search
main
0

От месяцеслова до обряда Горожане знают песни, забытые на селе

На тихой улочке Вологды в двухэтажном деревянном особнячке с мезонином разместилась “Школа традиционной народной культуры”. В ней занимаются почти 350 школьников. Работают кружки лоскутного шитья, ткачества, резьбы по дереву, игрушки, иво-, бересто- и кружевоплетения, росписи, народного костюма и фольклора. У детско-юношеского центра в этом году юбилей – 10 лет.

Культура от бабулек
При центре действует летний лагерь “Этнограф”. Ребята с педагогами выезжают в районы области. Младшие едут, чтобы пообщаться с людьми, посмотреть деревню. Ребята постарше записывают пословицы, поговорки, песни. Экспедиции предшествует подготовка – изучаются краеведческие материалы.
– По нашим наблюдениям, – говорит одна из основательниц школы, Лариса Савельева, – дети после таких поездок заметно меняются. По-другому смотрят на жизнь, становятся дружнее. Мы живем почти в походных условиях. Полное самообслуживание! И дети рвутся в экспедиции. Пешеходные маршруты – по 10-12 километров, в лагере проверяются личностные качества. Кто-то оказывается не очень щедрым, кто-то становится лидером…
…Вологодская область по площади больше многих европейских государств. Могучие леса с вековыми соснами и раскидистыми елями растянулись на сотни километров. Нетронутая красота природы завораживает. Как тут не вспомнить слова вологодского поэта Николая Рубцова:

“… от кустика до кустика
По следам давно усопших душ
Я пойду, чтоб думами до Устюга
Погружаться в сказочную глушь”.

Лет десять назад в деревнях еще встречались люди, родившиеся в конце XIX века. Но и нынешние старики помнят обряды, обычаи, древние праздники.
– Многие ученые считают, что детям нельзя заниматься этнографией, – продолжает Лариса Савельева. – Это не археология, где пришел, нашел, раскопал. Здесь – психология. Немного не так себя повел – человек закроется и ничего не расскажет. Культура передается из рук в руки, а педагоги и школьники никогда не жили этим. Сильнейшее воздействие – общение. Старики доверчивы, особенно бабульки, хорошо принимают детей, охотно рассказывают о своей жизни. У ребят потом столько эмоций, переживаний! Это очень важно. Детей учат этике поведения – как себя вести, разговаривать со старшими. В клубе школьники выступают перед местными жителями. Рассказывают о себе, поют, пляшут. В этом году в Тотемском районе пели то, что там было записано 25 лет назад. Сельская молодежь слушала с интересом. Ее заставили задуматься: как так – в городе поют их песни, танцуют, а они не знают этого, не умеют. От своих бабушек не переняли…
В стране возвращаются к народным традициям. По мнению директора детско-юношеского центра Зинаиды Бакулиной, культуру надо изучать комплексно.

Не распоясываться!
В первый год обучения дети в “Школе…” знакомятся с месяцесловом, им рассказывают о народных праздниках, обычаях. В средних классах ребята изготавливают вещи, которые могут пригодиться в хозяйстве: солонки, шкатулочки, кухонные доски, погремушки и т.п. Ведь в старину все делали для жизни.
– Вот возьмем, к примеру, пояс, – объясняет Зинаида Константиновна. – Он охраняет самую уязвимую часть тела – живот. Снять с человека пояс означало обесчестить его, превратить в раба. И наше выражение “распоясаться” идет из глубины веков и значит “вести себя неправильно”. Пояс – составная часть костюма, деталь. А костюм в мировоззрении народа – это часть жизни. В нем – народная философия. Костюм – отражение Вселенной. Таким же отражением был дом. У нас на Севере строили просторные избы. Двор примыкал к дому, все отражалось в нем, весь мир. Крыша – небо, под нею – жизнь, а подполье – подземный мир, мир предков. Как и орнаменты на одежде, все надомные украшения не были по сути таковыми. В древности считалось, что они защищают домочадцев от превратностей жизни. В Святки ходили гадать в подполье, обращались к умершим. Девушка перед свадьбой забиралась на крышу и причитала, обращаясь к небу.
Жизнь человека делилась на два основных этапа: до свадьбы и после. Сегодня многие не знают, для чего живут, а в старину каждый знал, что он – продолжатель своего рода. Без лишнего мудрствования. Русская философия – жизнь ради жизни. Семья должна вырастить здоровых детей, обучить их. Девка умела шить, ткать, прясть, нянчить ребенка, знала колыбельные песни. Парень плел лапти, рубил дрова, умел обращаться со скотиной, мог вырастить урожай, умел драться, петь и плясать. Раньше не было таких проблем: выходить ли мне замуж, жениться ли мне? Не женились только очень больные люди.

Вечеры
В “Школе…” девочек знакомят с материнским фольклором. С пятого класса идет разделение на мужские и женские ремесла.
Стали доброй традицией праздники, гулянья и вечеры. В старину после Покрова и Кузьминок молодежь собиралась в одной избе, чтобы общаться и работать. Девушки пряли лен – это была их основная обязанность. Вечеры переходили из дома в дом. Сколько девок живет в избе, столько дней продлятся вечеры.
Современные вечеры проводятся раз в неделю – устраивается всеобщее чаепитие – с блинами и пирогами. Люди со стороны удивляются: как это дети часами общаются без сценария, без руководителя.
– Родители, чьи чада у нас занимаются, довольны, – с гордостью сообщает Зинаида Бакулина, – потому что проблемы переходного возраста сглаживаются. У детей нет комплекса во взаимоотношении полов. Девочки и мальчики всегда вместе. Отношение к тому, чтобы поддержать, обнять, поцеловать в обрядовых играх, вполне нормальное. Нет скованности, зажатости. Это своего рода психологический тренинг, только не заимствованный с Запада, а свой – народный.

Первый блин – комам
На Вологодчине есть красивый обряд – братчина. Из братыни – медного сосуда с носиком – пили домашнее пиво. Братыню обносили по кругу и пели каждому припевку. “Пей-ка, попей-ка, на дне да копейка. А пьешь-попьешь – золотую найдешь”.
– У каждого праздника своя обрядовая суть. – рассказывает Зинаида Бакулина. – Масленица связана с блинами и поминанием предков. И отсюда – воспитание нравственности и уважения к тем, кто жил до нас, к старшим. Первый блин клался на божницу. Это поминальный блин. Комы – это предки. И поговорка: “Первый блин – комам” означает совсем не то, что некоторые представляют себе. Блин не может быть комом. Любой хлеб, лепешка – знак поминания… Русская культура – культура стола. Это идет с незапамятных времен. Накрытый стол – показатель гостеприимства.
“Школа…” – и большой общий дом, одна семья. И ребенок здесь переживает чувство общинности – основное качество русского характера. Ведь наш народ всегда жил общинами.

“Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила”.

Эти строки, написанные Николаем Рубцовым более 30 лет назад, как нельзя лучше отражают то, что происходит в “Школе традиционной народной культуры”. Подрастающие земляки поэта поддерживают древние традиции родного края. Они знают: для чего они и откуда…

Михаил БОНДАРЕВ

Вологда – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте