«Нормативы нужно вводить, но они должны быть гибкими и должны соответствовать уровню развития ребенка… должна быть система ориентиров». Так считает Президент Российской Федерации Владимир Путин.
На протяжении всего постсоветского периода (а это уже более 20 лет) для чиновников от образования и спорта головной болью был поиск эффективных средств постановки массовой физкультурно-спортивной деятельности в учреждениях образования. В советской системе физического воспитания таковыми были комплексы БГТО («Будь готов к труду и обороне») и ГТО («Готов к труду и обороне»).В реалии сегодняшнего дня в Московском регионе пытаются вписать Московский физкультурно-спортивный комплекс (МФСК). Но если внедрению комплекса ГТО предшествовало широкое обсуждение его условий в научных кругах, среди специалистов физической культуры и в СМИ, то невесть кем созданный МФСК появился для учителей физкультуры весьма неожиданно, оказался недозревшим плодом и вызвал массу нареканий. Под критику учителей попали условия комплекса. Показатель явной некомпетентности его составителей норматив бега на 400 метров без учета времени для учащихся 5-6-х классов. Недовольство школьных специалистов заставило чиновников внести изменения, которые закреплены решением коллегии Москомспорта от 23 декабря 2010 года. Изменения, как правило, предполагают улучшения. Однако считаю, что в данном случае этого не произошло: замечания учителей были явно проигнорированы.Анализ состояния материально технической базы школ района Аэропорт указывает на отсутствие в них условий для подготовки и сдачи нормативов МФСК, предлагаемых Москомспортом. Это касается таких нормативов, как бег на 60 и 100 метров, метание мяча, плавание, лыжные гонки, стрельба. Такое положение дел лишает участия школьников района Аэропорт в состязаниях МФСК. В таком незавидном положении находятся и многие другие школьники Москвы. Представителям Москомспорта следовало бы иметь единую базу данных о наличии в школах условий для сдачи нормативов предложенного ими комплекса МФСК.Несовершенство программы измененного комплекса по-прежнему ярко выражено. Заменив бег на 400 метров дистанцией в 1000 метров, составители вновь предлагают учащимся 5-6-х классов бежать ее без учета времени. Но согласно условиям «Мониторинга состояния физического развития и физической подготовленности школьников Москвы» (мониторинг) бег на 1000 метров на результат предусматривается уже с 1-го класса. На этом фоне введение бега на 1000 метров без учета времени (бег трусцой) в спортивный комплекс дискредитирует учителей столицы в их умении обеспечить высокий уровень физической подготовленности учащихся. К тому же переход от пассивного отношения к физическим нагрузкам к повышенным соревновательным, нормативным требованиям лишь на уровне 7-го класса чреват проявлением учащимися откровенного нежелания истязать себя физкультурой. Общеизвестно, что адаптация к нормативным требованиям и повышенной физической (соревновательной) нагрузке с большим эффектом закладывается в начальной школе.Считаю неоправданным (и такое мнение среди специалистов физической культуры распространено) введение в комплекс норматива в отжимании (сгибание и разгибание рук) от скамейки у мальчиков 5-6-х классов и у девочек всех возрастов. Устоявшийся норматив в практике оценки качества силовой подготовки у юношей – это подтягивание на высокой перекладине. Тот же мониторинг предусматривает его с 1-го по 11-й класс. Введение отжимания как норматива в оценке силовой подготовки мальчиков только в 5-6-х классах исключает смысловую подоплеку упражнения, создает дополнительные и неоправданные хлопоты в организации тестирования.Норматив в отжимании для девочек воспринимается негативно самими девочками, они не хотят иметь «огромные плечи и накаченные бицепсы». В арсенале средств убеждения массовой физкультуры в пользу оздоровления отжимание во многом уступает нормативу, определяющему силу мышц живота: подъем в сед из положения лежа. Знания о том, что упражнения для мышц живота – эффективное средство профилактики заболеваний органов полости живота, при этом стимулирующий аргумент, к тому же девочки весьма охотно «качают пресс», дабы иметь подтянутый, красивый живот. Именно этот норматив в тестировании школьниц предусмотрен мониторингом. Введение в МФСК норматива для девочек, определяющего качество развития мышц живота, было бы более целесообразным.Исключая многие школы из процесса подготовки и участия в соревнованиях МФСК, Москомспорт относительно школ не может утверждать, что «комплекс является основой системы физического и патриотического воспитания…», и не сможет обеспечить выполнение предлагаемой цели: «создание единой городской системы оценки уровня физической подготовленности…». Всего этого (в системе образования) достигает мониторинг. В числе его составителей кандидаты педагогических наук, рецензент доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией ВНИИФК В.Кабачков. Мониторинг введен приказом Департамента образования с 2004 года. Его программа может быть реализована (и практика это доказывает) в условиях каждой школы. Поэтому я и предлагаю за основу содержания и организации проведения МФСК в школах взять многолетний оправдавший себя опыт проведения мониторинга, то есть его нормативную базу. Мониторинг, преобразованный в физкультурно-спортивный комплекс, сохранив массовый охват учащихся, обеспечит высокий уровень мотивации школьников при сдаче нормативов и более тщательный, более достоверный анализ состояния физической подготовленности учащихся. При этом учителя физкультуры избавятся от мероприятий, перегружающих организацию физкультурно-спортивной деятельности.Предлагаемая мною программа МФСК для каждой возрастной группы (их три) та же, что и в мониторинге: бег на 30 и 1000 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине (юноши) и подъем туловища в сед (девочки). Стрельбу из МФСК необходимо исключить однозначно, ее место в комплексах ГТО для клубов патриотического воспитания.МФСК – это комплекс физических упражнений, стимулирующий интерес учащихся к обеспечению качества собственной физической подготовленности. Девиз комплекса: «Сила, выносливость, быстрота откроют здоровью ворота». Каждое упражнение комплекса имеет пять уровней готовности, каждому из них соответствует определенное количество баллов: от 1 до 5. Учащийся, набравший 20 баллов, получает «золотой» значок, а учащийся, набравший не менее 15 баллов, – «серебряный» значок «Школьные соревнования по многоборью МФСК». Подсчет баллов – единственное и отнюдь не обременяющее дополнение к работе учителя.При сравнении регламента (условий проведения соревнований) МФСК, предложенного Москомспортом, с регламентом мониторинга-МФСК высвечивается весьма существенный факт. В первом случае регламент исключительно бескомпромиссный, школьник, не уложившийся в норматив хотя бы в одном из упражнений комплекса, лишается права быть в числе сдавших, а значит, и в числе награжденных значком МФСК. Зная свою слабость (мальчик, например, не в ладах с подтягиванием), ученик теряет интерес к комплексу. Во втором случае регламент весьма демократичный. Школьник, даже получив «баранку» (0 очков) в одном из упражнений (в том же подтягивании), может добиться права на награждение «серебряным» значком за счет успешного выполнения других упражнений: подтягивание – 0 очков + прыжки – 5 очков + бег 30 м – 5 очков + бег 1000 м – 5 очков = 15 очков. Есть и другие комбинации набора 15 очков.При таких условиях организации соревнований по МФСК учитель, практически не нарушая своего рабочего ритма (выполнение учебной программы и требований мониторинга), стимулирует интерес учащихся к сдаче нормативов возможностью быть награжденными значком МФСК. При этом охват учащихся состязаниями может быть близким к максимальному контингенту школы.В соревнованиях на районном уровне применяется та же балльная система. Однако требования к физической готовности участников повышаются: результаты, показанные ниже уровня готовности «средний», не засчитываются. Школьников, набравших необходимое количество баллов, награждают «золотым» или «серебряным» значком «Участник районных соревнований по многоборью МФСК».На окружных соревнованиях и первенстве Москвы в программу включают дистанции 60 метров (1, 2-я ступени), 100 метров (3-я ступень), для всех пятый вид – плавание. Итоги подводят по таблицам многоборья. На этом уровне МФСК преобразуется в МСК (Московский спортивный комплекс). К участникам предъявляют требования на уровне спортивной подготовки, это значит, что результаты упражнений, соответствующих мониторингу, должны быть не ниже уровня готовности «выше среднего». Всех участников окружных соревнований награждают значком «Участник окружных соревнований по многоборью МСК», а участников первенства Москвы – значком «Участник первенства Москвы по многоборью МСК».Естественно, что победителей и призеров на всех уровнях соревнований будут награждать в каждом отдельном упражнении и в многоборье в целом.Валерий ШЕВЧЕНКО, учитель физической культуры высшей категории ЦО №1424
Комментарии