search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

От речевого воспитания к развитию языковой политики. Из опыта работы Истринского педагогического колледжа

В Концепции национальной образовательной политики РФ заявлено, что образовательное учреждение, будучи транслятором языков и культур, «должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического общества в целом». В среднем специальном педагогическом учебном заведении, по нашему мнению, возможно сопряжение этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики. В Истринском педагогическом колледже предпринимаются меры по созданию такого функционального единства.

Курс русского языка в колледже коммуникативно ориентирован и связан с изучением культуры речи. Для поступающих в педагогический колледж на базе 9-го класса средней школы обучение начинается с общеобразовательной подготовки по русскому языку в объеме 78 часов (2 часа в неделю). Поскольку наш педагогический колледж участвует в эксперименте по введению профильного обучения, подготовка будущих учителей начальных классов увеличивается на первом курсе еще на 78 часов (всего 156 часов – 4 часа в неделю). Необходимо заметить, что профильное обучение способствует развитию начальной исследовательской деятельности студентов колледжа, а также освоению ими более сложного содержания обучения, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

Дальнейший период обучения русскому языку занимает два с половиной года, в течение которых студенты изучают следующие предметы: «Русский язык» – 145 часов, «Русский язык и культура речи»- 56 часов (всего – 201 час). В таком же объеме изучают русский язык студенты, принятые на базе 11 классов.

Кроме этого, все учащиеся в первый год обучения посещают факультативные занятия по русскому языку 1 час в неделю.

Следует отметить и тот факт, что с переходом на повышенный уровень обучения студентами осваивается дополнительная подготовка в области русского языка в объеме 243 часов.

Очевидно, что курс русского языка занимает солидное место в учебном процессе подготовки учителей начальных классов. Недостатком является его раздробленность, приводящая к нарушению принципа целостности в обучении. Коллектив преподавателей продолжает работать над корректировкой учебного курса, в частности над преодолением неоправданного дублирования изучаемых тем.

Значительно меньшее место уделено курсу русского языка на отделениях «Социальная педагогика» – 95 часов и «Дошкольное образование», реализуемое заочно, – 17 часов. Социальные педагоги и работники дошкольных учреждений нуждаются в более серьезной языковой и речевой подготовке, чем это предусмотрено государственным образовательным стандартом среднего специального образования, и необходимо искать пути для исправления такого положения.

Несмотря на то что в настоящее время создано много учебных пособий по русскому языку, в нашем педагогическом колледже востребованным остается учебник «Русский язык» под редакцией академика Виктора Виноградова (авторы А.М.Земский, С.Е.Крючков, М.В.Светлаев). Широко используются и другие учебные пособия: «Современный русский литературный язык» под редакцией Павла Леканта, «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», 10-11-й класс (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова), «Русский язык», 10-11-й класс (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин).

В Истринском педагогическом колледже уделяется большое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий. В текущем году колледж работает над реализацией проекта «Разработка и внедрение ИКТ в учебный процесс учреждений среднего профессионального образования Московской области». Преподаватели русского языка, в большинстве своем прошедшие компьютерные курсы, участвуют в конкурсах на сайтах интернета, разрабатывают уроки с использованием компьютерных электронных учебников и презентаций.

В нашем колледже в соответствии с положениями Федеральной целевой программы «Русский язык» и программы развития образования Московской области проводится эксперимент «Разработка и реализация программы подготовки специалистов для обучения русскому языку как неродному (иностранному)» (Приказ Министерства образования Российской Федерации №18-54-801/18-22 от 5 августа 2003 года). Этот эксперимент имеет важное значение потому, что, во-первых, такие специалисты помогут ослабить создавшуюся в стране социальную напряженность, часто объясняющуюся недопониманием между мигрантами и коренным населением. Во-вторых, эксперимент отражает новую образовательную стратегию, целью которой является воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей личности, осознающей не только свою национальную идентичность, но и воспринимающей мир во всей его целостности и взаимосвязанности.

На базе специальности «Преподавание в начальных классах» нами разработана программа специализации в области русского языка как неродного (иностранного), в которую входят курс практической грамматики русского языка, методика преподавания русского языка как неродного, каллиграфия с методикой преподавания и стилистика русского языка. В 2005 году был первый выпуск таких специалистов. Со следующего учебного года в программу специальности «Учитель начальных классов» на выпускном курсе мы добавляем факультативный курс методики преподавания русского языка как неродного для того, чтобы будущие учителя ориентировались в сложной обстановке, связанной с приходом детей, не адаптированных к новой жизненной ситуации в русскоязычной школе.

В настоящее время работаем над практическим пособием для пробных уроков наших студентов в армянской воскресной школе. Оно будет представлять собой небольшой учебник по русскому языку как неродному для детей 7-10-летнего возраста, которые допускают в устной и письменной речи интерференционные ошибки, имеющие очень стойкий характер.

За разработку этих материалов колледж награжден дипломом лауреата выставки «Образовательная среда-2004» ВВЦ.

Ежегодно в учебном заведении проводится неделя русской словесности, которая включает в себя следующие мероприятия: олимпиада по русскому языку, конкурс чтецов, конкурс на лучшее письменное речевое произведение, литературный вечер. Главной целью проведения недели русской словесности является развитие интереса к русскому языку, являющемуся государственным языком Российской Федерации, важнейшим языком межнационального общения народов России и одним из официально признанных международных языков. К другим целям следует отнести поиск наиболее одаренных детей и стремление развить их когнитивный потенциал, помочь определить характер их креативности. Проводимые конкурсы помогают активизировать деятельность литературных кружков и студий в учреждении.

В 2003 году группа преподавателей Истринского педагогического колледжа участвовала в научно-практической конференции «Реализация Федеральной программы «Русский язык» в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области. 2001-2005 гг.», которая проводилась в средней школе поселка Деденево Дмитровского района Московской области. В качестве меры поддержки русского языка в Истринском педагогическом колледже был учрежден выпуск литературного альманаха «Волшебное слово», в котором публикуются лучшие творческие работы студентов учебного заведения. Вышло уже 16 номеров нашего издания. «Волшебное слово» с большим интересом читают студенты и преподаватели, потому что материал каждого номера свеж, актуален и располагает к ответному творчеству.

С 2003 года Истринский педагогический колледж принял активное участие в работе 6 международных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам состояния и распространения русского языка. Мы представляли наши проекты на VI и VII всероссийских конференциях в Ачинском педагогическом колледже Красноярского края, проводимых с участием ученых Московского института русского языка имени А.С.Пушкина и Красноярского государственного университета. Актуальными для многонациональной Восточной Сибири были материалы по обучению русскому языку детей мигрантов. Также большой интерес вызвали наши методические разработки по проблемам формирования речемыслительных умений младших школьников в букварный период, подкрепленные проектами экспериментальных учебников для 1-го класса – «Почемучкина азбука» и «Звуки, буквы и все вокруг». Эти материалы были отмечены дипломом X юбилейного Всероссийского форума «Образовательная среда-2006» в Сокольниках «За высокое качество инновационной разработки».

В ноябре 2006-го как учебное заведение, участвующее в решении вопросов миграционной политики, колледж был приглашен на международную конференцию «Проблемы статуса и преподавания русского языка в свете взаимодействия языков и культур государств – участников СНГ и стран Балтии в XXI веке», которая проводилась в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010)» в Институте русского языка имени А.С.Пушкина. Конференция показала, что русский язык сохраняет свои позиции на постсоветском пространстве, народы стремятся к объединению, в котором решающую роль должен сыграть именно русский язык как язык межнационального общения. Это заставляет каждого из нас думать не только о дальнейшем совершенствовании методики преподавания русского языка, но и о развитии языковой политики в целом.

Тамара ЖУКОВА, кандидат педагогических наук, методист Истринского педагогического колледжа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте