search
main
0

От первой идеи до грандиозной системы. Шведские кружки отправляются в «автономное плавание» по российским просторам

Итоговая конференция российско-шведского проекта, собравшая в Подмосковье более семидесяти делегатов из шестнадцати регионов страны, превратилась в настоящий праздник профсоюзного сотрудничества, а точнее говоря, сотворчества. Тон задавала координатор проекта, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Елшина, которая делала все для того, чтобы конференция не вылилась в нескончаемую череду монотонных докладов. Основное время было отведено мастер-классам, позволившим каждой делегации продемонстрировать свои приемы и методы кружковой работы.

Кроме представителей российских регионов на конференцию прибыли шведские партнеры, а также коллеги из Эстонии и Беларуси. Работа началась с первых минут приезда делегаций: формы и методы проведения кружковых занятий, мастер-классы продемонстрировали представители Брянской и Тамбовской областей. А завершался первый день работы незабываемым праздником: концертной программой с участием самодеятельных коллективов области, организованной Московским обкомом профсоюза по инициативе заместителя председателя Людмилы Ломако. Детские ансамбли, учительские коллективы, театральные студии образовательных учреждений демонстрировали свое мастерство на сцене учебного центра Московского областного объединении профсоюзов.

Подведению итогов двенадцатилетнего проекта, идея которого зародилась еще в начале 90-х годов, был посвящен следующий день работы конференции.

Слово «кружки» у многих российских профсоюзных лидеров поначалу вызывало отторжение, веяло от него чем-то протокольным, советским. На самом деле это абсолютно точный перевод с английского, как, впрочем, и со шведского, и с немецкого. Кружковое движение зародилось в Германии в конце XIX века и стало одной из форм распространения информации среди членов профсоюза, от человека к человеку, во многих странах Европы.

– В Скандинавии кружки появились давно и получили широкое развитие, потому что это очень эффективный и малозатратный способ передачи информации, – говорит международный секретарь Профсоюза учителей Швеции, координатор проекта Анн-Кристин Ларссон. – Начало 90-х было тяжелым временем для профсоюзов России, и идея кружков привлекла руководство Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Тематически и методологически российские кружки похожи на шведские – у педагогов во всем мире одинаковые проблемы: зарплата, пенсия, страхование, здоровье.

Первыми участниками нашего проекта стали Брянская, Тамбовская и Читинская области.

Они распространяли свой опыт в других регионах. Когда я рассказываю, что происходит в России, мне кажется, мои коллеги мне просто не верят. Все началось с 25 женщин-преподавателей в Брянске. А сегодня мы говорим о тысячах профсоюзных активистов почти в каждой области России – инициаторах и продолжателях проекта.

Профсоюзным лидерам «пилотных» регионов и предоставили первое слово на конференции. Анна Голубева, председатель Брянского обкома профсоюза, поблагодарила Анн-Кристин Ларссон, которая щедро делилась опытом с российскими коллегами, и Валентину Зиновьеву, курировавшую проект в 1996-2004 годах: «Валентина Леонтьевна – человек очень творческий, каждый ее звонок начинался с предложения, что будем делать новенького на очередном этапе. И мы это новенькое воплощали в наших организациях от первичек до обкома. Итоги реализации проекта показали, что улучшилась информационная работа, повысилась правовая грамотность не только руководителей, но и рядовых членов профсоюза. Резко снизилось число обращений за юридической консультацией в областной комитет. В связи с кружковой работой теперь можно разобраться с той или иной проблемой на уровне первичной, городской или районной организации и оказать практическую помощь людям. Кроме того, это очень актуально для сельских учреждений, которые удалены от центра. Плюс и в том, что профсоюзный кружок не требует больших затрат. С его помощью мы можем обучать большое число активистов и, еще раз подчеркну, рядовых членов профсоюза».

Марина Назарова, лидер Тамбовской областной профорганизации, продолжила перечень положительных изменений, произошедших благодаря российско-шведскому проекту: «В конце 90-х годов мы на пикетах добивались выплаты долгов по зарплате и в полной мере ощутили отсутствие системы социального страхования, последствия развала правовой и технической инспекции труда. В 1999 году мы с Юлией Васильевной Ремневой, тогдашним председателем обкома профсоюза, с внутренней дрожью думали о том, что учителя на отчетно-выборных конференциях засыплют нас обвинениями в том, что мы плохо защищаем их права, так как долги по зарплате достигали 3-5 месяцев по отдельным территориям. Каково же было наше удивление, когда педагоги, давая критические замечания, жаловались на нехватку информации, просили усилить информационную работу. Российско-шведский проект позволил нам создать систему обучения профсоюзных кадров. Руководители кружков – это профсоюзный резерв. Они понимают, в чем смысл и ценность профсоюзной работы, там случайных людей нет. Повысилась активность нашей организации в коллективных действиях. Вы же знаете, как сложно собрать людей на акцию протеста. У нас этот вопрос не стоит: люди приезжают из отдаленного района, тратя свои профсоюзные средства, чтобы поучаствовать в совместной акции. Нам также не нужно убеждать профсоюзных лидеров в том, что в организации должны быть компьютер, ксерокс и подписка на газету «Мой профсоюз». Сейчас это настольная газета в профсоюзных организациях».

«Я хочу напомнить вам историю об одном японском солдате, который стоял на посту в непроходимых джунглях, хотя война давно закончилась, – начала свое выступление руководитель читинской делегации Нина Ивановна Окунева. – Он об этом не знал и не мог оставить свой пост. Порой и у нас в жизни так получается. Чтобы не оказаться в положении этого солдата, мы и участвуем в проекте. Выстроить все знания в систему, научить оценивать и проверять информацию – это та работа, которую нам помогают осуществлять профсоюзные кружки. Одна из стратегических задач нашего обкома – добиться того, чтобы они работали в каждом учебном заведении, особенно при переходе на отраслевую систему оплаты труда. Я постоянно призываю руководителей органов управления образованием к тому, чтобы они обратили внимание на эту малозатратную и очень эффективную форму информирования учителей. Мы приглашаем руководителей образовательной системы на наши семинары, которые проходят совершенно бесплатно».

Все с нетерпением ждали мастер-классов, и не напрасно. У каждого региона, участвующего в проекте, накопились свои интересные находки. Так, читинцы представили пример работы в малых группах. Для начала участникам конференции, приглашенным из зрительного зала на сцену, было предложено перечислить сильные и слабые стороны профсоюзного кружка.

Перечень сильных сторон получился таким: «правовой кружок – это быстрое распространение новых знаний, активное общение, обмен информацией. Он укрепляет дружбу, межрегиональные и межличностные связи, связи между учреждениями». Среди слабых сторон были названы только две. Руководители кружков – в основном учителя, которые очень загружены, особенно те, у кого есть семьи, дети. У них мало времени на подготовку занятий. Вторая проблема – не всегда серьезное отношение руководителей учебных заведений к кружковой работе, некоторым она просто мешает.

Затем участники мастер-класса рассмотрели внешние «ресурсы» профсоюзного кружка. Как выяснилось, их довольно много: на занятия можно приглашать юристов, экономистов, работников пенсионного фонда, органов социальной защиты и других специалистов, которые помогут разобраться в сложных вопросах. Кроме того, стоит привлекать депутатов, предпринимателей, членов попечительского совета школы, то есть тех людей, которые могут осуществить дополнительное финансирование профсоюзной организации. Наконец, еще один ресурс – администрация учебного заведения и вышестоящие органы.

В последней части занятия нужно было определить «внешние угрозы». Среди них отмечены такие, как административное воздействие и чрезмерная занятость самого учителя. Педагогу сложно выкроить время для посещения кружка, поэтому нужно выбирать самые востребованные, популярные темы, способные заинтересовать слушателей. Как показал мастер-класс читинских коллег, групповая работа помогает проанализировать поднятую проблему со всех сторон.

Один из мастер-классов башкирской делегации был посвящен актуальным пенсионным вопросам. «Предложите прилагательные, характеризующие слово «пенсия», – начала занятие председатель профкома школы №68 Уфы Светлана Стрельцова. Из зала послышалось: долгожданная, страшная, нищенская. Потом нужно было назвать глаголы, которые ассоциируются с пенсией. Из зала донеслось: дождаться, добиться, надеяться, выжить, получить. В заключение предлагалось придумать фразу, связанную с пенсией. Придумали только одно: «Молоко и хлеб».

– Вот этим приемом, который я продемонстрировала, можно начать профсоюзный кружок, – продолжила Светлана Александровна. – Мы в игровой форме обозначили проблемы, связанные с пенсией: как ее получить, как на нее прожить, какой она будет. Теперь давайте разбираться. Мы назвали пенсию нищенской. А почему она такая? Из каких частей она состоит? Есть базовая часть, которую нам гарантирует государство, страховая часть, которая зависит от нашей зарплаты, и накопительная часть – это то, что мы с вами накопили. Но мы знаем, что накопительной части нет у тех, кто родился до 1967 года. Что делать? Между прочим, на сайте ЦК профсоюза я увидела объявление о том, что наш профсоюз организовал негосударственный отраслевой пенсионный фонд, меня эта информация заинтересовала…

Вологодский обком для непрерывного обучения профсоюзных кадров и обмена опытом разделил область на условные зоны, в которых созданы консультационные центры для руководителей кружков. Иногда ведущие кружков через 2-3 года отказываются от руководства, и на их место приходят новые, а кто-то работает много лет, поэтому трудно организовать один областной семинар, интересный для всех. Вологодский обком занимается дифференцированным обучением. Для этого проводятся постоянные анкетирования, мониторинги. Для мастер-класса была выбрана такая актуальная тема, как здоровье педагога. Участники конференции познакомились с простыми упражнениями, которые позволяют бороться с профессиональными заболеваниями. Первая группа упражнений – для глаз, вторая – для ног, третья – для горла и голосовых связок. Например, для профилактики ларингита можно пропевать отдельные гласные звуки, такие вибрации лечат даже простудные заболевания.

Воронежская областная организация приняла эстафету профсоюзных кружков от своих соседей, тамбовчан, а потом появился и собственный опыт. Работа начиналась с тридцати восьми кружков. А сейчас их более пятисот! На конференции своими достижениями поделились два педагога: председатель профсоюзной организации лицея №5 Елена Алексеевна Литвинова и председатель профкома Дома детского творчества Левобережного района Татьяна Львовна Арно.

Елена Литвинова: «У нас уже три года действует правовой кружок. Мы приглашаем на занятия экономистов, юристов. В начале учебного года профсоюзный комитет разрабатывает темы на год вперед. В сентябре, как правило, бывает тема «Мотивация вступления в профсоюзную организацию», ведь в лицей приходят новые сотрудники. Мы их приглашаем на кружок, рассказываем о профсоюзе. Во многом поэтому у нас стопроцентная численность – в профсоюзе весь коллектив. Когда в прошлом году у нас ввели новую систему оплаты труда, мы провели несколько занятий по этой теме, а потом направили коллективное письмо с замечаниями в вышестоящие организации. Три года назад, когда мы начинали вести занятия кружка, наш директор говорил: «Зачем это нужно»? А сейчас он рад, потому что мы не выносим сор из избы, наш коллектив может сам решить многие задачи, не обращаясь «наверх», он действительно стал единым целым».

«Я возглавляю первичную профсоюзную организацию уже 15 лет, три года веду кружок правовых знаний, – продолжила презентацию Татьяна Арно. – За это время прошло 35 занятий, в основном в форме «круглого стола». Характерная ситуация для дополнительного образования: чтобы получить досрочную пенсию, педагогам приходится судиться. На занятия по этой теме мы пригласили коллег, которые уже выиграли суды и могли поделиться опытом».

Мастер-класс Республики Марий Эл был близок по форме к социологическому исследованию и посвящен актуальной теме «Имидж современного учителя». Четыре группы добровольцев получили различные задания. Первая путем анкетирования пыталась нарисовать идеальный образ учителя глазами самих педагогов, глазами учеников и глазами родителей. Общий знаменатель оказался таким: главные качества учителя – профессионализм и любовь к детям.

Дать определение учительскому профессионализму, выделить составляющие этого понятия пыталась вторая группа. По мнению участников мастер-класса, оно включает знание предмета, знание методик и педагогических технологий, знание психологии детей. Если говорить о личностных качествах, то учитель должен быть мобильным, толерантным, гуманным, то есть добрым и отзывчивым, иметь позитивное мышление и активную жизненную позицию, важным составляющим было названо и здоровье.

Третья группа работала над внешними факторами, формирующими образ учителя. Было определено четыре главных фактора: государство, гражданское общество, СМИ и потребители образовательных услуг. Все они сегодня действуют скорее во вред положительному имиджу педагогов, решили участники мастер-класса.

Четвертая команда была озадачена темой «Права и обязанности педагога и потребителя образовательных услуг». Группа сделала вывод, что права учителя нарушаются очень часто. Это и вынужденный сбор средств на ремонт учреждений, и оскорбления со стороны учеников и родителей, унижение в средствах массовой информации.

Особенности работы кружков в Эстонии представил в своем коротком выступлении председатель профсоюза учителей республики Свен Рондик: «У нас она развивалась несколько иначе, чем в России. Сначала был организован большой республиканский трехдневный семинар с участием шведских коллег, там выступал и министр просвещения Эстонии. Потом дважды в год проходили двухнедельные территориальные семинары по кружковой работе, после чего их участники проводили недельные курсы у себя в образовательных учреждениях. Важная часть этих семинаров – вопросы коллективного договора. Мы даже сделали учебный фильм на русском и эстонском языках на тему «Как заключать договор». Мы стараемся проводить совместные семинары с работодателями. Почти все материалы выходят не только на эстонском, но и на русском языке. Хочу сказать, что именно профсоюзные кружки побудили нас работать по-настоящему».

Республика Калмыкия вступила в российско-шведский проект недавно, в апреле 2007 года. Все началось с обучающего семинара с участием координатора проекта Елены Елшиной и представителей Башкортостана. Сегодня в Калмыкии широко используются различные формы проведения занятий. Представители республики остановились на одной из них – ролевой деловой игре «2Д», докладе-дискуссии. Темы такой игры могут быть самыми разными, например «Профсоюзы: за и против». Ее задача – совместное решение проблемы, выработка навыков дискуссии. В начале занятия создается атмосфера психологического комфорта с помощью игровых и релаксационных упражнений. Вот одно из них: вспомните трех сказочных героев. Первый герой – это то, что вы думаете о себе, второй – что о вас думают окружающие, а третий – кто вы на самом деле. Ну что, улыбнулись? Теперь можно приступать к деловой игре. Создаются небольшие группы, распределяются роли, каждая группа готовит доклад на заданную тему.

Очень важно придумать интригующее название для занятия кружка, считают в Калмыкии. Можно не сомневаться, что на занятие «Хождение по мукам» соберется весь коллектив, ведь каждый подумает о своем. В одноименной видеопрезентации, показанной на конференции, речь идет об учителе, который 8 месяцев готовил документы для получения досрочной пенсии по старости. Конечно, после изучения такого материала, хождение по мукам для борцов за досрочную пенсию значительно сократится.

В Самарской области кружки работают под девизом «Кто информирован, тот вооружен», а основная задача их руководителей – отслеживать все изменения в местном законодательстве и сообщать об этом членам профсоюза. В последнее время в области популярны кружки «Трудовой кодекс глазами женщины-матери», актуальна также тема «Правовые отношения садоводов-любителей». Для проведения занятия можно выехать вместе с коллегами на дачу, но не просто чтобы попить чай под яблоней. Например, у соседа по участку проходит труба с водой, почему бы ему не помочь и не выяснить, какие льготы по оплате ему положены? Или кто-то прикопал себе несколько соток земли, можно ли их защитить по закону?

В Тульской области делают акцент на результативность кружковой работы: все должно влиять на укрепление профсоюзных рядов. На сегодняшний день только в трех из 29 районных организаций нет ни одного подобного объединения, это отдаленные сельские районы. Деятельность кружков в области очень централизованна, поэтому ее легко можно направить в нужное русло для решения конкретных проблем учительства. Вот только один пример. В апреле этого года в области без предупреждения хотели ввести новую систему оплаты труда, профсоюзы этого не допустили, и она вводится в сентябре 2009 года. Постановление губернатора состоит из 80 страниц. Столь объемный документ изучить руководителю профорганизации очень сложно, потому было решено пригласить руководителей кружков, чтобы они ознакомили с этим материалом председателей первичек.

Работники образовательных учреждений скоро будут делиться на 4 категории: руководители, специалисты, технические исполнители, рабочие. На своем мастер-классе тульские коллеги предложили определить, к какой категории относятся те или иные работники, а затем рассчитать оклад повара 4-го разряда. Участники показательного мини-кружка с заданиями справились. Зарплата повара 4-го разряда при базовой единице 2300 рублей составила 2626 рублей 60 копеек. Этот ответ оказался верным.

В Нижегородской области кружковой работой занимаются только два года, но очень активно, обком объединил ее с российско-голландским проектом по подготовке лекторов-методистов профсоюза. На конференции нижегородцы продемонстрировали несколько приемов, которые они используют в кружковой работе. Как известно, кружок начинается с приглашения. Можно повесить сухое объявление, а можно заинтриговать. Например, при изучении правил ведения трудовых книжек вывесить такое объявление: «Твоя трудовая книжка – все ли в ней в порядке? Посмотрим вместе». Можно раздавать пригласительные билеты на кружок с разноцветными вкладышами, которые заранее разделят участников на подгруппы для работы. При разборе темы нижегородцы используют и рабочие тетради, где печатается задание, оставляется место для его выполнения, для записей, и эту тетрадь человек уносит с собой после кружка. Таким образом, он может поделиться материалом с другими.

В Северной Осетии в 2006 году тоже начали развивать работу кружков. На конференции был проведен мастер-класс на тему «Как не стать белой вороной, или адаптация в новом коллективе». На сцену конференц-зала пригласили 10 добровольцев, которым наклеили на одежду цветные полоски: зеленые, красные и синие. Только у одного человека такого отличительного знака не оказалось, и он не смог примкнуть ни к одной группе. Что же он почувствовал: неловкость, отчужденность, одиночество? Вот так непросто бывает сотруднику, который приходит в новый коллектив. Разноцветные команды поделились на юристов, администрацию и психологов и получили задание помочь адаптироваться новичку своими советами, доброжелательным, непредвзятым отношением. Мастер-класс закончился мультфильмом «О птичках», в котором представлена та же самая ситуация.

Общероссийский профсоюз образования

Профсоюз учителей Швеции

РЕЗОЛЮЦИЯ итоговой конференции учебного российско-шведского проекта по организации работы профсоюзных кружков

8-10 сентября 2008 года в Москве прошла итоговая конференция учебного российско-шведского проекта по организации работы профсоюзных кружков, организованная ЦК Профсоюза при поддержке профсоюза учителей Швеции.

В работе конференции приняли участие председатели территориальных и первичных организаций Общероссийского профсоюза образования, активно внедряющие систему профсоюзных кружков, руководители профсоюзных кружков, координаторы проекта шведской и российской сторон, представители профсоюзов учителей Белоруссии, Эстонии.

За время работы конференции были заслушаны выступления участников, отражающие результаты проекта, его теоретический и практический потенциал, вопросы подготовки профсоюзных кадров; представлен опыт работы по подготовке руководителей и созданию сети профсоюзных кружков в территориальных и первичных организациях Профсоюза. Участниками конференции отмечено, что каждая организация Профсоюза, применяющая эту форму учебы и работы, разрабатывает свои темы и методические пособия, приемы, формы и методы организации работы кружков и проведения занятий, что дает проекту новое продолжение и развитие.

Участники конференции пришли к единодушному выводу, что:

профсоюзные кружки органично вписались в деятельность профсоюзных организаций;

кружки способствуют реализации программ подготовки профсоюзных кадров и формированию системы гражданского образования, нацеленных на повышение активности граждан в общественно-политической и социально-экономической жизни страны;

кружки становятся оперативным и эффективным способом распространения информации среди членов Профсоюза, что способствует улучшению внутрисоюзной работы, мотивации вступления в Профсоюз;

являясь неформальными объединениями, кружки обеспечивают теснейший контакт с членами Профсоюза, профсоюзным активом; проводят обсуждение широкого круга актуальных проблем работников образования и определяют пути их решения;

оказывая правовую, социальную и психологическую помощь, кружки сформировались в систему повышения квалификации, что проявляется в стабильном росте профессиональной и социальной компетентности профсоюзного актива и членов Профсоюза: расширяются, углубляются знания работников в области законодательства, совершенствуются навыки общения, формируется демократический стиль отношений, вырабатываются лидерские качества;

кружки предоставляют возможность каждому стать соавтором и участником общих дел, формировать реальную профсоюзную солидарность, осознание того, что состоять в профсоюзе – это значит быть его членом осознанно, по убеждению, быть в курсе всех событий, быть их активным участником;

благодаря деятельности кружков в образовательном сообществе формируется позитивный имидж Профсоюза.

Участники конференции одобряют позитивный опыт работы территориальных и первичных организаций Профсоюза по созданию и развитию сети профсоюзных кружков и подготовке их руководителей.

Конференция рекомендует:

Общероссийскому профсоюзу образования:

Продолжить международное и межрегиональное сотрудничество и кооперацию с целью дальнейшего развития профсоюзных организаций регионов.

ЦК Профсоюза продолжать координацию проекта в целях дальнейшего обобщения и распространения лучшего регионального опыта по подготовке руководителей и созданию сети профсоюзных кружков.

Активизировать деятельность Координационного Совета, созданного на базе Брянского обкома профсоюза и работу по наполнению Банка данных лекторов профсоюза и методических пособий учебного проекта ЦК Профсоюза для дальнейшего распространения опыта работы.

Предусматривать в плане работы ЦК Профсоюза проведение межрегиональных обучающих и оценочных семинаров по подготовке руководителей и созданию сети профсоюзных кружков с привлечением лекторов-методистов территориальных организаций Профсоюза.

Оказывать финансовую поддержку и практическую помощь при организации проведения семинаров.

Изучить возможность использование проекта для активного взаимодействия Профсоюза с представителями родительской и ученической общественности.

Продолжить пропаганду опыта работы через общепрофсоюзную газету «Мой профсоюз», сайт ЦК Профсоюза.

Провести в 2011 году Всероссийский слет координаторов и руководителей профсоюзных кружков.

Территориальным организациям Профсоюза:

Активнее реализовывать проекты и программы по повышению правовой, профессиональной и информационной культуры членов Профсоюза, мотивации и воспитанию социально ответственного гражданина.

Создавать профсоюзные кружки в первичных организациях Профсоюза.

Включать в планы работы по обучению профактива подготовку руководителей профсоюзных кружков.

Оказывать консультационную, методическую и финансовую помощь при организации работы профсоюзных кружков.

Рассмотреть возможность разных форм поощрения лекторов-методистов Профсоюза.

Проводить регулярный обмен опытом работы городских, районных, первичных организаций Профсоюза посредством проведения семинаров, «круглых столов», посещений занятий профсоюзных кружков в образовательных учреждениях региона.

В целях совершенствования деятельности профсоюзных кружков проводить конкурсы: «Лучшая методическая разработка занятий кружка», «Лучший руководитель кружка».

Осуществлять информационное обеспечение мероприятий, проводимых в рамках проекта, популяризацию опыта работы.

Первичным организациям Профсоюза:

Организовывать при поддержке членов Профсоюза кружки как одну из наиболее эффективных форм профессиональной, профсоюзной и гражданской учебы работников образования и как одно из направлений повышения мотивации профсоюзного членства.

Добиваться включения в коллективные договоры образовательных учреждений обязательств работодателя по обеспечению деятельности профсоюзных кружков и материального стимулирования их руководителей.

Использовать занятия профсоюзных кружков для разъяснения прав и обязанностей работников образовательных учреждений, действий Профсоюза в условиях модернизации образования, введения новых систем оплаты труда, новых механизмов оценки качества образования и подготовки педагогических кадров; обсуждения вопросов повышения квалификации, правовой и социальной защиты работников образования.

В целях укрепления социального партнерства и формирования позитивного имиджа Профсоюза привлекать к участию в работе профсоюзных кружков администрацию образовательных учреждений, представителей методических объединений, родительскую общественность, учащихся.

Использовать в работе кружка различные формы – решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры, «мозговые атаки», разговор с экспертом, консультирование, тематические дискуссии, разработку конкретных проектов и другие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте