search
main
0

От политики мультикультурализма к межкультурному образованию? ЮНЕСКО призывает к диалогу и пониманию

Несколько лет назад многие европейские лидеры, начиная с Ангелы Меркель, признали, что политика мультикультурализма провалилась. Педагогическая общественность начала искать новые подходы и выдвинула идею межкультурализма, который не только призывает к толерантности, но подчеркивает взаимодействие и диалог между культурами. ЮНЕСКО разработала Руководство по межкультурному образованию.

Термин «мультикультурный» описывает культурное многообразие природы человеческого общества. Это относится не только к этнической или национальной культуре, но также включает в себя языковое, религиозное и социально-экономическое разнообразие. Межкультурализм относится к взаимоотношениям между культурными группами. Он определяется как «существование и равноправное взаимодействие между различными культурами, возможность генерировать общие культурные реалии через диалог и взаимное уважение». Межкультурализм основывается на мультикультурализме и включает взаимный обмен между культурами и диалог на местном, региональном, национальном и международном уровнях.В целях укрепления демократии системы образования должны учитывать мультикультурный характер общества и способствовать мирному сосуществованию и позитивному взаимодействию между различными культурными группами. Существует два подхода: мультикультурное и межкультурное образование. Мультикультурное образование – это знакомство с другими культурами в целях воспитания принятия или по крайней мере толерантного отношения к таким культурам. Цель межкультурного образования – способствовать формированию понимания, уважения и диалога между различными культурными группами.Межкультурное образование не может быть механически добавлено к существующим учебным программам. Оно должно пропитывать образовательную среду и всю школьную жизнь, принятие решений, подготовку и повышение квалификации учителей, содержание и методы обучения, взаимоотношения между учащимися.Цели межкультурного образования могут быть сведены к четырем столпам образования, сформулированным Международной комиссией по образованию для XXI века:1. «Учиться, чтобы знать», объединяя достаточно широкий объем общих знаний с углубленной работой по небольшому числу проектов. При этом общее образование вводит учащегося в соприкосновение с другими языками и областями знания, создавая условия для общения.2. «Учиться, чтобы действовать», для приобретения не только профессиональных навыков, но и умения справляться с различными ситуациями, работать в команде и найти свое место в обществе.3. «Учиться, чтобы жить вместе», развивая понимание других людей и признание взаимозависимости между людьми через реализацию совместных проектов и обучение способам решения конфликтов, в духе уважения к ценностям плюрализма, взаимопонимания и культурного многообразия. Это означает, что учащиеся должны приобретать знания, умения и ценности, которые способствуют развитию чувства солидарности и сотрудничества между различными людьми и группами в обществе.4. «Учиться, чтобы быть» (для саморазвития), для развития личности, для приобретения способности принимать собственные решения и демонстрировать личную ответственность. Эти ценности воспитывают личность и самоуважение у учащихся.Можно определить ряд принципов, которые действуют на международном уровне в области межкультурного образования.Принцип I. Межкультурное образование с уважением относится к культурной идентичности учащихся, что выражается в предоставлении качественного образования, учитывающего культурное разнообразие.Этот принцип может быть реализован следующим образом.Использование учебных программ и материалов, которые:- основаны (базируются) на разнообразных системах знаний и опыта учащихся;- включают в себя историю, комплекс знаний и технологий, системы ценностей, социально-экономические и культурные установки их стран;- прививают учащимся понимание и уважение к культурному наследию их стран;- нацелены на воспитание уважения к культуре, языку и ценностям учащихся;- используют местные ресурсы.Разработка методов обучения, которые:- учитывают культуру учащихся, например, включение этнических форм выражения, таких как рассказы, сценические постановки, поэзия и песни;- включают взаимодействие с культурными организациями, тематические экскурсии, посещение памятных мест и творческую деятельность, связанную с социально-экономической и культурной жизнью местного сообщества.Разработка методов оценивания, приемлемых в отношении культур учащихся.Выбор языка обучения, при этом по возможности используется родной язык учащихся.Подготовка учителей, нацеленная на:- ознакомление учителей с культурным наследием страны пребывания;- обучение педагогов практическим активным методам обучения;- ознакомление учителей с образовательными и культурными потребностями представителей меньшинств;- формирование умения адаптировать содержание и методы обучения к потребностям групп населения, культура которых отличается от доминирующей в обществе;- обучение умению применять принцип культурного многообразия в классе.Взаимодействие школы и местного сообщества; вовлечение учащихся и общественности в образовательный процесс:- использование школы как центра социально-культурной деятельности;- привлечение к преподаванию представителей традиционных ремесел и национальных исполнителей;- признание роли учеников как «двигателей» своей культуры;- децентрализация разработки содержания и методов обучения с учетом культурных различий между регионами;- участие школьников, родителей и местной общественности, учителей и администрации – представителей разных культур – в управлении школой, принятии решений, планировании и внедрении образовательных программ.Принцип II. Межкультурное образование дает учащимся знания о культуре, умения и ценности, необходимые для активного и полноценного участия в общественной жизни.Этот принцип может быть реализован следующим образом.Гарантии равных образовательных возможностей:- обеспечение равного доступа ко всем формам обучения для представителей всех культурных групп населения;- отказ от всех форм дискриминации в системе образования;- обеспечение получения необходимой квалификации для равного доступа к среднему, высшему и профессиональному образованию;- принятие мер, обеспечивающих включение в систему образования представителей различных культурных групп, например, таких как дети иммигрантов;- обеспечение равных возможностей для участия в учебном процессе всех детей;- обеспечение мирной, безопасной и недискриминационной образовательной среды;- принятие специальных мер для преодоления исторически сложившегося неравенства, ограничивающего возможности учащихся и учителей участвовать на равных с другими в жизни общества.Использование учебных программ и материалов, которые:- дают знания об истории, традициях, языке и культуре меньшинств представителям большинства;- дают знания меньшинствам об обществе в целом;- нацелены на преодоление предрассудков по отношению к носителям культуры, отличной от культуры страны;- направлены на ознакомление с нормами и правилами различных культур;- развивают устную и письменную речь, что позволит гражданам получить доступ к информации, ясно понимать обстановку, в которой они живут, выражать свои потребности и принимать участие в общественной жизни.Методы обучения, которые:- способствуют активному участию школьников в учебном процессе;- интегрируют формальные и неформальные, традиционные и современные методы обучения;- создают интерактивную образовательную среду, например, реализуют проекты, чтобы дать людям ощущение уверенности в себе и способность общаться и сотрудничать с другими.Необходимы также ясная формулировка требований и точная оценка результатов обучения, знаний, умений, ценностей и отношений.Важно обучение языкам: все учащиеся должны приобрести способность к общению, самовыражению, пониманию устной речи и участию в диалоге на своем родном языке, государственном и одном или нескольких иностранных языках.Подготовка и повышение квалификации учителей:- глубокое знание принципов межкультурного образования и его влияния на каждодневную работу педагога в классе, школе и местном сообществе;- понимание роли образования в борьбе против расизма и дискриминации;- подход к образованию, основанный на соблюдении прав человека;- компетенции в области разработки, внедрения и оценки учебных программ, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся и местного сообщества;- умение вовлекать учащихся – представителей меньшинств в учебный процесс;- умение учитывать различное происхождение учащихся;- владение методами межкультурного общения, желательно более чем на одном рабочем языке;- владение соответствующими методами оценки, постоянная корректировка этих методов.Принцип III. Межкультурное образование обеспечивает всех учащихся необходимыми знаниями о культуре, умениями и ценностями, которые воспитают в них чувство уважения и солидарности с окружающими их людьми, представителями разных этнических, социальных, культурных и религиозных групп и народов.Этот принцип может быть реализован следующим образом.Разработка учебных программ, которые способствуют:- знакомству с культурным многообразием, пониманию ценности культурного разнообразия и уважению к культурному наследию различных групп населения;- пониманию борьбы против расизма и дискриминации;- знакомству с культурным наследием различных культурных групп путем изучения истории, географии, литературы, языков, искусства, а также естественно-научных предметов и технологии;- пониманию и уважению ко всем людям, их культуре, цивилизации, ценностям и образу жизни, включая культуру своей страны и других стран;- пониманию роста глобальной взаимозависимости между людьми и народами;- знакомству не только с правами, но и обязанностями, возлагаемыми на человека, социальную группу и страну по отношению друг к другу;- пониманию необходимости международной солидарности и сотрудничества;- пониманию своих культурных ценностей, которые лежат в основе интерпретации окружающей жизни, а также анализу информации, обогащенной знанием различных культур;- уважению к различным способам мыслительной деятельности.Методы обучения, которые:- способствуют уважительному изучению исторического наследия и вклада различных этнических групп населения;- обеспечивают учебный процесс в духе равноправия;- соответствуют изучаемым ценностям;- реализуют междисциплинарные проекты.Приобретение коммуникационных навыков и умения сотрудничать с представителями другой культурной среды:- установление прямых контактов и регулярных обменов между учащимися, студентами и преподавателями в разных странах;- осуществление совместных проектов с организациями разных стран, направленных на решение общих проблем;- установление международных связей в Интернете с учениками, студентами и педагогами других стран, работающими над схожими задачами;- приобретение умения решать конфликты и проводить медиацию.Преподавание иностранных языков и углубление культурной компоненты в филологическом образовании.Подготовка и повышение квалификации учителей, направленные на:- понимание позитивного значения культурного многообразия и права человека быть отличным от других;- осознание роли, которую местные особенности, образ жизни, языки играют в процессе обучения и воспитания человека в рамках национального, регионального и мирового общества;- знание истории развития человечества, которое позволит лучше понять принципы плюралистической и динамической природы мировой культуры, и донести его до учащихся;- овладение социально-политическими компетенциями, которые позволят участвовать в управлении школой.Публикуется в сокращении Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте