search
main
0

От революции социальной – к революции культурной. 30-е годы: эпизоды жизни газеты, на время изменившей свое название

В апреле 1930 года «Учительская газета» сменила свое название. Издание «За коммунистическое просвещение» выходило до сентября 1937 года. За это время поменялось восемь ответственных редакторов, и редакция переехала на улицу Герцена. С момента ухода в 1928 году Сергея Ингулова с должности главного редактора газетой руководили А.Я.Вигалок (1928-1929), М.Ольшевец (1929-1930), П.Ионов (1930-1931), И.Х.Горов (февраль 1931‑го), Л.Л.Авербах (март-май 1931‑го), Л.Г.Полонская (1931-1934), В.Ю.Жебровский (1934-1937) и М.В.Зайцев (июль-октябрь 1937‑го). В 1937 году Зайцева сменила В.П.Голенкина.

М.И. Калинин с сотрудниками редакции. 1938 год

Интересный исторический факт из жизни газеты того периода. 27-28 декабря 1938 года в редакции «Учительской газеты» проходило совещание учителей-отличников. На нем выступил Михаил Иванович Калинин, в тот период председатель Президиума Верховного совета СССР, или, как его называли в народе, «всесоюзный староста», о чем газета рассказала в номере от 29 декабря 1938 года. На снимке, который вы видите, а он настоящий раритет, хранящийся в архивах нашего издания, запечатлены (первый ряд, слева направо) заведующий отделом профсоюза Н.Леший, старший литсотрудник В.Гольцев, ответственный редактор «Учительской газеты» Вера Голенкина, которая руководила газетой 11 лет – с 1937 до 1948 года (в мае она умерла прямо на рабочем месте, у себя в кабинете). Далее за ней заведующий отделом школ З.Генин, правее М.И.Калинина ответственный секретарь редакции Н.Федюшов, спецкор Л.Шнайдер, заместитель заведующего партийным отделом Б.Дубах. Во втором ряду стоят: литературный сотрудник П.Глаголев, заведующий партотделом А.Крутиков, заведующий отделом корсети Б.Бурыкин, заместитель заведующего отделом писем А.Назарова, заместитель заведующего отделом школ С.Цемахман, старший литсотрудник М.Верниковский, заведующий отделом высшей школы А.Протопопова.

Надо заметить, что уже к концу 20-х – началу 30-х годов партийный контроль над средствами массовой информации значительно усилился. В принятых в 1928 году многочисленных постановлениях ЦК ВКП(б), в том числе «Об отделе партийной жизни «Правды», «О мероприятиях по улучшению юношеской печати», «О реорганизации радиовещания», «Об обслуживании книгой массового читателя», неизменно подчеркивалось, что главной задачей средств массовой информации является коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей «боевых традиций большевистской партии», что СМИ – это «острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте». Немаловажная деталь. В период нарастающей в стране волны репрессий, которые имели под собой идеологические основания – необходимость «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма», происходят заметный количественный рост и увеличение тиражей газет и журналов. Если в 1928 году в стране выходило около две тысяч газет, разовый тираж которых составлял 9,5 млн экземпляров, то к концу 30-х годов их стало около девяти тысяч, а тираж превысил 38 млн экз. Год от года возрастали тиражи национальной печати.

Наибольшие тиражи в предвоенные годы имели «Правда» (2 млн экземпляров), «Известия» (1,6 млн), «Крестьянская газета» (1,2 млн), «Комсомольская правда» (600 тыс.), «Гудок» (275 тыс.), «Учительская газета» (250 тыс.), «Индустрия» (225 тыс.), «Труд» (150 тыс.). Увеличивались тиражи и журнальных, особенно партийных, изданий (И.В.Кузнецов «История отечественной журналистики (1917-2000)», Москва, 2006 год).

Газета для учителей, как все другие издания, строго выполняла заветы и наказы партии и правительства, но в центре освещаемых событий и проблем, конечно же, оставалось образование. В 20-е годы внимание акцентировалось на борьбе с неграмотностью, которая проходила на фоне тяжелейшей для народа ситуации во всех сферах, в том числе и в школах. Они закрывались, растаскивались на дрова, учителя бедствовали, голодали, покидали свои рабочие места. Времена, мягко говоря, были совсем не простыми. Страна, пережив кровавую социальную революцию, вступала в другую, не менее трудную – культурную. «УГ», став флагманом, знаменосцем борьбы с неграмотностью, которая согласно официальным заявлениям власти была ликвидирована в СССР в 1937 году, чутко реагировала на новые вызовы времени и задачи, поставленные коммунистической партией перед своим народом.

На повестке дня стояла массовая подготовка квалифицированных специалистов для обновленной промышленности и сельского хозяйства. Начались робкие процессы гуманитаризации образования. «От выброшенного вначале лозунга всеобщей политехнизации образования советское просвещение медленно, – отметил историк Артем Ермаков, – но верно продвигалось к возрождению старого, классического образца русской школы с преподаванием основ гуманитарных и естественных наук. Возвращение уроков русской литературы и истории, звонков, экзаменов, школьной формы… Газета была зеркалом этого процесса, но она же помогала ему стать необратимым и непрерывным…» (А.Ермаков «80 лет вместе. История газеты – судьба страны», «Учительская газета», 2004 год.)

