search
main
0

От отчетов – к выборам, от выборов – к работе

2014 год – год, когда в профсоюзных организациях системы образования города проходят отчетно-выборные собрания, конференции, где подводят итоги работы, анализируют пройденные этапы. Северо-Восточная окружная организация Общероссийского профсоюза образования начала процесс отчетов и выборов в нынешнем году. С докладом о проделанной работе выступила председатель территориальной организации Нина Вуколова, которая больше двадцати лет возглавляла ее.

Заканчивается пять лет после конференции, которая проходила в 2009 году, где мне было оказано доверие возглавить территориальную организацию профсоюза, а работать в профсоюзной организации я начала с 1986 года. В каждый период было по-своему сложно, ставили разные задачи, не было за все это время периода в нашей работе, который мы могли бы назвать легким, спокойным, беспроблемным, как для работников образования, так и для нашей профсоюзной организации. Однако прошедший период и предстоящие пять лет не сравнятся по сложности ни с одним из предыдущих, а по напряженности, пожалуй, только с началом 90-х годов. Правда, сегодняшняя напряженность и сложность иная – и по сути, и по сложности проявления. На улицы работники не выходят, не организуют забастовки, не проводят голодовки, напряженность перешла в трудовые коллективы. В ходе реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве с 1 апреля 2011 года в учреждениях образования начался переход на новую систему оплаты труда, что привело к повышению заработной платы работников. В начале 2011 года средняя зарплата педагогических работников в городе составляла 36 тысяч рублей, в четвертом квартале 2011 года, когда началась реализация пилотного проекта, она составила в среднем 40 тыс. рублей, по итогам 1-го квартала 2014 года – 62 тыс. рублей (город), 58,9 тыс. рублей (округ). Наметившаяся в последние годы тенденция роста оплаты труда будет развиваться, основываясь на ориентирах, обозначенных в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, установивших соотношения в оплате труда работников образования и средней заработной платы в экономике региона. Мы всегда отмечали, что введение новой системы оплаты труда – это совместная деятельность работодателя и профсоюзной организации. Практика последних лет показывает, что, если такая совместная деятельность, направленная на повышение качества работы, на помощь трудовому коллективу, проводится, результаты введения новых систем оплаты труда работники воспринимают позитивно, конфликты в трудовых коллективах не возникают, существенно повышается роль профсоюзных организаций. Следует отметить в этом плане педагогические коллективы образовательных учреждений №166, 305, 1370, 1413, 1449, 1518, 1537, 1554, 1577. Сегодня самое труднореализуемое положение новых систем оплаты труда – распределение выплат из стимулирующих фондов, ведь раньше система стимулирующих выплат как таковая отсутствовала, выплачивали разовые премии, и то лишь в исключительных случаях. Теперь решения принимают в учреждении, к чему многие работники не готовы психологически, не всегда работник согласен с результатами распределения стимулирующих выплат, которые одновременно становятся и оценкой его деятельности. Фактором, влияющим на рост разобщенности в коллективах и вызывающим большое количество жалоб и обращений работников, можно считать часто непрозрачную систему распределения стимулирующих выплат и большую дифференциацию в оплате труда, например, в таких ОУ, как №745, 1138, 1568. Не секрет, что зачастую наблюдается перекос в сторону установления значительных стимулирующих выплат административно-управленческому персоналу, а в критериях оценки деятельности педагогических работников отсутствует единый подход. Наверное, поэтому критерии часто становятся критериями не качества, а количества или факта и, по сути, доплатой за функционал компенсирующей части оклада или ставки. К сожалению, проведенные проверки заявлений и жалоб работников говорят о том, что в большинстве случаев профсоюзные комитеты в конфликтных ситуациях, связанных с вопросами оплаты труда работников, показали свою слабость, правовую безграмотность, неготовность отстаивать права членов своих профсоюзных организаций. Считаю, что главной и первостепенной задачей первичных профсоюзных организаций должна быть работа по разработке и принятию локальных актов по оплате труда, материальному стимулированию работников, а также критериев оценки труда различных категорий работников. Повышение роста заработной платы в течение последних лет достигалось не только увеличением бюджета образовательных организаций и ростом фонда оплаты труда. Параллельно шла и будет продолжаться дальнейшая реорганизация образовательных учреждений, оптимизация штатов, передача отдельных функций образовательных учреждений другим организациям. Сегодняшний этап реорганизации еще более масштабный: объединяются от 9 до 15 учреждений, примером стали ОУ №1370, 1565, 1568, 1955. К сожалению, вынуждена отметить, что не всегда решение об объединении предваряет подробная разъяснительная работа в трудовом коллективе. Дополнительные сложности возникают в ходе реорганизации в том числе из-за того, что в новую организацию объединяются учреждения с разными системами оплаты труда, должно пройти время, чтобы система оплаты была приведена к общему знаменателю. К трудовым спорам, конфликтам и росту напряженности в коллективах приводит отсутствие открытой информации, нарушение процедур, предусмотренных трудовым законодательством при изменении условий трудового договора работника, а также сокращении численности или штата работников. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в принятии управленческих решений, включая установление системы оплаты труда, усиление требований к качеству образования, к повышению эффективности и результативности как самих учреждений, так и работников, кардинально меняет роль первичных профсоюзных организаций.Очевидно, что должно измениться содержание, бесспорно, главных для профсоюза документов, устанавливающих социальные гарантии и регламентирующих трудовые отношения, – это соглашения на уровне города, округа и коллективные договоры в учреждении. Подписано соглашение между Департаментом образования и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования. Это соглашение должно стать отправной точкой при принятии коллективных договоров в образовательных учреждениях. Итоги мониторинга и отчет по колдоговорной кампании за 2013 год показали, что коллективный договор имеют 93% учреждений, большая часть (79% договоров) были заключены в 2012 году, в 2013-м заключены в 18% учреждений, в остальных учреждениях работа над коллективными договорами продолжается. В 2012-2013 годах в рамках общественного контроля прошли проверки образовательных учреждений силами территориальной организации профсоюза и юристами горкома профсоюза по соблюдению норм трудового законодательства. Проверки показали, что при заключении коллективных договоров стороны не контролируют полностью возможности, которые предоставляет им трудовое законодательство. В большинстве случаев содержание коллективных договоров имеет информационный характер и лишь знакомит работников с содержанием норм трудового законодательства. Часто стороны ограничиваются включением в коллективные договоры норм о предоставлении работникам льгот, гарантий и компенсаций в объеме, предусмотренном действующим законодательством. При этом примеров, когда положения коллективного договора противоречат действующему законодательству, достаточно много, это, например:- отсутствие установленных сроков выплаты заработной платы;- наличие неконкретных условий, касающихся материальных выплат (не менее, до, при наличии средств), что делает такие условия декларативными;- отсутствие конкретных размеров материальной помощи и других социальных выплат, что ставит под сомнение реальность данного пункта коллективного договора;- отсутствие перечня локальных актов, принимаемых по согласованию с представительным органом или с учетом мнения представительного органа работников.А ведь в ближайшей перспективе начнется переход на так называемый эффективный контракт. Действие трудовых договоров работников не будет прекращено в связи с разработкой и переходом на эффективный контракт, однако внесение изменений в них в виде дополнительных соглашений будет предполагать пересмотр функций работника, требований к нему, но в то же время и конкретное определение размера заработной платы, включая перечень и размер доплат компенсационного и стимулирующего характера, а также меры социальной поддержки (возможность установления дополнительного социального пакета).Еще один актуальный документ, который будет вводиться, – это персональный стандарт, который вместе с квалификационными характеристиками должен определить не только требования к квалификации, обучению и аттестации работников, установлению систем оплаты труда, тарификации работ, но и должностную инструкцию для каждой категории педагогических работников. Эти дополнительные инструкции, на наш взгляд, должны быть в перечне документов образовательного учреждения, которые проходят согласование или по которым учитывают мнение профсоюзного комитета в соответствии с коллективным договором. Все эти изменения ни в коей мере не умаляют важность участия профсоюзной организации в работе по аттестации кадров, в работе управляющих советов. 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности должна проводиться в аттестационных комиссиях образовательных учреждений. Профсоюзные организации должны активно участвовать в подготовке представлений в аттестационную комиссию, так как при оценке профессиональной компетенции педагога должны учитывать условия труда, обеспеченность необходимыми средствами для исполнения должностных обязанностей, а также конкретные результаты профессиональной деятельности. Вопросы аттестации, а также условия организации и проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждения должны быть обязательно отражены в коллективных договорах.Планомерное участие председателей профсоюзных организаций в работе управляющих советов стало серьезным дополнением к их основной профессиональной деятельности. К сожалению, отдельные руководители не обеспечивают членство председателей первичных профсоюзных организаций в управляющих советах. Нельзя не отметить и тот факт, что зачастую после реорганизации учреждений профсоюзные организации перестают быть представительным органом работников, так как не объединяют более половины работников нового учреждения. При этом создается впечатление, что эта ситуация мало волнует и членов профсоюзных комитетов, и остальных работников.Напомню, что в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие образовательные отношения, должны учитывать мнение представительного органа работников. К сожалению, многие первичные профсоюзные организации по разным причинам после реорганизации не торопятся вернуть себе статус представительного органа. Территориальная организации делает все возможное, чтобы вернуть в каждую профсоюзную организацию комплекса статус представительного органа. Каким образом? Объясняем преимущества, учим, доказываем…Неутешительным итогом этих сложных процессов становится мотивационный кризис участия в профсоюзе, который привел к снижению численности членов профсоюза и неверию в силу профсоюза в трудовых коллективах. В течение четырех лет в округе стабильно численность членов профсоюза составляла 17 тысяч работников на 429 профсоюзных организаций. На 1 января 2013 года осталось 217 профсоюзных организаций, численность членов профсоюза составила 11911 человек, на 1 июня 2014 года в округе должно остаться 120 образовательных комплексов. Если мы хотим выйти из этого кризиса, то территориальная организация должна пересмотреть основные направления своей деятельности. Новому составу комитета территориальной организации необходимо сделать все возможное и невозможное, переломить этот процесс и сделать ставку на кадровый резерв профсоюзной организации. Требования к председателю профсоюзной организации сейчас, как никогда, высоки. Именно от личности, знания, компетентности лидера первичной организации зависит будущее профсоюза. На смену маленьким профсоюзным организациям приходят такие большие, многочисленные организации, как №1370 – 387 членов профсоюза, №1416 – 278, №1412 – 247, №1413 – 245, №1955 – 230, №1095 – 229 членов профсоюзов. Быть председателем профсоюзной организации крупного комплекса сложно, но и престижно. Сегодня председатель – это руководитель большого профессионального союза работников, на которого возложена очень ответственная задача – представлять интересы своих коллег, организовывать их социальную поддержку. Необходимо пересмотреть систему обучения профсоюзного актива, приблизив ее прежде всего к экономическим и правовым реалиям системы образования. Примером может служить последняя учеба на Центральных профсоюзных курсах Московской федерации профсоюза на станции Правда. Хочу поблагодарить сотрудников Московского городского комитета профсоюза Сергея Кандрикова, Ирину Копаеву, Жанну Осипцову, Федора Попкова, Раису Николаеву за помощь в обучении руководителей округа и председателей профсоюзных организаций. Встречи с председателем Московской городской организации профсоюза Мариной Ивановой и начальником окружного управления образования Павлом Кузьминым помогают председателям первичных профсоюзных организаций разобраться в тех процессах, которые происходят в системе образования города. На базе исследовательского центра Московской организации профсоюза прошли обучение 138 председателей. Для нашего округа этого недостаточно – центр находится на нашей территории, эту площадку надо шире использовать. Сегодня своей главной задачей мы считаем сохранение социального мира в педагогическом сообществе, что возможно при сохранении рабочих мест и обеспечении сотрудников стабильно достойной заработной платой. Наш лозунг «В единстве сила профсоюза» актуален как никогда. Окружное управление образования и территориальный профсоюз во всех акциях вместе. Это и первомайские демонстрации, и акции в поддержку Владимира Путина на выборах в Президенты РФ, и последние акции в поддержку Крыма. Мы как одна единая семья.Нельзя оставить без внимания вопросы социального плана, и главной проблемой остается жилищный вопрос, улучшение жилищных условий работников образования. Уменьшилось количество работников, стоящих на кадровой учительской очереди, осталось согласно сверке 2014 года 385 очередников, из них 40% – это очередники по месту жительства. За отчетный период улучшили жилищные условия 184 очередника. Последние два года мы интенсивно решали жилищные вопросы молодых учителей, которые получили жилье в 2005-2008 годах в аренду. По социальному найму получили 39 учителей, по купле-продаже – 58 учителей, продолжают проживать по найму служебного помещения 18 учителей. Председателю профсоюзной организации школы №279 Татьяне Сологуб была выделена трехкомнатная квартира по купле-продаже с рассрочкой платежа. Жилищная проблема в городе остается, для ее решения необходимо искать новые подходы, в 2014 году у работников бюджетной сферы появилась возможность улучшить условия своего проживания путем заключения договоров коммерческого найма. Идея хорошая, но дом предлагают на юге Москвы в Подольске, было бы замечательно иметь такую возможность жителям севера, востока и запада столицы. Ипотечный кредит для молодых учителей под 8,5% – тоже решение проблемы. Только Правительство РФ установило в качестве критерия возрастные границы до 35 лет. Думаю, что для учительства Москвы эти границы можно было бы расширить: ведь зарплаты у наших учителей достойные, взяв кредит в 40 лет, есть все возможности, будучи в активной трудовой форме, выплатить его до выхода на заслуженный отдых.Сегодня, подводя итоги работы, мы думаем, как активизировать наших членов профсоюза на организацию отдыха их детей и самих педагогов. За эти пять лет мы использовали всевозможные предложения от Московской городской организации профсоюза, Департамента образования, Северо-Восточного учебного округа и, конечно же, собственные программы, по которым члены профсоюза получали путевки за 50% стоимости. За отчетный период смогли отдохнуть 342 ребенка сотрудников. Для приобретения путевок шире стали использоваться возможности Кредитного союза учителей. Новому составу Комитета профсоюза необходимо продолжить эту работу и с учетом новых возможностей увеличить количество путевок для детей и сотрудников.Профсоюзные организации широко используют в своей работе такой вид деятельности, как экскурсии. За отчетный период было проведено 148 экскурсий, которые смогли посетить свыше 6000 человек. С ноября 2013 года действует Фонд социальной и благотворительной помощи, который был создан Московской городской организацией профсоюза при поддержке территориальных организаций. Вначале были сомнения – нужен ли он? Сегодня наша территориальная организация стала активным участником этого фонда – 13 членов профсоюза получили выплаты на рождение детей, из них одна выплата на рождение двойни, а это 20 тысяч рублей. К сожалению, пока нам не очень удается организовать работу по улучшению здоровья наших членов профсоюза, слабо используется программа по добровольному медицинскому страхованию. Новому составу Комитета профсоюза необходимо обратить на это особое внимание, так как здоровье – это главный источник активной жизненной позиции.Не могу не сказать о таком важном разделе работы, как проведение профсоюзных уроков. На этих уроках присутствуют представители Московской федерации профсоюзов, городского комитета профсоюза, члены комитета территориальной организации, руководители образовательных учреждений, председатели первичных профсоюзных организаций. Мы активно участвуем и побеждаем в городских конкурсах. В конкурсе на лучший профсоюзный урок победителями стали Этери Цуркан (школа №1491), Лариса Берестюк (школа №756), Ирина Дулина (школа №166). Думаю, новому составу комитета профсоюза нужно шире использовать полученный опыт и современные информационные технологии в проведении этих уроков.Слово «конкурс» всегда ассоциируется с проведением интересных, творческих, креативных дел в профсоюзной организации. Анализ проводимых конкурсов показал, что в одних участвуют неохотно, а в других готовы принять участие все организации. «Педагогический старт» – конкурс для молодых учителей, который стал в последнее время более привлекательным для творческих учителей. Есть у нас и победители: Сергей Михайлов (школа №958), Валерия Емельянова (школа №277). В городском конкурсе «На лучший агитационный ролик о профсоюзной организации» от нашего округа принимала участие профсоюзная организации детского сада №1645. В этом году в конкурсе «На лучшую профсоюзную организацию» наш округ представляет профсоюзная организация школы №1370 (директор Сергей Корышев, председатель профсоюзной организации – Марина Баранчикова). Очень надеемся на победу в городском этапе конкурса. Конкурсы художественной самодеятельности и прикладного творчества «Радуга», «Созвездие талантов» собрали более 500 участников, в городском конкурсе образовательных учреждений по охране труда победителями стали школы №1499, 1778, детский сад №1645. Охрана труда – важнейшее направление в работе территориальной организации профсоюза, которая осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде, созданием здоровых и безопасных условий труда работников образования. По вопросам охраны труда проводится регулярное обучение руководителей учреждений, специалистов по охране труда, уполномоченных от профсоюза, ответственных за аттестацию рабочих мест. Всего был обучен 641 человек, аттестовано 11956 рабочих мест, однако в округе за последние два года увеличилось количество травм сотрудников учреждений, есть случаи и с летальным исходом. Проблема эта сложная, необходимо, чтобы в окружной комиссии по охране труда работали профессионалы, которые помогали бы руководителям и председателям профсоюзных организаций проводить эту работу на высоком уровне, а такие люди у нас в округе есть: Дмитрий Каленов (школа №281), Виталий Ульянов (школа №1413), Николай Шашков (школа №1097), Владимир Веляев (№1499), Галина Гайдар (детский сад 1645). Главным принципом в освещении работы профсоюза стали максимальная оперативность, гласность в пропаганде профсоюзных идей, здесь нам помогают сайты горкома профсоюза, управления образования и открывшийся сайт нашей территориальной организации. Думаю, эта работа будет более эффективной, когда мы перейдем на электронную регистрацию первичных профсоюзных организаций. Конечно, нам помогает в работе «Учительская газета-Москва»; работая в тесном контакте с окружным информационно-прокатным центром, мы сегодня создаем видеотеку окружных профсоюзных мероприятий. В течение отчетного периода мы никогда не забывали ни о ветеранах педагогического труда, ни о молодых учителях. Понимаем, что у ветеранов больше опыта, мудрости, а у молодых – сила, энергия, задор. Нам сегодня не стыдно смотреть в глаза ветеранам. Все, что мы могли для них сделать, мы делали. Это и праздники, конкурсы, спектакли, встречи с интересными людьми, выезд на отдых в городской дом ветеранов педагогического труда, оказание материальной помощи, сегодня 60 человек поехали отдыхать в городской дом ветеранов. 23 года работает Совет ветеранов, работает творчески, интересно, возглавляет его хрупкая женщина, но с очень сильным характером – Вероника Воробьева, у нее много помощников – Ирина Шпикалова, Алла Малинина, Фаина Левченко, Людмила Ледовская. С молодыми учителями сложнее, они у нас непостоянные, так как с возрастом переходят в разряд основных учительских кадров, но в округе создан актив, который готов к решению любых задач. Хочу поблагодарить за активную работу в Совете молодых учителей Оксану Фомину (школа №296), Алексея Корякина (школа №1416), Мурада Зейналова (школа №283), Анастасию Епишкину (школа №1482), Алексея Четверова (школа №254). Пожелание новому составу комитета профсоюза: не останавливаться на достигнутых результатах этой работы, придать импульс работе с молодыми, а ветераны как наставники им помогут.У нас создана система бухгалтерского учета по поступлениям от каждой организации, хочу поблагодарить за работу главного бухгалтера Ларису Гольникову. Она настоящий профессионал своего дела. Ни один отчет за эти годы не остался без внимания главного бухгалтера, проанализированы сильные и слабые стороны, намечены новые пути по ликвидации ошибок.Заканчиваются эти пять лет, еще раз повторю, сложные, наполненные активными событиями, но территориальная организация вместе с комитетом помогала в решении социально-экономических задач. Все члены комитета территориальной организации получили благодарности за многолетнюю активную работу в профсоюзе. Особую благодарность выражаю руководителям образовательных учреждений, председателям первичных профсоюзных организаций за понимание, поддержку, даже когда было сложно, мы шли вперед и добивались успехов.В связи с тем что я заканчиваю свою трудовую деятельность (из 50 лет трудового стажа 27 лет я проработала в профсоюзе), мне хочется назвать тех людей, которые шли со мной вместе: Людмила Боровикова, Валентина Кобозева, Сергей Михайлов, Александр Биржаков, Андрей Грабовский, Геннадий Бабич, аппарат управления образования, методический центр, его руководитель Елена Аврутина. Особо мне хочется поблагодарить председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза работников образования Марину Иванову, заведующую орготделом Раису Николаеву и весь аппарат Московского горкома профсоюза. В округ пришел работать новый начальник Павел Кузьмин, молодой, грамотный, энергичный профессионал. Еще раз убеждаюсь, что молодость – огромная сила. Надеюсь, что все задуманное он выполнит, наш округ станет конкурентоспособным, эффективным и лучшим в городе.У профсоюза не было и не будет простых решений, все, чем он занимается, требует от нас объединения сил и средств, сохранения единства и взаимопонимания. Только совместными усилиями всех членов профсоюза можно добиться успеха. Всегда и везде нашей главной задачей была и будет защита социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников отрасли всеми доступными методами. Наш профсоюз боролся и будет бороться за обеспечение достойного уровня жизни, условий труда своих членов, социальных гарантий. Не зря на нашем логотипе лозунг «В единстве сила профсоюза».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте