На своих уроках технологию смешанного обучения я реализую посредством двух моделей – «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».Используемые мною модели направлены на формирование четырех компонентов информационной культуры. Традиционно выделяют 3 компонента информационной культуры: эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческий. Но, на мой взгляд, необходимо выделить четвертый – рефлексивный компонент.
Модель «Перевернутый класс». Типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Например, 8-й класс, урок обществознания, тема: «Развитие общества». Дома учащиеся работают с видеоуроком или электронным текстом. Составляют вопросы и задания по данной теме, представляя информацию в сжатой форме (плана или тезисов). На уроке каждый ученик демонстрирует самостоятельно приобретенные знания. Такая форма, на мой взгляд, активно способствует формированию навыков смыслового чтения и умения выделять главную и избыточную информацию. Наиболее ярким результатом реализации данной модели стало успешное выступление в 2016 году на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию ученицы 10-го класса Виктории Мальцевой, она стала призером. Модель «Смена рабочих зон». Образовательное пространство состоит из моделируемых учителем учебных зон. Я, как организатор и модератор, обеспечиваю, чтобы каждый обучающийся за одинаковый временной интервал поработал как индивидуально, так и в группе, обучаясь как опосредованно, то есть используя различные источники, так и в рамках личного общения. Учебные зоны: – зона работы с историческими источниками ориентирована на применение источниковедческого анализа при работе с историческими документами. Это изучение одного источника или сравнение различных исторических источников;- зона работы с цифровыми ресурсами. Включает анализ информации, создание информационного продукта и организацию обратной связи. На уроке ребята работают с видеоматериалом, расположенным в облачном сервисе. Облачные сервисы предоставляют возможность не только использовать готовые электронные документы, но и создавать новые. Могут взаимодействовать два и более обучающихся. Что я и использую в технологии скрайбинга. Такая работа формирует не только навыки анализа информации, но и изменения формы ее представления, структурирования. Плюс можно использовать чат, а значит, формируются коммуникативные навыки виртуального общения.Создание визуального образа позволяет осмыслить изучаемые исторические и обществоведческие понятия, события и процессы. Это можно проверить в форме тестов в режиме «здесь и сейчас». Для этого я использую QR-коды, распознавание которых в приложении plickers на смартфоне преподавателя дают возможность организовать моментальное интерактивное голосование в классе.В этой зоне я использую и готовые информационные ресурсы, в частности, созданные мною flash-игры. Такие игры пробуждают интерес детей, обеспечивают их увлеченность уроками истории. Некоторые ребята сами делают игры, которые я также использую для обучения; – зона работы с текстом. Источником информации в данной учебной зоне является учебник, заранее подготовленный мной художественный или научно-публицистический текст. Например, при изучении реформ Петра Великого эмоционально-образный фон создается отрывками из романа Алексея Толстого «Петр I». Такое образное восприятие материала позволяет повысить интерес к изучению сухих фактов. Не всегда на уроке присутствуют все зоны. Так, на всероссийском финале конкурса «Учитель года России»-2016 на уроке истории в 6-м классе, посвященном правлению императора Юстиниана в Византии, был представлен сжатый вариант. Кроме вышеописанных могут использоваться и другие зоны работы: – зона работы с учителем. Каждая учебная группа формулирует план работы, определяет возможные риски и оценивает эффективность деятельности в предыдущих зонах. Данная учебная зона максимально развивает рефлексивный компонент информационной культуры. При этом я использую вопросы, направленные на понимание смысла и назначения своей деятельности, способа ее осуществления, формирование личностного отношения к изучаемому материалу; – зона проектно-исследовательской деятельности. В этой учебной зоне происходит интеграция результатов работы в других зонах. Это позволяет на качественно ином уровне организовывать исследовательскую и проектную деятельность. Например, изучая тему «Аграрная реформа П.А.Столыпина» в 9-м классе, группа ребят, анализируя две фотографии, выяснила, что отход от общинного уклада к семейному начал происходить в Симбирской губернии еще в 1906 году. Последующая исследовательская работа по теме «Комплексное изучение вопроса реализации столыпинской реформы в нашем крае» так увлекала и заинтересовала ребят, что был выявлен широкий пласт исторических новообразований в жизни села того времени. Работы детей были успешно представлены на региональных, всероссийских и международных форумах;- зона социально-культурных практик ориентирована на практическую реализацию сформированных на уроках истории и обществознания навыков. Очень важно, чтобы дети понимали, что это поможет при решении жизненных задач. Так, например, в 2015 году мы с ребятами провели квест, посвященный юбилею Великой Победы. В классе ребята работали с электронными ресурсами по поиску и анализу данных о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны («Электронный банк документов «Подвиг народа» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ОБД «Мемориал»), маршрут квеста был проложен через исторические и памятные места села.Кроме того, данную учебную зону я часто организую как открытую образовательную площадку. Такими площадками могут быть мастер-классы преподавателей Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, музейные уроки и так далее.Технологию смешанного обучения можно реализовывать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Варьируется длительность работы в учебных зонах. Например, после уроков могут формироваться навыки работы с каталогами, библиотечными ресурсами, в том числе и электронными, в частности, мои ученики обращаются к материалам Президентской библиотеки им. Ельцина.
Ришат КАЛИМУЛЛИН, учитель истории Новомалыклинской средней школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова Ульяновской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016
Комментарии