search
main
0

От рук – к голове

Конец 40-х годов в недавно освобожденном от немецких фашистов Орле. Это был один из первых выпусков мужской школы, когда отцы многих из нас еще служили в Советской Армии, а рядом с нами, подростками, сидели 19-20-летние инвалиды Великой Отечественной войны, кто с костылями, кто с пустым рукавом вместо руки…
Нас учили и тренировали, как скаковых коней, ибо конечной целью были экзамены на аттестат зрелости с вероятными медалями.
Класс подобрался исключительно дружным и сильным, под стать педагогам, которые учили нас и учились вместе с нами. Особое внимание уделялось фронтовикам: на них не жалели ни времени, ни сил, ни здоровья, и уже к третьей четверти выпускного класса, ближе к весне, класс выровнялся.
Теперь самое время рассказать о педагогах. Вот учитель литературы и русского языка Александр Иванович Позднеев. Блестящий знаток музыки, хозяин великолепной фонотеки (грампластинок), влюбленный в русскую фонетику, он и нас учил слышать музыку каждого слова. Это позволило ему не крошить по живому “образы”, а восхищаться вместе с нами прелестью Татьяны и Ольги, лиричностью Ленского и мужественностью Онегина и воспринимать их в двух ипостасях: в музыке стиха А.С.Пушкина и истинно русской музыке П.И.Чайковского. А как наш учитель читал Гоголя! После его уроков наши сочинения напоминали небольшие произведения, без штампов из “критической” литературы того времени (так называемых умных шпаргалок).
Не могу не отметить и еще один штрих: вместе с нами писал сочинение Александр Иванович… А затем мы читали все сочинения на 7-8-м уроках.
А физик Борис Львович Марголин? С помощью трофеев, брошенного немцами в Медведевском лесу электрического и технического оборудования, оптики, мы вместе с ним, своими руками, создали великолепный физический кабинет, и физика изучалась по принципу “от рук – к голове” (замечу, что ныне мой сосед по даче, ученик одной из престижных орловских школ, “прошел” физику, не выполнив практических работ). А наш учитель вскоре возглавил КБ на одном из заводов Орла и стал неординарным ученым!
Откуда же сейчас возьмутся Сухомлинские и Ильины, если студенты филфаков за 5 лет обучения ни разу не написали сочинение, а редкий выпускник физмата одолеет задачу из “Кванта”?!
Поэтому форму аттестации педагогов надо в корне изменить:
а) отменив бумажные характеристики, выяснить, на что он способен сам по своему предмету;
б) изучить то, кем и какими стали его выпускники последних пяти лет.
Что касается “открытых” уроков да еще в незнакомой аудитории, то это просто хорошо отрепетированный и отрежиссированный спектакль, не имеющий никакого отношения к педагогике.

Яков ЮДИЛЕВИЧ,
заслуженный учитель России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте