолжить работу по расширению самостоятельности образовательных учреждений, сфер полномочий руководителя и меры его ответственности за результат. Начата работа по внедрению эффективных контрактов на муниципальном и региональном уровнях. Для сокращения отчетности, предоставляемой образовательными учреждениями, предстоит довести до логического завершения начатую работу по региональному электронному мониторингу изменений в системе образования. Елена АЛЕКСЕЕВА, начальник Департамента образования Магаданской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту