Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От первого лица. От профиля через профориентацию к профессии

УГ - Москва, №28 от 14 июля 2009. Читать номер
Автор:

Ирина ПЕТРУНИНА, начальник Управления дошкольного и общего образования Департамента образования: – В настоящее время в связи с изменением экономических условий в России значимость проблемы профессионального самоопределения резко возросла. Для системы общего образования основополагающим стало то, что процесс профессиональной ориентации и профессионального самоопределения – часть общего процесса социальной ориентации молодежи. Общее образование должно не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), но при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем. В новых социально-экономических условиях необходимо формировать человека с новыми психологическими характеристиками и деловыми качествами.

Следует отметить, что работе по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся в округах придан новый импульс, чему немало способствовала городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве на 2008-2010 годы «Рабочие кадры», рекомендации городского молодежного форума «Готов к труду и учебе». Все окружные управления образования разработали и реализуют планы профориентационной работы, которые предусматривают профориентационную диагностику и консультирование учащихся, совместную работу с учреждениями среднего профессионального образования округа, проведение ярмарок профессий, конкурсов, экскурсий на предприятия и научные учреждения.

В соответствии с целевой программой «Столичное образование-5» созданы ресурсные центры по профориентации и профильному обучению в Южном, Зеленоградском, Северо-Западном, Юго-Восточном, Восточном учебных округах. На базе 12 городских экспериментальных площадок осуществляется разработка новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы и профильного обучения. Уже сегодня можно говорить о положительном опыте формирования структуры управления профориентационной работой в Южном, Западном, Юго-Западном, Северо-Западном учебных округах.

Сделано много, но следует признать, что на уровне образовательных учреждений работа по профориентации ведется еще фрагментарно и в основном начиная с 7-8-го класса, отсутствует комплексный подход к решению данной проблемы, не обеспечивается преемственность между ступенями обучения, не ведется пропедевтика профориентационной работы в начальной школе, практически «забыты» учащиеся 5-х и 6-х классов. В основном в общеобразовательных учреждениях действует традиционная система профориентации, элементы которой были актуальны в прошлом веке, но не результативны в современных условиях рыночной экономики.

Крайне слабо используются возможности предмета «Технология» в 5-8-х классах для освоения учащимися технологических знаний и технологической культуры, определения их жизненных и профессиональных планов и путей реализации данных планов, следует констатировать, что в каждом третьем общеобразовательном учреждении материальные технологии заменены информационными. Вместе с тем работа по профессиональному самоопределению учащихся – важнейшая составная часть трудового обучения, поэтому очень важно обеспечить преподавание этого предмета в полном объеме. Необходимо включить в программу предмета «Технология» содержание профориентационной направленности: в 5-6-х классах – на интегрированной основе, в 7-8-х классах – как самостоятельный модуль, в 9-х классах – в рамках элективных курсов предпрофильной подготовки. В начальной школе пропедевтика профориентационной работы может осуществляться в форме проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время помимо информирования о профессии очень важно вводить ребенка в целом в профессиональную сферу, которая будет задавать горизонты профессионального роста. Такой опыт уже существует: это детско-взрослое научно-образовательное производство, то есть образовательная модель, в которой молодой человек обучается деятельности, необходимой для новой перспективной разработки, осваивает необходимые для этого знания, вырабатывает у себя компетентности «взрослого» профессионала. Экспериментальная апробация модели ведется в форме Школы генеральных конструкторов в Северо-Западном, Северном, Юго-Восточном округах, в молодежной химической лаборатории лицея №1303 городского подчинения. Такой вид работ осуществляется также в учреждениях дополнительного образования, где выстраиваются своеобразные «макеты» профессиональных сообществ.

Образовательной технологией основного и дополнительного образования, позволяющей эффективно осуществлять профориентационную работу с учащимися на деятельностной основе, стала проектно-исследовательская деятельность учащихся. Эта технология прочно вошла в практику работы наших образовательных учреждений. В то же время появляются образцы организации этой деятельности на более высоком уровне. В качестве примера можно привести межшкольный, межпредметный и разновозрастный проект «Логистика и материальный поток», реализуемый в образовательных учреждениях Северного округа. Эта работа затрагивает важные аспекты современного производства. Результаты реализации проекта внедрены при реконструкции склада российско-германского предприятия «Meffert Farbwerke» («Мефферт Продакшн») крупнейшим производителем лакокрасочных материалов концерном «Dufa».

Важная составная часть профориентационной работы – научно-техническое творчество молодежи. Образовательные программы научно-технической направленности реализуются примерно в 70% общеобразовательных учреждениях, в 122 учреждениях дополнительного образования детей. Центральный учебный округ стал пилотным округом, успешно развивающим техническое творчество в системе дополнительного образования.

Все эти виды деятельности и формы организации позволяют перенести акценты с профориентации на планирование карьеры, которая может строиться начиная с рабочих профессий. Фактически можно обсуждать с учащимися «Карты профессионального роста» и «Карты развития», которые могут быть «встроены» в портфолио учащихся. Таким образом, работа с универсальными портфолио учащихся, начиная с 1-го класса и до окончания школы, может стать действенным механизмом управления работой по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Эту работу должны направлять и координировать школьные психолого-педагогические и социальные консилиумы. Особенно это важно в основной школе, так как по ее окончании перед ребенком впервые встает проблема выбора. Подготовить выпускника 9-го класса к принятию осознанного решения, отвечающего как его интересам, так и его возможностям, – вот главная задача педагогов, психологов и социальных работников. Одно из важных мест в работе по профессиональному самоопределению учащихся отводится психологической службе. Речь идет о психологическом сопровождении ученика в процессе его профессионального самоопределения с 1-го по 11-й класс. Школьные психологи должны быть подготовлены к этой работе, не должны стоять в стороне от данной проблемы и учителя-предметники. Каждый учитель в рамках своего предмета должен помочь учащимся сориентироваться в мире профессий.

Профориентационная работа должна быть одной из главных составляющих воспитательной работы классных руководителей. Большинство наших выпускников выбирают не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, позволяющих достигнуть желаемого образа жизни. Вместе с тем результаты социологических исследований показывают, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям и внутреннему убеждению. Поэтому задача классного руководителя не просто обеспечить информирование о профессиях, а в тесном контакте с учителями-предметниками, психологами помочь учащимся выявить способности к определенному виду деятельности, узнать, какие требования предъявляет та или иная профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями.

Очень важна в этой связи и работа с родителями, которые оказывают существенное влияние на профессиональный выбор своих детей.

Для того чтобы педагогические коллективы общеобразовательных учреждений могли успешно решать поставленные перед ними задачи, нужно их подготовить к этой работе. Поэтому считаю необходимым на базе институтов системы Департамента образования организовать обучение по проблемам профессионального самоопределения и социальной адаптации учащихся и школьных психологов и всех категорий педагогических работников.

Конечно, работа по профориентации в общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в тесном контакте с учреждениями профобразования. Многие колледжи обижаются на наши школы, которые не проявляют заинтересованности к совместной работе. Действительно, пока многих выпускников 9-х и 11-х классов не привлекает получение образования в профессиональном колледже, тем более что каждому выпускнику 9-х классов гарантировано получение среднего (полного) общего образования в общеобразовательном учреждении. Результаты социологического исследования, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН по поручению Московского городского психолого-педагогического университета в декабре 2008 года, свидетельствуют, что 92% старшеклассников сориентированы на получение высшего образования и лишь 3% планируют продолжить обучение в системе среднего профессионального образования. Однако времена меняются, у выпускников колледжей больше шансов на рынке труда, так как там нужны мастера, а не теоретики, поэтому нам надо перестраивать систему совместной работы с учреждениями профобразования. Необходимо изучить опыт общеобразовательных учреждений по организации преподавания предмета «Технология» на базе колледжей. Есть также предложение организовать на базе колледжей занятия с учащимися общеобразовательных учреждений в рамках дополнительного образования. Было бы интересно учащимся 5-8-х классов ознакомиться с будущей профессией через кружковую работу на базе колледжей. Возможно, следует использовать учебно-материальную базу колледжей для организации научно-технического творчества обучающихся общеобразовательных учреждений. Южный округ выступает с предложением организовать параллельное обучение учащихся общеобразовательных школ в колледжах во второй половине дня. Таким образом, выпускники общеобразовательных учреждений смогут получить и профессию.

На старшей ступени образования профориентационная работа проводится в рамках предпрофильного и профильного обучения. В этом учебном году различные программы предпрофильного и профильного обучения реализуются в 78% общеобразовательных учреждений. При этом расширяется практика преподавания элективных курсов, знакомящих со спектром специальностей, которые можно получить с учетом профильной направленности обучения. Эта работа ведется с использованием учебных пособий серии «Предпрофильная и профильная подготовка школьников» издательства «Академия», такими учебными пособиями обеспечены школьные библиотеки. В то же время содержание элективных курсов должно знакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности, правилами общения в трудовом коллективе, формировать навыки поиска работы. Нужны такие пособия, это можно считать заказом общеобразовательных учреждений.

Результативности профориентационной работы в условиях профильного обучения в немалой степени способствует практико-ориентированная деятельность учащихся. Поэтому одним из направлений деятельности окружных ресурсных центров должна стать организация профориентационной работы и профильной подготовки обучающихся с использованием кадрового потенциала и производственной базы организаций науки и промышленности. Это позволит сочетать теоретические и практические занятия по конкретному профилю.

Сейчас поступают предложения-просьбы от различных отраслевых ведомств по открытию специализированных классов по наиболее востребованным городским хозяйством профессиям. Считаю такой подход нецелесообразным, ведь важно ориентировать учащихся не на конкретную профессию, а на отрасль промышленности, что и осуществляется при профильном обучении. Знакомство же с конкретными профессиями данной отрасли нужно проводить в содержании элективных курсов.

Самое главное – мы должны, безусловно, работать на перспективу. Нужно ориентировать наших учащихся на профессии, которые будут востребованы через несколько лет. По данным экспертов, среди самых востребованных через 10 лет профессий будут инженеры, специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения, специалисты в области нанотехнологий, по электронике и биотехнологиям, маркетологи, специалисты, связанные с сервисом, логисты, экологи, медики, химики.

Президент Международной академии прогнозирования Игорь Бестужев-Лада считает, что в обозримом будущем появится множество новых профессий. Поэтому важно рассмотреть возможность разработки политехнического профиля обучения на основе введения в культуру инженерной мысли. Это не профиль в теперешнем понимании, так как в основе содержания, форм и методов организации обучения будет лежать принцип формирования нового мышления и способов деятельности, достаточно универсальных для всех в дальнейшем выбранных направлений образования и профессиональной подготовки.

Работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся должна стать неотъемлемой составной частью образовательной программы и программы развития образовательного учреждения. В каждом образовательном учреждении должны быть оборудованы кабинеты профориентации. Предлагаю воспользоваться предложением Западного округа и создать в школах виртуальные кабинеты профориентации – компьютерное место с программным обеспечением.

Подчеркну, что залогом успешного решения проблемы профориентации и профессионального самоопределения учащихся должно стать межведомственное взаимодействие системы образования с внешними партнерами. В большинстве округов профориентационная работа ведется при активной поддержке и участии префектур. С конкретными предложениями по организации профориентационной работы в Департамент образования обратились департаменты науки и промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, такие организации, как Мосводоканал, Мосэнерго, Мосэнергосбыт, Фонд малого предпринимательства, высшие учебные заведения. Институт деловой карьеры предлагает открыть совместную городскую экспериментальную площадку «Технология строительства карьеры».

Наша задача – создать целостную городскую систему профориентационной деятельности, скоординировав работу всех заинтересованных организаций и объединений.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту