В Амурской области на базе Благовещенского государственного педагогического университета открылся Центр развития современных компетенций и технологий педагогической сферы. Здесь педагогов будут обучать востребованным навыкам в сфере цифровых образовательных технологий. Новый центр – единственный на Дальнем Востоке и имеет межрегиональное значение. Участие в образовательных семинарах смогут принимать как студенты, обучающиеся по педагогическому профилю, так и действующие учителя.
Заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк, ставший гостем церемонии открытия, отметил, что это знаменательное событие не только для Амурской области, но и для всей страны. По словам губернатора Василия Орлова, в регионе в рамках нацпроекта «Образование» созданы 68 центров «Точка роста», два центра «IT-Куб», центр выявления и поддержки одаренных детей «Вега», Дом научной коллаборации, четыре технопарка «Кванториум», два из которых мобильные, и для работы в них необходимы квалифицированные специалисты. «Дети с удовольствием пользуются новой техникой, но мы видим, что в некоторых территориях квалификация преподавателей несовершенна.
Новая современная площадка позволит решить основную проблему подготовки специалистов, педагогов на территории Амурской области и всего Дальнего Востока», – сказал губернатор.
Мы решили узнать, какие возможности для повышения квалификации в сфере IT-технологий есть у педагогов разных регионов. Где они получают цифровые навыки?
Михаил МАЛАКЕЕВ, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, учитель информатики Подгоренского лицея имени Н.А.Белозорова Россошанского района Воронежской области:
– Буквально перед поездкой в Волгоград на финал конкурса «Учитель года России»-2020 я проходил обучение в нашем воронежском «Кванториуме». Там очень хорошая обстановка, преподаватели «Кванториума» совместно с преподавателями областного Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов проводят курсы по IT-технологиям. Мои последние курсы были посвящены проектной деятельности в техническом творчестве, занятия проходили в онлайн-формате. В нашем лицее недавно открылась «Точка роста», появилось новое, современное оборудование, и курсы как раз были направлены на изучение работы с этим оборудованием – это VR-технологии, робототехника, моделирование, квадрокоптеры. Для учителя курсы бесплатны, это большой плюс. В целом, думаю, сегодня у педагога нет проблемы повысить уровень своих знаний в сфере IT, главное – желание.
Конечно, если бы курсы проводились в очном формате, было бы еще лучше. Я последний раз очно проходил повышение квалификации в 2019 году, все было очень полезно, информативно и наглядно. Нас обучали работе с новым программным обеспечением.
Сергей ПЕРЕВЕРЗЕВ, учитель года Башкортостана-2016, учитель истории и обществознания лицея №83 имени М.С.Пинского, Уфа:
– В свете последних событий уровень IT-компетентности учителя приобретает особую значимость. И если в доковидные времена учительское сообщество все-таки предпочитало эволюционный путь, то за последний год в головах учителей произошла настоящая революция, которую можно обозначить следующим образом: от мелового периода – к информационному. Так как в условиях рыночных отношений спрос рождает предложение, учителю предлагается большое количество курсов, вебинаров и семинаров по этому направлению. Важно отметить, что они совершенно разного качества.
Мне IT в образовании были интересны еще до того, как это стало мейнстримом. В основном самостоятельно искал всевозможные обзоры сервисов, платформ и приложений, методом проб и ошибок внедрял их в образовательную практику. Многое, нужно сказать, прижилось и дает хорошие результаты. Очень нравится сайт педагога-практика Георгия Аствацатурова «Дидактор», где методично и доступно рассказывается о мультимедиа в образовании.
Последние курсы, которые прошел в этом направлении, – «Персонализированная модель обучения» от Сбербанка. Это весьма интересно, поскольку позволяет с другого ракурса посмотреть на образовательный процесс. Иногда встречается интересный контент и на вебинарах Института развития образования Республики Башкортостан. Много информации черпаю на иностранных сайтах и платформах. Сегодня учителю, как никогда, важно иметь мотивацию для повышения своей квалификации, а контент в данном направлении найти несложно.
Григорий СУЗИ, учитель года Карелии-2020, учитель истории гимназии №17 имени П.О.Коргана, Петрозаводск:
– Возможности повысить свою квалификацию есть всегда. Главное, чтобы запрос появился у самого учителя. Например, как только начался дистант, возникла необходимость «прокачать» свои навыки в использовании IT-технологий. Я не проходил каких-либо специальных курсов, хотя предложения были повсюду. Разобраться в работе большинства программ вроде Zoom учитель может и самостоятельно, было бы желание.
Я разобрался с конкретными инструментами работы в онлайн, но пока мне не хватает системного представления об IT-технологиях в образовании в целом. Например, как создать комплексный дистанционный курс по предмету, понимая, что и его содержание, и методики (а не только инструменты) должны отличаться от офлайн-занятий? Поэтому я считаю, что педагогам на данный момент нужно обучаться уже не столько применению отдельных онлайн-инструментов, сколько целостному подходу к IT-технологиям в сфере образования. А это будет непросто, потому что параллельно с внедрением новых технологий должны меняться и содержание образования, и отношения учителя с учениками.
Андрей БАРАШЕВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, директор Информационно-методического центра образования, Ростов-на-Дону:
– В современных условиях владение IT-компетенциями – такая же необходимость, как умение читать или писать от руки. И учитель, признающийся в том, что не владеет цифровыми инструментами, выглядит так же странно, как и учитель, который признается, что не владеет методикой предмета. Значит, формирование цифровых компетенций – вопрос не идеологический (потому что с идеологической точки зрения бесспорный), а скорее практический, инструментарный. Именно поэтому наиболее результативным представляется такой формат работы, как взаимообучение учителей, создание обучающей профессиональной среды, сообщества, которое принимает идеи, адаптирует их под требования конкретного ученика, учреждения, города. В Ростове-на-Дону второй год действуют профессиональные педагогические сообщества по использованию современных цифровых платформ, в частности Ростовский клуб РЭШ. Формат заседаний – профессионал обучает профессионала: мастер-классы учителей и администраторов, открытые уроки, родительские собрания с использованием цифровых ресурсов и так далее. Кроме того, одним из самых актуальных проектов в муниципальной системе на протяжении нескольких лет остается «Цифровая школа Ростова-на-Дону». Статус участника этого проекта говорит и о технологическом, инфраструктурном соответствии требованиям, и о способности транслировать опыт цифровой трансформации на городское сообщество, ведь цифровое мышление не столько связано с техническими возможностями, сколько с желанием меняться самому и менять коллег.
Светлана Т., учитель, Новгородская область:
– Я работаю в сельской школе, где Интернет такой слабый, что не открывается даже электронная почта. Во время дистанционного обучения выяснилось, что не только не все наши ученики имеют дома компьютеры, но и не все педагоги. Если я или мои коллеги отправимся повышать свою квалификацию в сфере IT-образования, это будет зря потраченным временем. Между тем населенный пункт, в котором мы живем, находится недалеко от Великого Новгорода. До тех пор пока во всех, даже самых отдаленных, школах России не появится скоростной Интернет, нет смысла задавать подобные вопросы.
Комментарии