search
main
0

От педагогов до художников. Юбилей как повод к развитию

Один из старейших российских педагогических вузов – Смоленский государственный университет – отметил в конце прошлого года свой 90-летний юбилей. Приветствовавший юбиляра заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко особо подчеркнул, что таких вузов в России всего несколько.

Как бы ни ругали сегодня советскую власть, нельзя не признать очевидное: особую заботу она проявляла об образовании. Вот и Смоленский государственный университет был создан в соответствии с декретом Совета народных комиссаров вскоре после Октябрьской революции, причем одним из первых в стране. Его открытие должно было ознаменовать первую годовщину революции, поэтому днем основания Смоленского университета считается 7 ноября 1918 года.

Конечно, поначалу никакого настоящего университета не было: все сводилось к работе одного-единственного факультета – факультета общественных наук (ФОНа). Но рядышком рождался еще один вуз – Смоленский государственный педагогический институт. Исполком совета Западной коммуны принял решение о преобразовании двухгодичного учительского института в пединститут. Положение о преобразовании вступило в силу 1 декабря 1918 года. Так что, как ни крути, а история вуза началась в 1918 году.

У открывшегося пединститута поначалу было два факультета: физико-математический, который готовил педагогов еще по естественным дисциплинам, и словесно-исторический. После трех лет работы пединституту, видимо, стало тесно в прежнем здании гимназии, и в 1921 году он переезжает в корпус, принадлежавший до революции епархиальному училищу. Вот тут и произошло естественное слияние пединститута и университета: они расположились оба на втором этаже, и многие преподаватели СмолГу одновременно работали на словесно-историческом отделении педвуза. А в 1922 году в Смоленской области было принято решение о слиянии всех существующих в городе вузов (университета, педагогического, политехнического и археологического институтов) в один с шестью факультетами – педагогическим, медицинским, общественных наук с экономическим отделением, инженерно-строительным, агрономическим и рабочим. Ведущими в составе университета стали медицинский и педагогический факультеты, в выпускниках которых больше всего нуждалось молодое государство. Видимо, все же развитие действительно идет по спирали, ведь идея объединения региональных вузов с новой силой возникла в 90-е годы. Но есть разница: в 1930 году некие разумные властные органы приняли решение о разделении университета, сохранившего к тому времени педагогический и медицинский факультеты, на два института. У нас же по-прежнему речь идет все о новых и новых объединениях существующих вузов.

Тогда, при разделении, педагогический институт остался все в том же здании бывшей епархии, сохранив за собой университетскую библиотеку. О том, что вуз был необходим, говорит прежде всего забота власти: пединститут стал вузом первой категории, получил шесть общежитий, студенческую столовую, новые буфеты, читальные залы, баню, прачечную, портняжную и сапожную мастерские. Студентов было много, но увеличивалось и количество профессоров, доцентов, которые готовили отменных учителей не только для Смоленской области.

После Великой Отечественной войны немногочисленные вернувшиеся с фронта педагоги и студенты вынуждены были восстанавливать учебную базу вуза, его общежития практически с нуля. 17 сентября 1945 года прозвенел звонок на занятия, а в конце октября они действительно начались, но шли в три смены, поскольку к тому времени удалось восстановить лишь 5 аудиторий. Здание института стояло без крыши, лекции преподаватели читали в неотапливаемых аудиториях, где не было никакого оборудования, жили и студенты, и преподаватели в тех же аудиториях, они же и восстанавливали здание вуза.

Новый этап в жизни и строительстве пединститута начался в 1970-е годы, когда областное руководство объявило Смоленщину единой строительной площадкой. В это время были построены новый учебный корпус, теплица, учебная база, новое студенческое общежитие, библиотека, общежитие для преподавателей, открылся санаторий-профилакторий. Сегодня университет имеет объединенные в единый комплекс два учебных корпуса, спортивный и актовый залы, столовую, библиотеку, здравпункт, учебно-оздоровительную базу, расположенную на территории национального парка «Смоленское Поозерье», пять общежитий.

В 1998 году вуз стал педагогическим университетом, а через несколько лет, в декабре 2005 года, изменил статус, вернув свое первоначальное имя – классический университет.

Сегодня университет – это современный образовательный и научный центр, дающий не только педагогические кадры, но и высококвалифицированных управленцев, психологов, экологов, журналистов, дизайнеров, художников, социологов. В университете ведется обучение более чем по 30 специальностям, число которых год от года растет. С 1962 года была открыта аспирантура, работающая сейчас по 20 специальностям, есть в СмолГУ докторские диссертационные советы (по русскому и германским языкам, литературе, педагогике).

Широкую известность в России и за рубежом приобрели научные школы университета в области педагогики, математики, филологии, истории, биологии. За последние годы более 60 коллективных и индивидуальных научных проектов получили гранты национальных и международных академических и благотворительных фондов. Заслуженное признание получили созданные учеными университета одиннадцатитомный «Словарь смоленских говоров», «Красная книга Смоленской области», двухтомная «Энциклопедия Смоленской области», краеведческие учебники по литературе, истории, монографии о природных богатствах, истории и археологии Смоленщины.

Конечно, невозможно не сказать о человеке, который много сделал, чтобы в самые сложные годы сохранить Смоленский университет, развить его традиции, о профессоре математики Викторе Алексеевиче Петрове. Долгие годы он был ректором, а теперь стал президентом вуза, передав руководство своему коллеге и единомышленнику доктору исторических наук Евгению Владимировичу Кодину.

Замечательная история Смоленского вуза, выпустившего множество педагогов, продолжается. Высокую оценку его деятельности на юбилее дали и заместитель руководителя Рособразования, и губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. Не хочется думать, что с очередной реформистской волной эта история опять изменится, верится в то, что все реформы и изменения, если они и коснутся вуза-ветерана, не разрушат его, а пойдут на пользу высшему педагогическому образованию. Во всяком случае мне очень нравится жизненное кредо нынешнего ректора, взятое у Дейла Карнеги: «Мы устаем не от того, что столько сделали, а от того, что не успели сделать». Это, как мне кажется, залог того, что вуз будет искать новые пути, новые подходы к тому, чтобы поднять высшее педагогическое образование на новую высоту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте