search
main
0

От легкого – к трудному, от простого – к сложному…

Приемы адаптации и социализации детей из числа коренных малочисленных народов Севера на уроках истории и обществознания

Слово «Ямал» в переводе с ненецкого означает «край земли». Край самобытный и загадочный, со своей культурой, суровой красотой и, конечно же, невероятно интересными людьми. Так исторически сложилось, что кочевые народы Севера и по сей день во многом остаются в условиях добровольной социальной депривации1. В связи с этим школа-интернат стала одной из наиболее удобных форм организации обучения детей. Поэтому перед таким образовательным учреждением и каждым педагогом, в частности, встает задача адаптации и социализации детей в условиях, коренным образом отличных от кочевья.

 

Дарья Александровна со своей ученицей в национальных
костюмах народов Крайнего Севера

 

Еще в двадцатые годы прошлого века советское правительство ввело политику по ликвидации безграмотности, в том числе и в районах Крайнего Севера. Главной проблемой тогда стало обучение детей, не владеющих русским языком, более того, среди северных народов существовали многочисленные диалекты. Особо следует отметить имена двух молодых русских ученых, приехавших на Ямал с культурно-просветительской и научной миссией. Это были Георгий Прокофьев и Григорий Вербов. Вербовым были написаны «Ненецкие былины и сказки», «Краткий ненецко-русский и русско-ненецкий словарь» (1937). Им же были составлены учебники и пособия для ненецкой школы. В 30‑е годы был создан Ямало-Ненецкий округ, и было открыто множество школ-интернатов. В них доставляли детей из тундры, что зачастую отрицательно воспринималось и детьми, и их родителями. Будущих школьников собирали по тундре, как правило, согласия родителей никто не спрашивал. Поэтому дети нередко убегали и отказывались учиться. Подобные ситуации по отношению уже к 70‑80‑м годам ХХ века описываются, в частности, в романе Э.Тополя «Красный газ».

С целью подготовки учителей и воспитателей из числа представителей коренных народов Севера был организован Институт народов Севера при РГПУ имени Герцена, который существует по сей день. Выпускники института, во многом заложившие основы методики преподавания родных языков и русского как неродного для детей из числа КМНС, работали и работают в системе образования региона. Проблемами обучения коренных детей в нашем регионе посвятили свою деятельность А.П.Неркаги, П.Г.Турутина, В.Г.Паршуков, Н.В.Цымбалистенко.

Работы ученых-методистов советского периода были в основном направлены на решение проблем преподавания русского языка и математики.

Новизна моего опыта как учителя истории и обществознания заключается в стремлении выстроить систему методических приемов, наиболее эффективных в работе в предметном поле. Проблема и в том, что многие дети не считают историю России своей историей. А чтобы сформировать у учеников гражданскую позицию, необходимо добиться от них и, главное, в них (точнее, в сознании каждого из детей) понимания истории своего государства.

Процесс эдукации2 детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате имеет ряд условий, осложняющих его практическую реализацию.

Во-первых, воспитание и обучение в условиях школы-интерната происходит в отрыве от родного дома, от родителей. Следовательно, особое внимание необходимо уделять созданию семейно-ориентированной образовательной среды и обучению и формированию регулятивных универсальных учебных действий ( УУД).

Во-вторых, это билингвизм. Русский язык не является для учащихся родным. В тундре дети говорят на ненецком языке, поэтому владеют русским (а иногда им вовсе не владеют) только на бытовом, разговорном уровне. На мой взгляд, тема билингвизма является актуальной для большинства школ округа, поскольку Ямало-Ненецкий автономный округ многонационален и здесь остро стоит проблема обучения детей из числа мигрантов.

Итак, какие же задачи требуют в этой связи особого внимания? Прежде всего это:

реализация принципа доступности в дидактике в условиях билингвизма при преподавании истории и обществознания. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого – к трудному, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному;
поиск и применение приемов, направленных на социализацию детей из числа КМНС.

Приведу конкретные примеры, как это происходит.

Для решения задачи по упрощению сложных текстов, содержащих учебный материал, можно использовать элементы техники копирайтинга3. Основная задача активного применения в образовательной практике этой техники в упрощении большого объема текста без потери тезиса и основных смыслов. В первую очередь интересуют приемы упрощения сложных терминов, замена их более простыми. Это необходимо, для того чтобы ученики не пугались открывать и осваивать сложные тексты и впоследствии научились самостоятельно, читая текст, видеть в нем главное.

Основные методы упрощения текста – это:
– избавление от лишних слов;
– упрощение конструкций предложений;
– замена сложных слов более простыми словами-синонимами.

Приведу пример: «В целом же модернизация – длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В XIX веке процесс модернизации происходит в Западной Европе и в США и приводит к преобразованию традиционного общества в индустриальное» (Всеобщая история. История Нового времени, 1800‑1900. 8 класс. – М., 2012).

Это предложение сложное для восприятия учениками. Первый шаг: мы совместно выделяем слова, которые могут быть непонятны и неизвестны. В данном случае – «модернизация», «индустриализация», «демографические», «индустриальное». Находимы однокоренные или близкие по значению слова. К слову «модернизация» в данном случае в предложении уже есть пояснение.
Работаем с остальными сложными словами. Совместно или же самостоятельно находим эти слова в словарях, определяем значение слов и заменяем их на более простые в тексте. Получается следующее: «В целом модернизация – это процесс длительный и сложный, в его ходе на основе перехода от ручного труда к машинному изменения происходят во всех сторонах жизни общества».

В этом случае основная задача в том, чтобы дети, упрощая текст, не отходили от главного смысла. Таким образом, они получают новую информацию, пополняют словарный запас, а так как отрывок учебного текста проговаривается вслух, то это может благотворно влиять на развитие коммуникативной компетенции.

Не секрет, что у ребят вызывает затруднение запоминание исторических дат, здесь можно применять различные приемы мнемотехники, например буквенно-цифровое кодирование. Нужно обозначить цифры первыми буквами их названия и составить предложения из слов, начинающихся на эту же букву, которые по смыслу примерно характеризуют событие.

Например: Когда Воля Шагала к Крестьянам. 1 – Кол, 8 – Восемь, 6 – Шесть, 1 – Кол. Получается: 1861 год.

Этот прием можно использовать как на уроках, так и для подготовки самостоятельно.

Для решения второй и, на мой взгляд, главной задачи предлагаю использовать следующие формы работы.

Витагенная технология4 в отличие от других рассматривает жизненный опыт как основу для формирования личности. Используем следующие приемы этой технологии:

Прием стартовой актуализации. Ученикам предлагается вспомнить, сталкивались ли они когда-либо с подобными ситуациями в жизни, что они уже знают об изучаемых предмете, теме, явлении. Этот прием в учебной практике близок к известному в технологии развития критического мышления (ТРКМ) приему «Корзина идей».

Прием дополнительного конструирования незавершенной образовательной модели. Образовательной моделью в данном случае может быть незавершенное высказывание (и тогда в какой-то мере мы имеем дело с процессом лингвистического прогнозирования), предложенный элемент ситуации, к примеру неоконченная история. Например: «Я предлагаю вам историю, но она не завершена. Завершите ее».

Прием витагенных аналогий. В истории нет ничего, что не знало бы аналогов. Детям предлагается поискать аналогичные ситуации из своей жизни, жизни друзей, жизни исторических или литературных персонажей.

Работа с биографиями. Понятие личности в истории (как, собственно, и конкретную личность в истории) необходимо в первую очередь учиться воспринимать как человека, жившего во многом типичной для современников жизнью, однако благодаря стремлению преобразовывать знаниями действительность, желанию искренне помогать людям он добился уважения и стал признанным, великим человеком. Для учеников этот момент очень важен, так как многие из них в полной мере не понимают ценности, а значит, и смысла образования.

Следующий прием – это, по сути, деловая игра – погружение в историческую ситуацию. Это эмпатийный процесс5, предполагающий глагольное действие с приставкой «со-»: сопереживать, сочувствовать. Этот прием сопровождается внешними атрибутами – картины, видеоролики, музыка, наиболее ярко передающие настроения той ситуации, в которую ученикам предлагается погрузиться.

Например, учащимся 8‑го класса было предложено разделиться на две группы – крестьяне и помещики XIX века. В таком контексте была рассмотрена проблема крепостного права в стране. Каждая группа высказала свое мнение по этому поводу, затем был продемонстрирован ролик об отсталости России из-за наличия крепостного права в стране. На стадии осмысления учащимся было предложено объединиться и составить проект отмены крепостного права. Затем этот проект сравнили с оригинальным документом. Таким образом, у учеников есть возможность примерять (и, главное, проживать) различные социальные роли.

Все вышеперечисленные методики и приемы являются наиболее эффективными практиками в опыте работы педагога в школе-интернате в условиях Крайнего Севера. Существует множество методик для выявления уровня социализации и адаптации. Билл Хьюлетт, один из основателей компании «Эйч-пи», говорил так: «Нельзя управлять тем, что невозможно измерить… но всего, что измеримо, можно достичь». Результаты исследований показали, что практика действительно эффективна. Однако считаю, что важнейший показатель социализации и адаптации детей кочевых народов Севера – это свободный выход из тундры в «мир цивилизации» и такой же свободный возврат к истокам. Достижение гармонии в душе и балансе в обществе.

В завершение хотелось бы отметить, что такие учебные дисциплины, как история и обществознание, – это школьные предметы, преподавание которых не может быть сухим и скучным, потому что они напрямую связаны не только с прошлым, но и с будущим каждого из детей.

Дарья Пихтовникова, учитель высшей категории, преподаватель истории и обществознания школы №2, пос. Ханымей, Пуровский район, ЯНАО

Примечания

1 Добровольная социальная депривация – добровольная изоляция, когда люди дистанцируются от общества по собственному желанию. (Психологический словарь/ В.П.Зинченко. – М. : АСТ-Москва, 2008.)

2 Эдукация – это слитые в едином процессе воспитание и обучение, которые осуществляются в специально созданных условиях по специально разработанным программам в соответствии с поставленной целью и приводят к заранее запланированному продукту. (Педагогика: учебник для бакалавров/И.П.Подласый. – М. : Юрайт, 2013.)

3 Копирайтинг – профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов.

4 Витагенная технология – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. (Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекции// Школьные технологии. – 1998. – №3.)

5 Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение/вчувствование в переживания другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. (Термин ввел в психологию Э.Титченер, обобщивший развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориям

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте