Катя ХАРИНА, учитель-стажер школы №2002: – Моя педагогическая «практика» тоже началась давно: я практически с самого начала обучения в институте занималась репетиторством. Но работа один на один с учеником и работа с классом – это совершенно разные вещи. Мне мой опыт помог: я уже планировала урок и понимала, с чем ученик может не справиться сам, где нужна моя помощь. Особенно трудно детям, для которых русский неродной, однако я в институте этой проблемой начала заниматься и интересоваться методикой обучения русскому как иностранному. Теперь понимаю, как повезло тем, кто учится на курс младше: у них не отдельные спецкурсы по этой проблеме, а целая специализация.
Ирина УМУДОВА, преподаватель Академического музыкального колледжа при консерватории имени П.И.Чайковского:
– Когда поступала в институт, думала о работе в школе как-то абстрактно, и странно было слышать на лекциях по методике: «Обратите на это внимание, это вам особенно пригодится на практике…» Практика у меня достаточно необычная: я работаю в музыкальном колледже при консерватории. Оказалась там, в общем-то, случайно: еще в прошлом году попросили заменить заболевшего преподавателя, а потом предложили остаться. Честно говоря, поработав немного, я уже и не сомневалась: мне нравится здесь. А в этом году столкнулась с проблемами чисто профессиональными. Вместе с коллегами стали делать программу для профильных классов. Никогда не думала, что так трудно выбрать то, что нужно изучать с будущими музыкантами, композиторами и дирижерами. Оказалось, они такие разные, и потребности у них тоже разные, а восприятие художественного произведения какое-то «музыкальное». Когда поделилась своими трудностями с деканом Еленой Станиславовной Романичевой, то в ответ услышала: «Профессиональные проблемы надо решать профессионально, так что попробуем сделать ее предметом нашего дипломного исследования». Я от неожиданности согласилась, честно говоря, даже не представляя, что мне предстоит. Зато теперь могу любое свое предложение «проверить» на практике: и мои ученики, и коллеги помогают мне с энтузиазмом.
Ольга ТУРЛАЕВА, учитель-практикант школы № 1037:
– Всегда мечтала: скорей бы на практику. Но на пятом курсе поняла: когда ты даешь урок, а на задней парте сидит группа поддержки в лице методиста и однокурсников – это не то. А вот один на один с классом… Хотя помощь методиста осталась: всегда можно получить профессиональную консультацию, поделиться сомнением, но урок-то даешь сама. И, кроме тебя и детей, в классе никого нет. Когда остаешься один на один с классом, впервые осознаешь или ощущаешь – не знаю даже, как точнее – громадную ответственность. Вот это ощущение, пожалуй, самое сильное впечатление от стажерской практики. И хорошо, что она есть: с одной стороны, ты учитель, а с другой – у тебя за спиной мощная поддержка института. И учиться на 5-м курсе начинаешь по-другому: мотивация меняется, что ли. Я, например, сейчас работаю над дипломной работой по Достоевскому, и эта работа совсем не вразрез с практикой, хотя у меня средние классы и до Достоевского нам расти и расти. Практика организует, заставляет четче планировать время, не тратить его по пустякам. Когда можешь организовать себя, проще организовать других. Это тоже я на практике поняла. А еще я в душе «спортсмен»: мне нравиться соревноваться. Поэтому когда предложили в институте поучаствовать в профессиональных конкурсах, я первая руку подняла. В октябре 2006 года участвовала в V международном студенческом фестивале «Учитель русской словесности» и стала дипломантом. Опять же практика помогла и ребята: не могу же я им сказать, что не добилась результата. Сейчас тоже готовлюсь к конкурсу «Педагогический дебют» и не знаю, кто больше переживает: мои ученики или я. Думаю, правда, что институтские преподаватели. Мои дети мечтают попасть на этот конкурс зрителями. Где еще удастся ощутить эту радость, когда за тебя переживают те, кого ты учишь? Только на практике, на стажерской.
Комментарии