Не случайно поэтому в 30-х годах наряду со статьями видных революционеров, политических лидеров, руководителей государства в газете стали появляться публикации деятелей культуры и искусства, таких как Осип Мандельштам, который предстал здесь не как поэт, а как публицист и аналитик. Вот о чем размышлял он в своей статье «К проблеме научного стиля Дарвина»: «Дарвин не навязывает природе какой бы то ни было цели, он отрицает за нею какую бы то ни было благость. Всего более далек он от мысли приписывать ей волю или разумные зиждущие свойства… Замечательный прозаизм научных трудов Дарвина был глубоко подготовлен историей» (О.Э.Мандельштам «К проблеме научного стиля Дарвина», «За коммунистическое просвещение» №94 от 21 апреля 1932 года).

Вновь и вновь перечитывая эту статью и пытаясь понять ее сверхзадачу, нашла у Анны Ахматовой то, что многое проясняет: «У Мандельштама нет учителя. Вот о чем стоило бы подумать. Я не знаю в мировой поэзии подобного факта. Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?» Возможно, ответом на вопрос Анны Андреевны может служить именно эта статья самого Мандельштама, по сути, размышляющего об особенностях своего стиля, на создание которого, несомненно, оказали влияние социальные условия и времена, ниспосланные, дарованные ему свыше для развития его творчества. Разве не себя имел в виду поэт, утверждая, что «Дарвин изгнал из своего литературного обихода всякое красноречие, всякую риторику и телеологический пафос во всех его видах. Он имел мужество быть прозаичным потому, что имел многое и многое сказать и не чувствовал себя никому обязанным ни благодарностью, ни восхищением… Его научный стиль необходимо изучать. Но подражать бесполезно потому, что историческая ситуация, при которой стиль возник, никогда больше не повторится». Не исключаю, что в условиях исторической ситуации 30-х годов на страницах «УГ» Осип Мандельштам через эзопов язык хотел поделиться с читателями своими сокровенными мыслями.

В том же 1932 году, 15 октября, в газете была опубликована статья Натальи Ильиничны Сац, основателя детского театра, народной артистки СССР, женщины-легенды, режиссера, драматурга, обладательницы многих государственных наград и премий. Статья называлась «Детский театр в странах кризиса». Предлагаем прочитать фрагмент из нее: «Старейший из существующих Московский театр для детей и второй по «старшинству» Ленинградский ТЮЗ являются пионерами этого дела в Союзе и за границей. Не случайны место и время их рождения. Только после Октябрьской революции, когда на смену искусству для избранных пришло искусство масс, когда Советское государство взяло на себя заботу о школьном и внешкольном воспитании для всех детей, стали возможны специальные детские театры. Теперь в Советском Союзе больше 50 театров для детей… Многие из театров для детей стали значительным звеном в деле коммунистического воспитания детей, помощниками школы, опорными пунктами внешкольной работы, выросли в ценные художественно-творческие организации.

Да, в области театра для детей СССР шагнул далеко вперед по сравнению с Западом. У наших детских театров есть большая цель – осуществить художественными средствами задачи коммунистического воспитания детей, у нас есть настоящее, есть будущее» (Н.И.Сац «Детский театр в странах кризиса», «За коммунистическое просвещение» №240 от 15 октября 1932 года).

Кстати, Наталья Ильинична и в другие годы неоднократно публиковалась в нашем издании и до последних лет своей жизни (она покинула этот мир в 1993 году, дожив до своего столетия) с большой любовью относилась к «Учительской газете».

Еще один именитый автор украсил страницы газеты в 1933 году. Им стал М.Горький, который придавал огромное значение развитию детской литературы и считал, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше». Своими мыслями об этом он поделился в статье под названием «О темах»: «Вопрос в темах детских книг – это, разумеется, вопрос о линии социального воспитания. В нашей стране воспитывать значит революционизировать, т. е. освобождать мышление ребенка от предуказанных прошлым его дедов и отцов технических навыков мысли, от ее заблуждений, в основе коих заложен многовековой опыт консервативного быта… Надобно ставить дело воспитания детей так, чтобы они с малых лет даже на играх решительно отрывались от сознательного и бессознательного тяготения к прошлому – отсюда явствует, что необходимо раскрыть перед ребятами процессы прошлого. Нужно показать им, что свобода мысли возможна только при полной свободе трудовой жизнедеятельности» (М.Горький «О темах», «За коммунистическое просвещение» №240 от 17 октября 1933 года).

Кстати, статья М. Горького была опубликована в нашем издании буквально через месяц после постановления ЦК ВКП(б) об организации государственного издательства «Детгиз» (оно вышло 9 сентября 1933 года) и послужила для него своего рода напутствием.

Автор «Клима Самгина» и других выдающихся произведений оставил нам в наследство целый ряд замечательных сочинений для детей: «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко»… Их мягкий юмор, неброские краски создали теплый и добрый мир. Горький привлек в детскую литературу маститых авторов, таких как Алексей Толстой, Самуил Маршак, Корней Чуковский, чьи имена также не раз появлялись на страницах «УГ». Корней Иванович, замечу, стал автором статьи «Ложка дегтя», которая вышла в «Учительской газете» в 1967 году в номере 93 от 5 августа.

Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш. Амонашвили

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте