search
main
0

От методики – к уроку, или наоборот…

Школьное радио 4-го тульского лицея объявило утром 26 сентября о начале первого тура конкурса «Учитель года России-2011». Тульские педагоги сказали коллегам «Доброе утро», пожелали удачи, заверили, что все будет хорошо, и напомнили, что в этот день по классам будут ходить представители средств массовой информации – пишущие, снимающие. То ли учителя привыкли к вниманию прессы, то ли обращение подействовало: на людей, входящих в класс с громоздкой аппаратурой, никто не обращал внимание… Ну а жюри и подавно: они ждут ярких выступлений и готовы удивляться.

Итак, часть конкурсантов давала учебное занятие, другая часть защищала свой опыт на заседании методического объединения (так решил жребий). Внимательные зрители по всей России следили за действом в интернете. Ну, а для тех, кто не имел возможности посмотреть прямую трансляцию и для тех, кто и запись не может посмотреть по причине плохой скорости трафика, расскажу немного об увиденных конкурсных мероприятиях.

Те, кто сегодня рассказывал о своем опыте, получили возможность выстроить логическую цепочку: сначала рассказать жюри в теории о своей деятельности, а затем закрепить впечатление на практике, во время учебного занятия. С другой стороны, учителя, которые сегодня давали уроки, могут завтра что-то объяснить, исправить, в общем, улучшить мнение о себе во время выполнения задания «Методическое объединение».

О представлении опыта в этой заметке с конкурса и пойдет речь.

Оксана Табуньщикова, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов города Тамбова, говорила на «Методическом объединении» о воспитании толерантности. Школа, где она работает, имеет статус лаборатории по теме «Формирование толерантного сознания в учебно-воспитательном процессе». А свою задачу как преподавателя ОБЖ Оксана Викторовна видит в том, чтобы формировать и развивать личность безопасного типа поведения. Педагог выделила три группы приемов воспитания толерантности: организация деятельности детей в классе, организация диалога, использование художественной литературы, кинофильмов и других материалов. Главное – начать воспитывать ребенка вовремя, ведь став взрослым человеком, он вряд ли захочет меняться. С этим не согласилась часть жюри, возник спор…

Учитель начальных классов Анна Смирнова из Костромы удивила всех интересным фактом: школа №29, где она работает, старше нее на сто лет, сейчас учебному заведению 138. Видимо, мудрость учебного заведения и работающих в нем педагогов стала причиной того, что в основу своей деятельности и сама Анна Юрьевна, и вся начальная школа положили идеи Марии Монтессори, и не жалеют об этом. Так легче развивать индивидуальность каждого младшего школьника, его самостоятельность. Учебная деятельность «по Монтессори» организуется так: для уроков используется системно-деятельностный подход, плюс ведется свободная работа с дидактическим материалом. Чтобы ребятам было легче учиться самостоятельной деятельности, им дается набор инструкций. Для каждого урока – 4 этапа: повторение, практика, материал, применение. У преподавателя на столе лежит контрольный лист с правильно выполненным заданием, ребенок может сравнить свою работу с образцом. Свобода малышам предоставлена не круглые сутки, так что нет опасности, что в средней школе их шокирует необходимость высиживать на классическом уроке…

Москвич Антон Молев, учитель истории гимназии №1505, специально для задания «Методическое объединение» искал точку отсчета своей педагогической деятельности. Неожиданно она нашлась в… 1985 году, когда Антон стал первоклассником, пришел в школу в первый раз, но пока в качестве ученика. На фото изображен не он сам, а два молодых педагога. Прежде чем сказать, кто это, Антон Ильич поведает о своих проектах – летний палаточный лагерь для детей на берегу Волги, существующий с 2003 года по настоящее время, здесь ребята проживают различные исторические эпохи, увлечение футурологией, организация интегративных семинаров, на которых старшеклассники занимаются сравнительным анализом значимых печатных текстов исторического, художественного и кинематографического характера. Например, сравнение двух мультиков: американского «The Night Before Christmas» 1941 года выпуска и советского «Когда зажигаются елки», сделанного в 1950 году. А на фото, которое появилось в начале выступления, запечатлены молодые Михаил Левит и Анатолий Каспржак. И они – та точка отсчета, благодаря которой Антон Молев стал учителем, увлеченным различными проектами…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте