Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От первого лица. Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования ВШЭ:

УГ - Москва, №04 от 25 января 2011. Читать номер
Автор:

​- Государство в последние годы много средств вкладывало в образование: в реальном выражении финансирование школы выросло в 3-3,5 раза, в дошкольном образовании – в 3,9 раза. В этом плане трудно упрекнуть государство. И если в трудном районе малообеспеченные родители не будут пользоваться дополнительными платными услугами, то денег, которые выделяет бюджет, школе все равно хватит. Но если школа работает некачественно, если она не выполняет поставленные задания, конечно, есть угроза того, что на будущий год задание перейдет к тем школам, которые лучше работают.

Для того чтобы умело распоряжаться деньгами и зарабатывать на оказании платных образовательных услуг, нужны грамотные современные менеджеры. Их подготовка для системы образования серьезный вопрос. Но это очень нужно делать, так как заметно усиливается зависимость финансирования от качества предоставляемых услуг. Сегодня пока еще в России родители выбирают не программы образования, а учреждения, то есть у нас есть рынок учреждений, а не образовательных услуг, но услуги – это, по сути, разные программы обучения, поэтому я думаю, от учрежденчества надо уходить. Но нам надо нацелить школу на достижение результатов за счет самостоятельного управления кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами, за счет самостоятельного формирования образовательной программы, которая будет утверждаться школой. Чем эта программа будет наполнена, какого результата школа добьется за счет внеурочной деятельности, зависит от коллектива. В этом и будет заключаться конкуренция между школами: программу какой школы выберут родители. Конкуренция программ, необходимость выбора программы, которая больше соответствуют планам семьи, потребностям развития ребенка, позволят уйти от понимания, что школа – это только здание. Есть такое понятие, как атмосфера школы: интересно ребенку там или нет. Эту атмосферу родители и будут выбирать, а разработка программ должна стать делом и педагогов, и учащихся. Сегодня мы слышим много самых разных рассуждений о 83-м законе. Тут и рассуждения о том, что образование будет платным, и то, что школы обанкротятся, и то, что государство будто бы бросает школы на произвол судьбы, отказываясь от субсидиарной ответственности. Но споры идут вовсе не о том, а о другом: школа будет самостоятельной или нет. Да, мы выталкиваем школы в конкурентное пространство, к этому педагогические коллективы и управленцы относятся с опаской. Часто, рассуждая об образовании, мы смотрим с иждивенческой позиции: нам должны дать как можно больше денег, зарплата учителей должна быть как можно выше. При этом мы не замечаем, что мир вокруг нас меняется. Одна из важных проблем школы – это потеря ее самостоятельности, проблема ответственности за себя, своих учеников, за свою стратегию. Школа привыкла к иждивенчеству, к патронату. Шум и скандалы вокруг закона, который создает условия для самостоятельности, формирования своей собственной академической стратегии, связаны с желанием сохранить эту иждивенческую позицию. Но если школа не умеет проектировать свое будущее, не осознает своей миссии, чему она может научить ребят?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту