search
main
0

От простого к сложному, от известного к неизвестному. О постановке экспериментов на физике

За 50 лет работы в школе учителем физики я активно использовал разные методики, технологии. «Примерял» их на себя, выявлял их преимущества и недостатки именно в своей работе. Всегда критически и творчески анализировал их результаты. От многого приходилось отказываться. Очень многое развивал применительно к моим условиям, чтобы появлялось ощущение, что это уже мое. Вот тогда эти инновации начинали давать хорошие результаты.

Еще будучи начинающим учителем, я понял, что слепое копирование чужого опыта малоэффективно и непродуктивно. Нужен творческий подход к новым идеям, методикам, технологиям.В организации преподавания всегда исходил из того, что физика – наука экспериментальная и сложные теории, хитроумные формулы становятся понятными, если демонстрируется эксперимент. Этот эффект усиливается, если оборудование изготовлено самим учащимся, его товарищами или учащимися прошлых лет на физическом кружке под руководством учителя.В школьном кружке физико-технического творчества нами изготовлены сотни учебно-наглядных пособий для демонстрационного, фронтального и домашнего эксперимента, и все они широко используются в учебном процессе.Именно физический эксперимент способствует поэтапному и эффективному познанию природы: «наблюдение – гипотеза – эксперимент – вывод».Из множества наших кружковых разработок назову два физических комплекта, которые около 30 лет используются не только нами, но и в тысячах школ России и стран СНГ. Это «Демонстрационный комплект по электродинамике» (фото 1) и «Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике» (фото 2, 3). По общему признанию учителей, использующих их, они просты в обращении и дают эффективные результаты на основании принципа дидактики: «От простого к сложному, от известного к неизвестному».Еще одна составляющая успеха в преподавании физики – это умение учащихся решать физические задачи различного типа: качественные, количественные, аналитические, графические, экспериментальные. Ведь физическую теорию изучаем для того, чтобы уметь использовать ее при решении конкретных практических задач. Именно при решении задач выявляется уровень усвоения материала и углубляется понимание физической сущности явления.Кроме обучения умению решать задачи, я придаю большое значение научить учащегося самому составлять физическую задачу на данную тему. У учащихся класса появляется дополнительная мотивация, когда учитель объявляет, что эта задача составлена их одноклассником или выпускником школы прошлых лет.Важность умения решать задачи особенно выросла в связи с введением ОГЭ и ЕГЭ. Обычно из моих выпускных классов половина учащихся сдает выпускной экзамен по физике. Поэтому в 11‑м классе учащихся условно делю на «лириков» и «физиков». «Физики» занимаются по более углубленной программе и посещают консультации по подготовке к ЕГЭ. А «лирики», не сдающие экзамен по физике, осваивают программный материал на уровне понимания физического смысла изучаемого.Такой способ подготовки учащихся к сдаче экзаменов дает хорошие результаты, о чем свидетельствует средний балл по физике, который намного выше всероссийского.Еще одной составляющей моей учительской работы является руководство школьным физико-техническим объединением «Импульс». Учащиеся объединения активно и плодотворно занимаются разработкой учебно-наглядных пособий, научно-исследовательской и методической работой. За последние 10 лет они успешно защищали свои проекты на 20 международных, всероссийских, межрегиональных конкурсах, выставках и научно-практических конференциях; опубликовали 25 творческих работ в научно-методических журналах и сборниках в Москве, Казани, Ульяновске, в том числе во Всероссийском научно-методическом журнале «Физика для школьников» (№1, 2011, Москва).Содержание школьного курса физики богато материалом, на базе которого воспитываю патриота и гражданина России.Выше кратко описал основные составляющие моей педагогической деятельности в качестве учителя физики в течение 50 лет. Но профессиональные, экономические, социальные, бытовые условия меняются, общество развивается, появляются новые методики, новые технологии. Я критически анализирую личный накопленный опыт в свете предлагаемого нового и новое творчески приспосабливаю к своему педагогическому багажу. Например, в следующем учебном году мне предстоит работать по ФГОС, и я сейчас работаю над тем, чтобы органично вписаться в него.​Петр ГОЛОВИН, народный учитель СССР, кандидат педагогических наук, учитель физики и технологии, автор более 100 научно-методических книг, брошюр, статей, Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте