Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От поиска идеи к успешному развитию

УГ - Москва, №35-36 от 2 сентября 2014. Читать номер
Автор:

​Формирование образовательных комплексов, когда в рамках одного учреждения работают и детские сады, и школы, стало реальностью.

Безусловно, системная интеграция учреждений имеет значительные преимущества. Она позволяет эффективно использовать кадровые, материально-технические ресурсы, обеспечивать преемственность образовательного процесса, создавать условия для повышения качества обучения и воспитания. Однако любая образовательная организация, созданная путем слияния, сталкивается с комплексом проблем, которые необходимо вовремя выявить и ранжировать.Образовательный комплекс  «Школа №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора» был создан в районе Западное Дегунино путем слияния трех дошкольных учреждений и двух школ. Организационные и финансовые проблемы были решены достаточно быстро. Но как сделать из этого конгломерата пока еще формально объединенных учреждений единую развивающуюся организацию? Как решить проблему создания общего образовательного пространства?  Время безжалостно, оно не прощает упущенных возможностей, и в дальнейшем что-либо исправить бывает очень трудно.  Поэтому поиск общих ориентиров, определение дальнейшего пути развития комплекса, своей уникальности стали для нас первоочередными задачами, требующими неотложного решения.Уверена, что  проблема не может быть решена в рамках традиционного управления, когда внутренние ресурсы организации оказываются не в полной мере реализованными, когда администрация школы устанавливает задачи и показывает способы их реализации. Результат такой практики будет предсказуем. Его можно выразить фразой «кто в лес, кто по дрова», когда каждый сам по себе, независимо от других, что неизбежно ведет к сопротивлению, конфликтности, безынициативности  и как следствие снижению уровня образования детей. Очевидно, что нужен поиск иного пути.Управляющие советы за счет расширения зоны их ответственности могут стать инструментарием, позволяющим интенсифицировать процесс самостоятельности и инициативности   педагогов, родителей, учащихся. В управляющем совете образовательного комплекса №2098 в равной мере представлены   педагоги, родители от пяти структурных подразделений комплекса и обучающиеся двух школ. На заседаниях управляющего совета  были выделены зоны деятельности каждого структурного подразделения, в которых они добились высоких результатов: например, одна из школ три года входила в Топ-400 школ Москвы,  другая имела успешный опыт работы с учащимися классов компенсирующего обучения, два детских сада включают  группы для детей с нарушениями развития. Комплекс дает возможность сохранять и развивать положительный опыт этих учреждений.Вместе с тем должно быть создано образовательное пространство, объединенное общей целью, общей деятельностью. Именно на заседаниях управляющего совета  анализировали   проблемы поиска общих идей развития образовательного комплекса, которые обсуждали с участниками образовательного процесса.Нам удалось увлечь школьное сообщество участием в общей инновационной программе по формированию гражданской идентичности личности. Идея была понятна, она была принята, поскольку, во-первых, необходимость консолидации российского общества, повышения уровня доверия к обществу, государству, настоящему и будущему своей страны оказалось очевидным для всех, во-вторых,  формирование  основ  гражданской идентичности учащихся является требованием ФГОС. Программа  по формированию гражданской идентичности личности включает в себя несколько подпрограмм и проектов, объединенных общей целью и реализуемых в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Подпрограмма  «Москва – дом, открытый для нас» непосредственным образом связана с решением задач воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, ориентирована на расширение представлений о Москве как культурно-историческом центре, многонациональной и многоконфессиональной столице России, обучение использованию интернет-порталов, ведению диалога с властью, организации сетевого взаимодействия обучающихся.Впереди и реализация очень увлекательного как для учащихся, так и для взрослых гуманитарного проекта, в рамках которого будет создана лаборатория социологических исследований и социального проектирования «Я – гражданин России!». Проект направлен на создание образовательной среды, способствующей развитию социальной компетентности  детей. В рамках проекта дети будут иметь возможность приобрести начальный опыт   общественно значимой деятельности, освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, приобретут навыки социальной ответственности и правового самосознания.На решение проблемы создания общего образовательного пространства направлен и проект по созданию международного лингвистического центра на основе сетевого взаимодействия со сверстниками из образовательных организаций регионов России и других государств. Реализация проекта позволит создать условия для развития общекультурной и этнической идентичности, лучшего осознания культуры своего народа и готовности содействовать ознакомлению с ней представителей других стран.Для детей дошкольного возраста развитие навыков самостоятельности и самодеятельности как составляющих гражданской идентичности будет обеспечено созданием предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В рамках этого проекта будут созданы мини-лаборатории (например, «Я звездочет», «Я актер и режиссер», «Я конструктор»), обеспечивающие возможность каждому ребенку заниматься любимым делом. Основой реализации всех проектов станет развитие коммуникативных навыков в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.Нужно отметить, что сам процесс работы над созданием проектов был сложным, но увлекательным мероприятием, которое позволило почувствовать сопричастность педагогов, детей и их родителей к единой цели и единому духу всего школьного сообщества.Условием успешной реализации программы  станет интеграция усилий педагогов всех структурных подразделений, родителей, учреждений – социальных партнеров, реализация принципа преемственности между ступенями комплекса.По итогам первого года работы образовательного комплекса №2098 удалось сохранить педагогические коллективы, избежать использования жесткого администрирования, запустить механизмы инновационного роста. Создание единого образовательного пространства на основе продуцирования общих целей деятельности, понимаемых и принимаемых учителями, детьми и их родителями, инициирование  их активности и самостоятельности позволят создать педагогический коллектив единомышленников, а значит,  обеспечит качественное образование нашим детям. Надежда ПЕРФИЛОВА, директор  школы №2098, председатель межрайонного Совета по развитию образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту