В Астане состоялось заседание Совета Международного объединения профсоюзов «Образование и наука» под руководством Галины Меркуловой. Коллеги из России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Кыргызстана и Таджикистана рассмотрели опыт работы Казахстанского профессионального союза работников образования и науки в связи с принятием нового Трудового кодекса республики и новой модели оплаты труда в бюджетной сфере, обсудили влияние реформ в образовании на социально-экономическую ситуацию в отрасли. О целях преобразований и возникающих при этом проблемах шла речь и на встрече с вице-министром образования и науки Казахстана Эльмирой Суханбердиевой.
До назначения на пост вице-министра Эльмира Амангельдиевна работала учителем, завучем, несколько лет возглавляла столичный департамент образования, то есть знает школьную жизнь изнутри. И когда ей сегодня говорят: мы это не сможем, отвечает: мы сможем все. А реформы в республике предстоят действительно масштабные: введение в школах 12-летнего образования, обязательное изучение трех языков, отмена единого национального тестирования – аналога нашего ЕГЭ.Эльмира Суханбердиева приветствовала участников встречи от имени министра и отметила, что именно профсоюзы вносят неоценимый вклад в укрепление социально-экономического положения педагогов, повышение престижа профессии учителя.Действующая система социального партнерства в сфере образования представлена отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Казахстана и республиканским профсоюзом, 20 областными, 59 районными, городскими и территориальными соглашениями. Также заключено более 10 тысяч коллективных договоров в организациях образования и науки.Сотрудничество с профсоюзом становится все более актуальным в связи с принятием новой Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. Для успешной реализации намеченных планов необходимо, чтобы педагоги в период реформ чувствовали почву под ногами, чтобы их интересы были учтены и защищены, и здесь необходимо задействовать весь потенциал профсоюзных организаций.Государственная программа развития образования, принятая два месяца назад, разрабатывалась около четырех лет. Один из ее столпов – 12-летняя программа обучения в школе, которая в полной мере начнет действовать с 2019 года.- О 12-летке мы говорим уже очень долго, это не скороспелое решение, – объяснила Эльмира Амангельдиевна. – В 30 школах республики прошла ее апробация, по мере того, как дети учились, программа дорабатывалась. С 2017 года начнется поэтапный переход на 12-летку. Все дети с шести лет пойдут в школу на 12-летнее обучение с 2019 года. К 2019-2020 учебному году будет проведена перенумерация всех классов. Еще одно нововведение, которое ожидает школьников, – обучение на трех языках: казахском, русском, английском. В министерстве уверены, что если учителя и ученики свободно говорят на двух языках, то выучить третий им не составит большого труда. К тому же без знания английского в современном мире все сложнее и сложнее.На сегодняшний день преподавание в республике ведется на двух языках: казахском и русском. История Казахстана во всех школах преподается только на казахском языке, а всемирная – только на русском. Помимо казахских и русских в республике есть украинские, таджикские, узбекские, немецкие школы, для которых издаются специальные учебники. Они работают по обычному стандарту, но с усиленным изучением родного языка в консультативной части обучения.В этом году уже взят курс на обновленное содержание образования. Первоклассники будут два часа в неделю учить английский, во втором – четвертом классах на него отведено три часа в неделю. А с 2019 года во всех школах и в городе, и на селе четыре предмета будут преподаваться на английском языке: химия, биология, физика и информатика. Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок свободно говорил на трех языках? Многие оплачивают своим чадам дополнительные уроки английского, в среднем это две тысячи тенге за урок. В год за сто уроков выходит около 600 долларов – не у каждого родителя они есть, особенно в ауле, селе. А теперь во всех школах дети будут изучать язык в рамках обязательной программы.- Но в первую очередь нам надо подготовить учителей, и здесь необходима помощь профсоюза, – подчеркнула Эльмира Суханбердиева. – Мы, представители министерства, выезжаем в городские и сельские школы и помогаем учителям понять значение такой масштабной перестройки. С сентября этого года уже начнется обучение педагогов, им будет охвачено 75 тысяч человек. Все силы, в том числе Республиканского института повышения квалификации, брошены на решение этой задачи. Учителя будут обучаться на четырех-, шестимесячных и годовых курсах, причем с сохранением заработной платы. Самое главное сейчас – подготовить педагогов, направить обратно в школы и посмотреть, как наши планы будут реализовываться.Министр образования часто общается с учителями, выслушивает их. На днях на встрече с преподавателями химии, биологии и физики стало понятно, что у педагогов возникает психологический барьер в связи с реформами. И мы поняли, что к работе нужно подключать психологов, чтобы помочь учителям перебороть страхи. Президент республики Нурсултан Назарбаев часто подчеркивает – не торопитесь, все обсуждайте с народом. Вопросов много, но мы все очень широко обсуждаем.Правительством Казахстана рассматривается возможность установления существенной доплаты учителям, которые хорошо знают английский. Нечего бояться тем педагогам, кому за 60 лет и в силу возраста трудно осваивать иностранный язык, считают в министерстве. Они будут преподавать до 9-го класса включительно, а обучение на английском языке по четырем предметам планируется только в старшей школе: в 10-12-х классах. Как же будет выглядеть образовательный процесс в малокомплектных школах? Предположим, школа за 500 километров от регионального центра, в ней один учитель физики, которому 60 лет и учиться английскому поздновато. Что делать? Для решения этой проблемы повсеместно вводится широкополосный Интернет, в 7,5 тысячи школ закупят экраны для дистанционного обучения. Педагоги из Астаны и других крупных городов будут вести уроки на английском дистанционно, а местный учитель-предметник на таких уроках станет соучителем, помощником.Есть в республике серьезные планы по изменению программ изучения казахского языка. – Почему мы отправляем детей на три месяца в Англию, они возвращаются и говорят на английском, а дома мы на протяжении многих лет учим их родному языку, но на выходе не получаем должного результата? – задала риторический вопрос Эльмира Амангельдиевна. Несколько групп специалистов уже направлены в лучшие центры Израиля, США, Англии, чтобы с помощью иностранных коллег разработать правильную методику изучения казахского языка как родного.Конечно, и в педагогических вузах, на педагогических специальностях произойдет много изменений: появятся новые программы обучения, а на 3-4-х курсах студенты будут проходить практику в школе с учетом стоящих задач.Что касается единого национального тестирования (аналога ЕГЭ), которое введено в республике более 10 лет назад, в следующем году его планируют отменить. Решено вернуться к старому доброму экзамену в школах.- Мы поняли, что эта зубрежка ни к чему хорошему не приводит, плохо сказывается на результатах обучения и вредит учебному процессу, – отметила вице-министр. – Когда-то мы перешли на эту систему для того, чтобы избавиться от коррупции в вузах. Единый экзамен для всех – и в сельских школах и в столице – позволил это сделать. Но в последние годы в школах идет сильный крен по натаскиванию на ЕНТ в старших классах.Уже в этом году в процедуру внесены изменения. Впервые в августе намечена пересдача тестов для тех, кто не набрал установленный минимум баллов. Если молодому человеку и в августе не удастся преодолеть этот барьер, он все равно сможет поступить в вуз. Это называется условным зачислением. Но в течение года четыре обязательных предмета, предусмотренных по ЕНТ в Казахстане, он все равно должен сдать. Тем самым в республике стараются предотвратить сильный отток молодежи, который наблюдается в последнее время. Пока получается, что многие из тех, кто не набирает пороговый балл, уезжают из страны.В Казахстане работают над расширением объема подготовки кадров по рабочим специальностям. По инициативе президента республики Нурсултана Назарбаева в 2017 году появится возможность получения первой бесплатной рабочей профессии в колледжах. Если в 1997-1998 годах процент выпуска по рабочим специальностям в Казахстане составлял более 40%, сейчас он упал до 11% – все хотят пойти в вуз. Теперь этот перекос постараются исправить.Хотя в каждом районе, городе, селе работает программа «Занятость-2020», по которой всем безработным предоставляется право пройти переобучение, этого оказывается недостаточно. Статистика показывает, что выпускники, которые после школы остаются за бортом – не сдали ЕНТ, не попали в колледж и нигде не работают, – становятся частью опасной социальной среды. Когда молодой человек не обучен, не занят, его легче вовлечь в экстремистские и террористические группировки.Еще одна задача, которую решают в Казахстане, – повышение статуса педагога. По словам вице-министра, сегодня он практически сведен к нулю. Все по любому поводу начинают обвинять учителя, эту ситуацию пора менять, в том числе с помощью законодательства. Уже внесены изменения в действующий закон об образовании, по которому за оскорбление учителя ребенком с его родителей будет взиматься штраф.Для укрепления позиций учительства в Казахстане планируется проводить форумы, семинары, подключать родительскую общественность, профсоюз, большая работа будет вестись с государственными органами.Председатель МОП «Образование и наука», лидер Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова поблагодарила вице-министра за интересную информацию и отметила важность продуманной подготовки к реформам:- Радует, что представители министерства активно общаются с учителями, посещают школы. Уже это вызывает уверенность в том, что у вас все получится, конечно, с участием профсоюза.Члены совета также поблагодарили председателя профессионального союза Казахстана Майру Амантаеву за содержательную программу пребывания и пожелали действующей команде Министерства образования профессионального долголетия, чтобы не только провести намеченные реформы, но и увидеть их результат.
Комментарии