Педагогическое сообщество, политики, общественность много рассуждают об основных тенденциях современного образования. А если задуматься… Что изменилось за полтора века? Насколько кардинальны эти изменения? Что актуально для нас сейчас и является ли это новым? Какова главная задача воспитания? В чем смысл? Воспользуемся исторической датой и попробуем провести своеобразный «диалог эпох».
Диалог эпохВ год 150-летия со дня открытия первого детского сада в России мы часто вспоминаем имя немецкого педагога Фридриха Фрёбеля (1782-1852), создателя оригинальной системы дошкольного воспитания. Влияние его педагогических идей и практики распространилось далеко за пределы Германии, а некоторые элементы «фрёбелевской» методики имеются и в практике современного детского сада.В чем заключается главная задача воспитания?Фрёбель рассматривал ребенка как существо действующее, «созидающее». Поэтому главной задачей воспитания и обучения Фрёбель считал пробуждение в детях дремлющего инстинкта деятельности. Ребенок как бы «предчувствует» то, что не дано в опытном знании. Внешние предметы – лишь возбудители внутреннего «опыта».Как и когда возникла идея детского сада?Еще в 1829 году Фрёбель писал своему другу Баропу: «Давно уже вопросы воспитания детей от 3 до 7 лет занимали мои мысли». Наблюдая работу школ для маленьких детей, Фрёбель относился к ним резко отрицательно. «По моей мысли, – писал он, – такое учреждение не должно быть школой, так как маленьких детей надо не учить, а воспитывать и развивать».В 1837 году Фрёбель организовал в Тюрингии, в городе Бланкенбурге, свое первое учреждение для детей дошкольного возраста под названием: «Kleinkinderbeschaftigungsanstalt» – «Учреждение для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков». В 1840 году Фрёбель дал ему название «Kindergarten» – «Детский сад». Есть несколько трактовок смысла данного названия. Вот одна из них. Наша соотечественница И.Стрижемская в произведении «Мысли о первоначальном воспитании Фридриха Фрёбеля (СПб, 1897) писала: «Стремясь практически доказать пригодность своих идей, Ф.Фрёбель открывает свой первый детский сад в 1837 году, первое заведение для детей до 7 лет. Название выражает следующее: настоящий сад, как место общения ребенка с природой, должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; выражает символически мысль, по которой дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».Какие основные задачи могут решаться в детском саду?Конкретные задачи были сформулированы Фрёбелем в опубликованном им в отчете за три года работы его детского сада в Бланкенбурге: воспитывать детей дошкольного возраста, давая им нужную деятельность; развивать их тело; упражнять внешние чувства; знакомить их с людьми и природой; в игре, веселье и невинности готовить их к школе, как растения в саду.Какой должна быть программа в детских садах?Твердой программы работы Фрёбель не оставил, более того, он не считал ее нужной для детского сада. Но педагогический процесс уже первых детских садов, руководимых самим Фрёбелем, включал в себя все основные разделы работы. Они и сегодня сохраняются в дошкольном образовании: физическое воспитание (движения, прогулки), игры, занятия с материалами, лепка и рисование, разговор, беседы, рассказывание и заучивание стихов, музыка и пение, развитие социальных навыков, начальная математика, труд в природе, знакомство с трудом взрослых, религиозное воспитание.Какова роль игры в дошкольном возрасте?Игру Фрёбель считал ядром педагогики детского сада, высшая ступень развития ребенка на этом этапе: «Игра ребенка не есть пустая забава: она имеет высокий смысл и глубокое значение. Заботься о ней, развивай ее, мать, береги, охраняй ее, отец!.. Игры этого возраста суть, как бы «почки» всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек, в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве». Задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры.В чем основное предназначение, миссия детского сада и какова роль родителей?Фрёбель считал, что на всех этапах своего саморазвития ребенок должен быть обеспечен подходящей для него средой, дающей его внутренним силам возможность свободно развиваться. Маленький ребенок должен находить эту среду в семье, так сказать, в «школе матери». Для ребенка, овладевшего в основном своими движениями и вступающего в этап интенсивного развития речи, семейный круг узок, он должен развиваться в группах сверстников, организуемых союзами семей. «Детский сад» – учреждение семейного типа, которое, с одной стороны, помогает семье воспитывать ребенка, с другой – укрепит ее, повысит ее воспитательный уровень.Каким должен быть педагог?Фрёбель верно указал, что воспитатель должен быть одновременно и активным, и пассивным, и дающим, и воспринимающим, что он должен изучать ребенка и понять его.Диалог можно продолжать, но мы остановимся, мы будем помнить слова Фридриха Фрёбеля, которые звучат как завет: «Будем жить для своих детей»!Анастасия КУЗИНА, старший воспитатель детского сада №2523 «Академия детства»
Комментарии