«…В этой таблице я между бором и литием», – поет музыкант, подчеркивая свою незначительность. И ошибается – бериллий, занимающий это место в таблице Менделеева, хоть и незначительная примесь в минералах земной коры, но в виде металла прочнее стали – обладает одновременно и легкостью, и прочностью, и теплостойкостью. Для Евгении Александровны МИХАРЕВИЧ, учителя года-2019 Приморского края, незначительного нет ни в химии, ни в педагогике.
Учителем Евгения Александровна Михаревич мечтала быть с детства, еще не подозревая, что ее ждет. Но ни разу не отступила от решения и ни разу за 15 лет работы не пожалела о выборе. Потому что, как известно, химия – это жизнь, а жизнь – это химия. И свою фамилию, и свою профессию Евгения Александровна Михаревич, учитель химии и биологии средней школы имени А.А.Фадеева села Чугуевка, легко раскладывает на химические элементы: магний, йод, гелий, аргон, европий, ванадий, индий, водород… В «химическом» виде фамилия выглядит так: Mg, I, He, Ar, Eu, V, In, C, H. И это не набор случайных веществ, а целая педагогическая история. Первая буква фамилии соответствует магнию – уникальному элементу периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева: он входит в состав хлорофилла и, как говорит Евгения Александровна, является волшебником – из неорганических веществ создает в процессе фотосинтеза органические.
– Учитель тоже немного волшебник, – считает она. – Он делает сложное простым, недоступное – понятным, а 45 минут превращает в классный урок. Для меня урок – это творчество, которое опирается на психолого-педагогические закономерности обучения и требования образовательных стандартов.
Основа уроков Михаревич – системно-деятельностный подход. Цели она задает с учетом тенденций передачи функции от учителя к ученику, обучает детей рефлексировать – оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Старается сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения – учит работать по правилам и вне их, творчески, стремится оценивать реальное продвижение каждого, поощрять и поддерживать минимальные успехи, создавая атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Второй «элемент Михаревич» – йод, изобрел который французский химик-технолог Бернар Куртуа с помощью кота. По легенде, пушистый товарищ любил сидеть на плече хозяина, когда тот проводил опыты. Однажды неловко спрыгнул, разбив несколько пузырьков. Их содержимое, смешавшись, неожиданно превратилось в новый химический элемент. Так кот убедительно доказал, что биология неразрывно связана с химией. И конечно, она вторая профессиональная сущность Евгении Александровны – педагог не только преподает оба предмета, но и руководит школьным и районным методическими объединениями учителей биологии и химии.
Гелий – легкий газ, которым заполняют воздушные шарики для торжеств, – обязывает обладательницу химической фамилии делать праздником каждый урок, создавая легкую, комфортную обстановку.
– На уроках применяю разные современные педагогические технологии, – рассказывает Евгения Александровна. – Выбираю те, которые помогают создавать условия для проявления и развития инициативы детей. Стараюсь не столько давать готовые знания, сколько побуждать к самостоятельному поиску, предоставлять право выбора решения, в то же время оставляя за каждым ребенком право на ошибку и поиск верного решения на основе анализа выбранной ранее позиции. Отдаю предпочтение технологии формирующего оценивания. Мне кажется, в современных условиях каждому педагогу важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов учеников, ведь оценка одновременно и результат, и средство обучения.
Дело в том, что при переходе учащихся из начальной школы на ступень основного общего образования кардинально меняется система взаимодействия «учитель – ученик». Время, уделяемое учителем каждому ученику, сокращается, педагог в рамках своего учебного предмета пользуется набором определенных заданий, оценивая только отдельные метапредметные результаты обучающегося.
– Школа учит тому, что будет нужно ученику в его взрослой жизни. Длительное время считалось, что нашим детям в жизни понадобятся теоретические знания, поэтому мы обучали их предметным ЗУНам, а потом оценивали их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок, – вот и готова отметка «5» или «2», – объясняет Евгения Александровна. – Такая система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа творческая, исследовательская, поисковая? Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему, не всегда совпадающий с точкой зрения учителя, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая, например, как проект? Между тем школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы – иными словами, cформировать универсальные компетенции. Вероятно, именно они станут для учащихся самыми необходимыми в постоянно меняющемся мире, где придется решать самый широкий круг проблем, для чего будет недостаточно обладать только академическими знаниями.
Подробно изучив разнообразные источники, Евгения Александровна остановилась на стратегии, разработанной Мариной Пинской, создала на этой основе свой алгоритм. За два года работы убедилась в эффективности стратегии, выявила ее преимущества в сравнении с другими оценочными техниками: открытость и прозрачность оценивания, логичность и доступность, обратная связь, возможность корректировки собственных учебных действий детьми. В итоге количество ребят с высокой учебной мотивацией в ее классах сильно увеличилось. Еще одним критерием результативности работы с технологией формирующего оценивания стало то, что учителя биологии и химии Чугуевской школы имени А.А.Фадеева теперь владеют разными методами оценивания, умеют разрабатывать диагностический инструментарий для формирования оценивания. Впрочем, школа эта известна в Приморском крае профессионализмом всего коллектива. Неудивительно, что Евгения Михаревич уже третья из коллег, принявшая участие в конкурсе «Учитель года». Аргон, компонент воздуха и ее фамилии, тоже третий – по распространению в земной атмосфере.
Главное достоинство европия – активность, взаимодействие со множеством других элементов. Как и Евгении Александровны.
– Учитель обязан быть активным, взаимодействовать и с участниками образовательного процесса, с социальными партнерами, да со всем миром, – считает она. – И подавать этим пример детям – мы же готовим их к жизни.
Семь лет назад Михаревич пришла в школу имени А.А.Фадеева, и ее сразу бросили на «передовую» – руководить детской организацией «Фадеевец» и координировать орган ученического самоуправления «СоФ». К тому времени, несмотря на молодость, она уже была дважды победителем районного фестиваля педагогических идей «Открой себя»! Так что идей возникла масса.
– Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, – говорит Евгения Александровна. – Широкий спектр отношений человека и общества постоянно меняется. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими обширных знаний и профессиональных компетенций, силы воли и конкурентоспособности всех людей, включая даже школьников. С другой стороны, они открывают всем широкие возможности для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем, а также для самостоятельного решения проблем местного сообщества.
Дети в школе разные – в Чугуевке, где прошли детские и юношеские годы писателя Александра Фадеева, как в миниатюре, отражается российская действительность. Среди учеников Михаревич – одаренные, неблагополучные, сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, есть и подростки с девиантным поведением. Но каждый в зоне ее особого внимания и индивидуального подхода. Два года назад Евгения Александровна специально прошла курсы повышения квалификации в Омском межрегиональном центре медиации по предупреждению детского неблагополучия. Изучила методы выявления жестокого обращения с детьми, способы предотвращения суицидов, механизмы решения конфликтных ситуаций и алгоритмы решения споров, став активным членом школьной службы медиации.
– Тесно сотрудничаю с социальным педагогом школы и педагогом-психологом, – рассказывает педагог. – Результатами применения индивидуальных форм и методов работы с разными категориями стали стопроцентная успеваемость по биологии и химии, активность ребят на уроках. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разработала свою систему оценивания, в которой нет неудовлетворительных отметок. Это позволяет ребятам не бояться ответов и выполнения заданий учителя, поэтому на уроках они всегда проявляют активность. Некоторые нуждаются в индивидуальном обучении. Для них пишу индивидуальную программу по предмету с учетом уровня подготовленности и особенностей здоровья, поведения. Владу Кравченко, например, который прежде химию вообще не изучал, пришлось строить программу с самых основ, а для Кати Гужиной с ОВЗ сделала упор на самых интересных темах. В результате оба успешно окончили 9‑й класс. Поскольку я классный руководитель 10‑го «Б», опираюсь на поддержку семей. Результат такой работы – отсутствие моих подопечных на различных видах учета за последние три года.
В системе ценностей Михаревич главные – дети. Они чем-то похожи на ванадий, еще один элемент ее фамилии. В чистом виде это просто серый металл, поддающийся ковке. Но без него невозможна солнечная материя – там его больше всего. Не потушить свет ребенка, а помочь ему засиять ярче – в этом она видит свою задачу. Ее ученики показывают стабильно высокие результаты в предметных олимпиадах разного уровня, успешно участвуют и в творческих конкурсах по биологии. Для тех, кто выбирает химию частью своей будущей профессии, а это почти 20 процентов старшеклассников, Евгения Александровна разработала внеурочные программы «Я сдам ОГЭ!» и «Я сдам ЕГЭ!».
Понятно, что урок химии или биологии современного педагога не может обойтись без информационных технологий. А компьютеры не могут обойтись без индия, который используется для изготовления жидкокристаллических мониторов, а также… для окончания фамилии Михаревич.
Последние элементы этой фамилии, известной всему педагогическому сообществу Приморья, – углерод и водород. Углерод имеет множество модификаций, но самые известные – мягкий графит и супертвердый алмаз – две ипостаси учителя, по мнению Евгении Александровны. Водород, как знают даже двоечники, которым не повезло учиться у такого педагога, – основа жизни на Земле. И этим все сказано: без учителя жизнь на маленьком нашем шарике остановится. Если, конечно, он сам не стоит на месте.
– Постоянно повышаю квалификацию в вопросах использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, – рассказывает Евгения Александровна. – Сейчас работаю над темой по самообразованию «Системно-деятельностный подход на уроках биологии и химии». Результаты работы по самообразованию транслирую в педагогических сообществах школы и района. В 2018‑2019 учебном году представляла на районном методическом объединении учителей биологии и химии доклад «Основные проблемы на пути становления учителя как управленца в системе отношений «учитель – ученик»; провела открытый урок химии в 9‑м классе с использованием приемов технологии формирующего оценивания. Свой опыт представляла и на педагогическом форуме «Регионализация содержания образования: актуальные практики» проведением мастер-класса «УРОК: учить ребят открывать край», на котором показала возможности системно-деятельностного подхода в изучении нашей природы. А в апреле 2020 года участвовала в качестве эксперта в другом Приморском форуме образовательных инициатив. С удовольствием участвую в конкурсах профессионального педагогического мастерства.
И хотя учителем года Приморского края Евгения Александровна Михаревич стала в Международный год периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева, не все элементы ее педагогической философии можно вставить в схему. Ни одна таблица не может описать человеческие качества хорошего педагога, которые кажутся ей обязательными: честность, самоирония, коммуникативность, стремление к достижению лучшего результата, способность к непрерывному самообразованию.
– Учитель не только развивает качества личности своих учеников, но и сам непрерывно развивается, общаясь с ними, – считает Евгения Александровна. – Только общение это непременно должно быть искренним! Дети остро чувствуют малейшую фальшь в поступках, словах, облике взрослых, и тогда не видать педагогу награды за свой нелегкий труд. А награда лично для меня, как и для многих коллег, – приветливые улыбки детей, их пожелания доброго утра, искренняя симпатия и непосредственность.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Приморский край
Комментарии