search
main
0

От речевого воспитания к развитию языковой политики. Из опыта работы Истринского педагогического колледжа

В Концепции национальной образовательной политики РФ заявлено, что образовательное учреждение, будучи транслятором языков и культур, «должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как для собственного этноса, так и для всего полиэтнического общества в целом». В среднем специальном педагогическом учебном заведении, по нашему мнению, возможно сопряжение этнонациональных аспектов образовательной политики с целями и принципами государственной национальной политики. В Истринском педагогическом колледже предпринимаются меры по созданию такого функционального единства.

Курс русского языка в колледже коммуникативно ориентирован и связан с изучением культуры речи. Для поступающих в педагогический колледж на базе 9-го класса средней школы обучение начинается с общеобразовательной подготовки по русскому языку в объеме 78 часов (2 часа в неделю). Поскольку наш педагогический колледж участвует в эксперименте по введению профильного обучения, подготовка будущих учителей начальных классов увеличивается на первом курсе еще на 78 часов (всего 156 часов – 4 часа в неделю). Необходимо заметить, что профильное обучение способствует развитию начальной исследовательской деятельности студентов колледжа, а также освоению ими более сложного содержания обучения, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

Дальнейший период обучения русскому языку занимает два с половиной года, в течение которых студенты изучают следующие предметы: «Русский язык» – 145 часов, «Русский язык и культура речи»- 56 часов (всего – 201 час). В таком же объеме изучают русский язык студенты, принятые на базе 11 классов.

Кроме этого, все учащиеся в первый год обучения посещают факультативные занятия по русскому языку 1 час в неделю.

Следует отметить и тот факт, что с переходом на повышенный уровень обучения студентами осваивается дополнительная подготовка в области русского языка в объеме 243 часов.

Очевидно, что курс русского языка занимает солидное место в учебном процессе подготовки учителей начальных классов. Недостатком является его раздробленность, приводящая к нарушению принципа целостности в обучении. Коллектив преподавателей продолжает работать над корректировкой учебного курса, в частности над преодолением неоправданного дублирования изучаемых тем.

Значительно меньшее место уделено курсу русского языка на отделениях «Социальная педагогика» – 95 часов и «Дошкольное образование», реализуемое заочно, – 17 часов. Социальные педагоги и работники дошкольных учреждений нуждаются в более серьезной языковой и речевой подготовке, чем это предусмотрено государственным образовательным стандартом среднего специального образования, и необходимо искать пути для исправления такого положения.

Несмотря на то что в настоящее время создано много учебных пособий по русскому языку, в нашем педагогическом колледже востребованным остается учебник «Русский язык» под редакцией академика Виктора Виноградова (авторы А.М.Земский, С.Е.Крючков, М.В.Светлаев). Широко используются и другие учебные пособия: «Современный русский литературный язык» под редакцией Павла Леканта, «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», 10-11-й класс (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова), «Русский язык», 10-11-й класс (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин).

В Истринском педагогическом колледже уделяется большое внимание использованию информационно-коммуникационных технологий. В текущем году колледж работает над реализацией проекта «Разработка и внедрение ИКТ в учебный процесс учреждений среднего профессионального образования Московской области». Преподаватели русского языка, в большинстве своем прошедшие компьютерные курсы, участвуют в конкурсах на сайтах интернета, разрабатывают уроки с использованием компьютерных электронных учебников и презентаций.

В нашем колледже в соответствии с положениями Федеральной целевой программы «Русский язык» и программы развития образования Московской области проводится эксперимент «Разработка и реализация программы подготовки специалистов для обучения русскому языку как неродному (иностранному)» (Приказ Министерства образования Российской Федерации №18-54-801/18-22 от 5 августа 2003 года). Этот эксперимент имеет важное значение потому, что, во-первых, такие специалисты помогут ослабить создавшуюся в стране социальную напряженность, часто объясняющуюся недопониманием между мигрантами и коренным населением. Во-вторых, эксперимент отражает новую образовательную стратегию, целью которой является воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей личности, осознающей не только свою национальную идентичность, но и воспринимающей мир во всей его целостности и взаимосвязанности.

На базе специальности «Преподавание в начальных классах» нами разработана программа специализации в области русского языка как неродного (иностранного), в которую входят курс практической грамматики русского языка, методика преподавания русского языка как неродного, каллиграфия с методикой преподавания и стилистика русского языка. В 2005 году был первый выпуск таких специалистов. Со следующего учебного года в программу специальности «Учитель начальных классов» на выпускном курсе мы добавляем факультативный курс методики преподавания русского языка как неродного для того, чтобы будущие учителя ориентировались в сложной обстановке, связанной с приходом детей, не адаптированных к новой жизненной ситуации в русскоязычной школе.

В настоящее время работаем над практическим пособием для пробных уроков наших студентов в армянской воскресной школе. Оно будет представлять собой небольшой учебник по русскому языку как неродному для детей 7-10-летнего возраста, которые допускают в устной и письменной речи интерференционные ошибки, имеющие очень стойкий характер.

За разработку этих материалов колледж награжден дипломом лауреата выставки «Образовательная среда-2004» ВВЦ.

Ежегодно в учебном заведении проводится неделя русской словесности, которая включает в себя следующие мероприятия: олимпиада по русскому языку, конкурс чтецов, конкурс на лучшее письменное речевое произведение, литературный вечер. Главной целью проведения недели русской словесности является развитие интереса к русскому языку, являющемуся государственным языком Российской Федерации, важнейшим языком межнационального общения народов России и одним из официально признанных международных языков. К другим целям следует отнести поиск наиболее одаренных детей и стремление развить их когнитивный потенциал, помочь определить характер их креативности. Проводимые конкурсы помогают активизировать деятельность литературных кружков и студий в учреждении.

В 2003 году группа преподавателей Истринского педагогического колледжа участвовала в научно-практической конференции «Реализация Федеральной программы «Русский язык» в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области. 2001-2005 гг.», которая проводилась в средней школе поселка Деденево Дмитровского района Московской области. В качестве меры поддержки русского языка в Истринском педагогическом колледже был учрежден выпуск литературного альманаха «Волшебное слово», в котором публикуются лучшие творческие работы студентов учебного заведения. Вышло уже 16 номеров нашего издания. «Волшебное слово» с большим интересом читают студенты и преподаватели, потому что материал каждого номера свеж, актуален и располагает к ответному творчеству.

С 2003 года Истринский педагогический колледж принял активное участие в работе 6 международных и всероссийских научно-практических конференций по проблемам состояния и распространения русского языка. Мы представляли наши проекты на VI и VII всероссийских конференциях в Ачинском педагогическом колледже Красноярского края, проводимых с участием ученых Московского института русского языка имени А.С.Пушкина и Красноярского государственного университета. Актуальными для многонациональной Восточной Сибири были материалы по обучению русскому языку детей мигрантов. Также большой интерес вызвали наши методические разработки по проблемам формирования речемыслительных умений младших школьников в букварный период, подкрепленные проектами экспериментальных учебников для 1-го класса – «Почемучкина азбука» и «Звуки, буквы и все вокруг». Эти материалы были отмечены дипломом X юбилейного Всероссийского форума «Образовательная среда-2006» в Сокольниках «За высокое качество инновационной разработки».

В ноябре 2006-го как учебное заведение, участвующее в решении вопросов миграционной политики, колледж был приглашен на международную конференцию «Проблемы статуса и преподавания русского языка в свете взаимодействия языков и культур государств – участников СНГ и стран Балтии в XXI веке», которая проводилась в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010)» в Институте русского языка имени А.С.Пушкина. Конференция показала, что русский язык сохраняет свои позиции на постсоветском пространстве, народы стремятся к объединению, в котором решающую роль должен сыграть именно русский язык как язык межнационального общения. Это заставляет каждого из нас думать не только о дальнейшем совершенствовании методики преподавания русского языка, но и о развитии языковой политики в целом.

Тамара ЖУКОВА, кандидат педагогических наук, методист Истринского педагогического колледжа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте