Так уж повелось в нашей стране, что с некоторых пор главное внимание со стороны как власти, так и общества уделяется прежде всего государственным (федеральным, региональным, муниципальным) образовательным организациям. А частными, которые также называются негосударственными, интересуются по остаточному принципу. Мол, их создали люди богатые, следовательно, там все по определению хорошо, дети и педагоги не бедствуют, и вообще, «кто платит, тот и заказывает музыку», то есть любые капризы за ваш счет. Правда, эти школы, детсады, ссузы и вузы все равно считаются полноправными участниками образовательного процесса, и выдаваемые ими документы признают официальными, настоящими. Более того, государство даже выделяет средства этим организациям «на возмещение затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования». Но почему-то проблем у них выше крыши. И чувствуют они себя брошенными на произвол судьбы, мол, выживайте, как хотите. Об этом и многом другом говорили на конференции «100 частных школ России», которая прошла в культурном парке «Этномир», что в Калужской области.
Как отметила в своем выступлении председатель Экспертного совета Госдумы по высшему образованию, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина, на сегодняшний день доля частных школ в России составляет чуть более 2% от общего количества.
– С организациями высшего образования дела чуть получше, тут частным является примерно каждый третий вуз, – отметила Любовь Николаевна. – Очень хорошая динамика наблюдается у ссузов, особенно по сравнению с тем, что было раньше, налицо рост с 0,4% до 11,7%. Но успехи могли бы быть значительно больше. Просто надо понять главное: мы можем достичь ощутимых успехов только в случае, если будем давать то, чего не может дать обычная школа. И это касается в первую очередь оригинальных методик, уникальных технологий и эффективных воспитательных подходов. Наше неоспоримое преимущество же заключается в возможности разрабатывать гибкие образовательные программы и менять их в течение года.
Среди других преимуществ Любовь Духанина назвала улучшенную материальную базу, низкую наполняемость классов и групп, возможность выстроить индивидуальную траекторию ребенка (в обычных школах об этом тоже много говорят, но далеко не всегда реализуют на практике). К особенностям же частных школ можно отнести то, что организация строится вокруг определенной идеи, предполагает новую идеологию образовательной среды и работу с нестандартными запросами. В числе последних обучение как детей с ОВЗ, так и особо одаренных школьников, способных за один год освоить программу двух классов.
Рассказывая о конкурентных преимуществах, Любовь Николаевна, однако, заметила очень важную деталь: если раньше частные школы были неоспоримыми лидерами практически по всем направлениям образовательного процесса, то с некоторых пор государство приняло ряд мер по улучшению качества образования и совершенствованию школьной инфраструктуры, и теперь в обычных школах нередко можно увидеть то, что когда-то было исключительно в НОУ.
Например, в плане возможностей изучения иностранных языков разница между государственными и негосударственными школами минимальна. Правда, до сих пор заметный разрыв наблюдается в углубленном изучении отдельных предметов и обучении по индивидуальному плану, кроме того, в частных школах работает в несколько раз больше «остепененных» педагогов, нежели в обычных. Но, чтобы закрепить этот успех и сохранить первенство, НОУ необходимо предпринимать самые серьезные усилия. Иначе все их достижения будут нивелированы.
– Что нас объединяет со всеми другими образовательными организациями страны? – задала напоследок вопрос присутствовавшим председатель Ассоциации негосударственного образования. – Я абсолютно уверена, наша общая задача – формировать у учащихся адекватную картину мира.
Приглашенный на конференцию первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин признался: парламентарии в последнее время очень много говорят о необходимости формировать единое образовательное пространство страны и о повышении качества образования. Однако конкретно тему частного образования почему-то почти никто не затрагивает. Со своей стороны он обещает исправить этот перекос и поднять в Думе вопрос о проблемах частных школ. Но для этого ему нужно, чтобы Ассоциация негосударственного образования направила в Комитет по образованию сформированный профессиональным сообществом пакет предложений: что, где и как необходимо сделать для исправления ситуации.
– Нужны не просто слова, а конкретные кейсы! – заключил Максим Алексеевич. – И я вижу, что они у вас есть. Осталось только наладить конструктивный диалог.
О том, что кейсов в частных школах предостаточно, можно было судить практически по всем выступлениям на этой конференции. Например, директор международной гимназии инновационного центра «Сколково» Оксана Демьяненко призналась: хотя все собравшиеся и объединены общими проблемами и стремлением их решить, все-таки не стоит забывать о наличии очень серьезной конкуренции между частными школами за внимание со стороны родительского сообщества. Ведь своих детей к ним приведут и за них заплатят лишь в том случае, если будут твердо уверены: здесь им не просто создадут комфортные условия (что тоже очень важно!), но и дадут очень хорошее образование (а в этом главное предназначение любой школы). Поэтому каждое НОУ стремится разработать нечто свое, оригинальное, неповторимое и самое лучшее, чего нет ни у кого. Вот как раз это и можно считать золотым запасом частного образования, коллекцией доказавших свою эффективность подходов.
– Но все эти достижения нельзя долго хранить в тайне от всех, наоборот, их надо предложить всему образовательному сообществу, – уверена Оксана Юрьевна. – Потому что учителя государственных школ должны воочию убедиться: их коллеги из частного сектора ничуть не уступают им в профессионализме, они способны на оригинальные решения, самые неожиданные творческие идеи, которые могут помочь всем. Только открытая система может выжить в столь неспокойные времена!
При этом директор гимназии еще раз подчеркнула, что, хоть частные школы и конкурируют между собой и с государственными образовательными организациями, от этой борьбы за существование ни в коем случае не должны страдать дети. Наоборот, наша общая задача – предоставить им все самое лучшее для получения по-настоящему качественного образования. И, разумеется, возможность выбирать лучшее из имеющегося.
К слову, Оксана Демьяненко в прошлом работала в должности помощника заместителя министра образования в Министерстве образования РФ, поэтому она, как никто другой, очень хорошо знает, как подготовить пакет документов, чтобы в высших кругах власти его приняли и рассмотрели. Будем надеяться на удачное сотрудничество ассоциации с Минпросвещения и Госдумой!
Выступление президента Ассоциации развития качества дошкольного образования, генерального директора издательства «Мозаика-синтез» Эльфии Дорофеевой было посвящено в основном проблемам дошкольных образовательных организаций. По ее словам, когда родители приводят своих детей в платный садик, все без исключения хотят, чтобы там ребятам создали условия для полноценного развития, воспитания и образования. Но почти всегда выясняется, что ценности, которые прививают в ДОУ, противоречат ценностям, прививаемым в семьях. Другими словами, дома ребятам говорят одно, в саду – другое, и непонятно, кого слушаться.
– Например, многие мальчики из кавказских семей отказываются убирать, заявляя, что «это не мужское занятие», – напомнила Эльфия Минимулловна. – Да, их дома так воспитывают. Но что же делать педагогам? Только договариваться, искать общие точки соприкосновения, вырабатывать правила, которые приняли бы все стороны.
Директор издательства напомнила еще про одну проблему: школы так активно принялись реализовывать программы воспитания, что часть своей работы спустили на уровень дошкольного образования. И если у них проходят уроки, посвященные дню снятия блокады Ленинграда или победе в Сталинградской битве, то обо всем этом должны рассказывать начиная с детского сада. Но что прикажете говорить детям в возрасте, например, трех или четырех лет? Не перебор ли это?
– Все понимают и признают, что максимальных успехов в деле образования и воспитания можно достичь лишь при условии заинтересованности не только педагогов, но и детей, родителей и государства, – резюмировала Эльфия Дорофеева. – Только при наличии общих интересов можно говорить об устойчивом развитии, и именно они являются залогом стабильности. Но вот вам результаты опросов, проведенных независимыми экспертами совсем недавно. Взрослым и детям был задан вопрос, о ком они заботятся. 35% ответили – о детях, 22% – о родителях, 16% – о супругах, 10% – о животных, 10% – о других родственниках. Однако выяснилось, что 26% (!) не заботятся вообще ни о ком! Это, согласитесь, очень тревожный сигнал, который говорит, что в нашем обществе не все так хорошо. А еще там был вопрос, обращенный к воспитателям: считают ли они, что в детях надо воспитывать умение поступиться личными интересами ради общего блага? И 30% ответили, что нет, личные интересы важнее общественных.
…Это далеко не все, о чем говорили на конференции. О других докладах мы постараемся рассказать в следующих номерах.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии