В настоящее время в Москве работают почти 18 тысяч молодых педагогов в возрасте до 35 лет. Ежегодно эта цифра увеличивается примерно на две тысячи человек. Очевидно, что начинающие специалисты системы образования – основа будущего педагогического сообщества, именно им предстоит стать лидерами в развитии образования Москвы. Не вызывает сомнений и то, что от каждого из молодых педагогов зависит, каким будет столичное образование через пять, десять, двадцать лет. Именно поэтому сейчас так важно создать трамплин для грядущих преобразований, подготовить людей, инновационно мыслящих, владеющих современными методиками и технологиями, компетентных не только в узкопредметной области знаний.
Переход системы образования на государственные стандарты второго поколения требует от педагога серьезных изменений в своей работе. Будущее человека сегодня зависит не только и не столько от количества полученных знаний, сколько от способности применять их в нестандартных (реальных) ситуациях. По новым стандартам происходит переход от репродуктивного типа обучения, основанного на запоминании и воспроизведении фактов и правил с последующим исполнением инструкций, к формированию способностей поиска и анализа информации, моделирования новых объектов и процессов, отбора оптимальных путей решения задач, самостоятельного планирования познавательных действий и их самооценки. От стандартов, содержащих образовательный минимум с указанием только предметных результатов, осуществляется переход на новые стандарты: требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты (предметные, метапредметные, личностные) должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.Новый стандарт изменяет сознание учителя. Когда учитель достаточно опытен, имеет большой стаж, приходится менять устоявшиеся принципы работы. И это не всегда проходит безболезненно. У молодого специалиста ситуация проще. Он менее консервативен, готов к нововведениям и стремится перенимать передовой педагогический опыт, не скован стереотипами и свободен от шаблонов обучения и воспитания, ИКТ-компетентен и нацелен на достижение ощутимых результатов. Между тем молодого специалиста подстерегают несколько трудностей. Во-первых, отбор содержания образования (10 лет). Я учитель математики и могу привести простой пример. 10-й класс. Введение понятия производной. С одной стороны, мы показываем ее математический смысл (тангенс угла наклона касательной), с другой – есть физический смысл (производная – это скорость, а вторая производная – ускорение). Подкрепляем объяснение примерами из реальной жизни. Для того чтобы разрабатывать такие метапредметные, интегративные уроки, надо обладать широкими знаниями в содержании различных предметов, следить за достижениями в разных науках. Вторая трудность – поиск форм и методов обучения (10 лет). Простыми педагогическими технологиями не достигается метапредметный результат. Третья трудность – учет возрастных особенностей ребенка (через 15 лет). Таким образом, если молодому специалисту не помогать, то только через 15 лет мы получим грамотного специалиста. Работу по новым технологиям надо начинать сразу, а приобретение профессионального опыта может быть ускорено. Поэтому нужно говорить о: – самооценке учащихся и учителя;- создании метапредметных уроков;- создании открытой образовательной среды класса;- формировании индивидуального плана повышения квалификации. Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных ИКТ дает принципиально новые возможности для повышения качества образования. Мы видим, как компьютер из средства коммуникации переходит в средство самореализации ученика и учителя. Качество информации определяется по крайней мере тремя параметрами: своевременностью, достоверностью и доступностью. Росту качества информации способствует информационное пространство школы: это и личные сайты учителей, и сайт школы, и электронный классный журнал, расписание, доступное из любой точки, материалы учебных курсов, нормативная документация и формы отчетов.У каждого учителя должен быть свой открытый образовательный ресурс, причем его создание надо начинать еще со времени обучения в вузе. Это эффективная среда общения учителя не только с учениками и родителями, но и с другими педагогами города. Положительным фактором становится интеграция с системами дистанционного обучения, в том числе и одаренных детей, и детей с трудностями в обучении. Как показывает опыт пилотных классов начальной школы, работающих по новому стандарту, изменяется подготовка и проведение уроков. Происходит переход от жесткого конспекта к сценарному плану, который предоставляет свободу учителю и определяет деятельность учащихся. Преобладают парные и групповые формы работы. Активное использование при подготовке к уроку и на уроке ресурсов сети «Интернет», в том числе ресурсов других педагогов. Уроки все чаще становятся проблемными, используется метод проектов. Больше времени отводится на уроке самостоятельной работе учащегося (характер деятельности – исследовательский, творческий). Происходит изменение системы оценки результатов. Идет оценка динамики индивидуальных достижений учащихся (промежуточные, накопительные, итоговые). Напомню, что стандарт рассматривает три вида результатов: личностные, предметные и метапредметные. Надо понимать, что оценка – способ мотивировать ребенка к личностному росту. Мы должны убрать чувство тревожности, боязни допустить ошибку.В проект ФГОС старшей школы как одно из итоговых испытаний заложен индивидуальный проект. Однако молодой специалист подчас приходит в школу, не зная алгоритма и технологии разработки проекта, а научить можно тому, что хорошо знаешь. Значит, для того чтобы качественно консультировать детей, нужно учиться самому. Становится необходимой массовая и системная подготовка специалистов системы образования по основам проектной деятельности, причем еще со времени обучения в педагогических вузах и колледжах. Предполагается, что к моменту поступления на работу в образовательное учреждение молодой специалист уже будет обладать набором базовых навыков проектирования, что позволит создавать не проекты ради проекта, а проекты для будущего школы, повышающие ее конкурентоспособность. Вполне вероятно, что при их разработке начинающие специалисты системы образования смогут заручиться поддержкой партнеров и экспертов, которыми могут стать в том числе представители бизнес-сообщества. Для этого в первую очередь необходимо повышение качества и уровня результативности самих проектов.Уже сейчас некоторые молодые специалисты готовы выходить с предложениями в области научно-технического творчества, профориентации школьников, развития здоровьесберегающих технологий. Большое распространение в последнее время приобрели проекты по энерго- и ресурсосбережению, что вызвано повышением заинтересованности школ в экономии ресурсов. Эти проекты дают большой простор для творчества педагогов, начиная с разработки тематических занятий и заканчивая созданием школьных энергопатрулей. Что такое комфортная среда образовательного учреждения? Комфортная среда – это не только уютные классы. Это и психологический комфорт, возможность быстрого реагирования школы на трудную жизненную ситуацию ребенка. Можно сколько угодно говорить о функциях классного руководителя, но его задача – в любой ситуации и в любое время прийти на помощь. Немаловажны и такие факторы, как личностное общение с ребенком через социальные сети и ICQ; использование на переменах простейшего спортивного инвентаря (например, тканевых мячей), логических игр, головоломок, конструкторов. Кроме того, необходимо активное включение в учебный процесс педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов. Опрос молодых специалистов позволил выделить две предпочтительные формы повышения квалификации: дистанционную и мастер-классы лучших учителей. Утрачено стремление повышать квалификацию очно, большая часть выпускников вузов не верит в то, что сможет получить новую и актуальную информацию. Курсы воспринимаются как способ приобрести «корочку». Пока в мире не придумали лучшего способа повышения качества процессов, чем конкуренция. Нужна эффективная система конкуренции и в системе ДПО. Деньги должны идти за педагогом («голосуем рублем за тот или иной курс»). Тогда мы добьемся улучшения качества ДПО, привлечем в систему повышения квалификации профессиональных специалистов и лучшие вузы. Каждому молодому специалисту надо иметь индивидуальный план повышения квалификации. Учитель должен быть современником ученика с точки зрения используемых технологий. Но и наставник – современник молодого специалиста. Насущным становится вопрос изменения действующей системы наставничества. Наставничество должно стать основанием для установления стимулирующей надбавки к заработной плате опытным педагогам, работающим в образовательных учреждениях рядом с молодым специалистом. Необходимо, чтобы наставник был ИКТ-компетентен, активно участвовал в жизни профессионального сообщества, был современником молодого педагога с точки зрения использования педагогических технологий. Только в этом случае взаимодействие опытных и начинающих коллег можно будет считать успешным. Как одну из форм профессионального роста следует рассматривать стажировку начинающих специалистов у лучших педагогов столицы. Вспомним акцию «Учителя года – молодым специалистам». Вместе с тем чрезвычайно важным окажется опыт их участия в мероприятиях, подготовленных силами таких же молодых коллег, например, в фестивале педагогического мастерства «Мой метапредметный урок» или акции «В каникулы – все вместе!».Можно пойти еще дальше:- ежемесячно проводить мастер-классы по округам (по очереди),- транслировать акции в сети «Интернет»,- приглашать представителей других округов, обмениваться мнениями.Необходимо создание оптимальных условий для «карьерного лифта» молодых специалистов: формирование части кадрового резерва системы образования из молодых педагогов, создание постоянно действующей школы управленцев, развитие инновационного проектирования, способствующего отработке навыков менеджера.Важно отметить возрастающую роль профессиональных сообществ в становлении молодых педагогов. В округах сформированы три вида профессиональных сообществ: межшкольные методические объединения, мобильные творческие группы, форумы в информационных ресурсах. Очевидно, что активно действующие в столице городской и окружные советы молодых педагогов должны стать эффективной площадкой для обмена передовым опытом, эту задачу следует рассматривать как первостепенную. Кроме того, совет способен решить вопрос консолидации молодого педагогического сообщества через создание сети взаимопомощи. Таким образом, можно сформулировать три посыла молодому специалисту: Будьте мобильны, двигайтесь быстрее! Если вы продвинутые ИКТ-пользователи – применяйте новые инструменты на уроке! Если вы амбициозны – решайте учебные задачи комплексно (с учетом содержания, методов, возрастных особенностей учащихся)! Тогда молодому педагогу, чтобы стать профессионалом, будет нужно не 15 лет, а те самые 3 года, определенные статусом молодого специалиста. Сегодня на молодого педагога ложится большая ответственность. Он готов к нововведениям и стремится перенимать передовой педагогический опыт, не скован стереотипами и свободен от шаблонов обучения и воспитания, ИКТ-компетентен и нацелен на достижение ощутимых результатов. Начинающего специалиста системы образования отличают педагогический оптимизм и уверенность в своих силах. Однако желание быть в центре преобразований не всегда соотносится с возможностями молодого педагога. Его эффективному развитию нередко мешают такие проблемы, как трудности в общении со школьниками, коллегами, администрацией, родителями учащихся, завышенные ожидания и не всегда адекватная оценка результатов собственной работы, несоответствие теоретических знаний и их практического применения. Нерешенные проблемы приводят к тому, что некоторые молодые специалисты начинают терять уверенность в своей успешности и возможности профессиональной самореализации. При решении обозначенных вопросов важным может оказаться опыт бизнес-структур, которые воспринимают работу с молодыми кадрами как первоочередную задачу. Обобщая опыт различных компаний, можно выделить четыре основных направления, которые обеспечивают качественный рост начинающих специалистов: конкурентная стратегия, способствующая профессиональному и, как следствие, финансовому росту сотрудников; непрерывное образование (повышение квалификации); создание условий для «карьерного лифта» молодых специалистов; формирование «команды мечты» – дружественного профессионального сообщества.Если транслировать эти четыре направления на систему образования, то станет очевидным, что для эффективного раскрытия потенциала молодых специалистов в рамках обсуждаемой программы необходимо: создание конкурентной профессиональной среды в образовательном учреждении, в том числе через внедрение НСОТ; создание привлекательной системы повышения квалификации и освоения новых образовательных технологий; создание понятной и открытой системы карьерного роста; развитие профессиональных сообществ молодых педагогов. Как правило, конкурентная стратегия развития, будь то промышленное предприятие или образовательное учреждение, приводит к созданию такой среды, где каждый сотрудник нацелен на достижение высоких результатов. Саморазвитие становится неотъемлемой частью качественной и результативной работы педагога. В итоге растет качество образования в школе, повышается уровень образовательного учреждения, возрастает ответственность специалистов за его конкурентоспособность. В свою очередь начинающие педагоги получают мощный стимул для профессионального роста. Они сами заинтересованы в приобретении нового опыта, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. Переход со старой на новую систему оплаты труда позволит решить ключевые проблемы, волнующие молодых специалистов. Одним из самых наглядных преобразований станет взаимосвязь качества работы и зарплаты сотрудников при создании равных начальных условий для всех педагогов вне зависимости от стажа работы. В такой ситуации «вынужденной успешности» начинающим специалистам с первых же дней необходимо работать на высокий результат. Высокие результаты – высокая заработная плата. Кроме того, при введении НСОТ исчезнет проблема резкого сокращения заработной платы молодого педагога после отмены надбавок на четвертый год работы, что прежде являлось одной из причин ухода начинающих специалистов из образовательных учреждений.Говоря о вузовской и послевузовской подготовке молодого специалиста, невозможно не упомянуть о таком важном требовании времени, как владение информационно-коммуникационными технологиями. Сейчас без ИКТ уже невозможно представить себе интенсификацию учебного процесса. Чрезвычайно важно для современного педагога создание открытого образовательного интернет-пространства, причем планомерная подготовка и развитие такого пространства должно начинаться еще со времени обучения в вузе.Не стоит забывать и о том, что социальные сети, блоги, Twitter можно рассматривать как мощнейшее средство взаимодействия не только молодежного педагогического сообщества, но и создания детско-взрослых общностей, как инструмент профилактики негативных явлений в молодежной среде и как способ организации позитивного общения с учащимися во внеурочное время. Эффективной коммуникационной средой стал интернет-клуб директоров Москвы, по образцу которого может развиваться и клуб начинающих педагогов. Необходимо создание оптимальных условий для «карьерного лифта» молодых специалистов: формирование части кадрового резерва системы образования из молодых педагогов, создание постоянно действующей школы управленцев, развитие инновационного проектирования, способствующего отработке навыков менеджера. Реализовать себя сможет и тот, кто будет принимать активное участие в работе управляющих советов ОУ, профсоюзной организации или присоединится к советам молодых педагогов. При этом о молодом педагоге новой школы мы вправе говорить не только как о профессионале, компетентном специалисте, но и как о человеке, инновационно мыслящем, коммуникабельном, просвещенном, обладающем лидерскими качествами. Этому будет способствовать формирование образовательных учреждений с молодым педагогическим коллективом, создание профессиональных сообществ по интересам, организация досуга начинающих специалистов с целью повышения их культурной грамотности (посещение музеев, театров, просветительских лекций на базе научных учреждений).Важно отметить возрастающую роль профессиональных сообществ в становлении молодых педагогов. Очевидно, что активно действующие в столице окружные и городской советы молодых педагогов должны стать эффективной площадкой для обмена передовым опытом. И эту задачу следует рассматривать как первостепенную. Кроме того, совет способен решить вопрос консолидации молодого педагогического сообщества через создание сети взаимопомощи. Наконец, нельзя не подчеркнуть значимость просветительской деятельности молодых специалистов, одно из направлений которой – информирование педагогического сообщества о задачах, стоящих перед столичной системой образования, а также о реализации городских программ (например, Комплексной программы развития системы образования города Москвы).Сегодня молодому педагогу просто необходимо научиться читать законы, изучать документы, понимать стратегические задачи системы образования. Только в этом случае результаты работы будут ощутимыми и привлекательными. Павел КУЗЬМИН, председатель Московского городского совета молодых учителей, член Московской городской Общественной палаты по образованию
Комментарии