search
main
0

От «Красной комнаты» до «Врат ада». Что обидно пропустить на фестивале фильмов об искусстве PERFORM

В программу столичного форума фильмов об искусстве были отобраны фильмы о европейском искусстве конца XIX – начала XX века: эпохе неспокойной, бурлящей разными школами, направлениями, новыми художественными формами, рассеивающей границы жанров – от импрессионизма до авангарда и поп-культа. Зрители смогут посмотреть документальные и художественные киноистории о вдохновении, жанровом своеобразии, судьбах Дали и Малевича, Клуциса и Анри Руссо, Сергея Щукина и семейства Стайн, Роберта Уилсона и Роуз Хартман, скандальных импрессионистов, российских авангардистов начала прошлого века и немецких экспрессионистов. На протяжении всего июля ленты представлены в киноцентре Октябрь, на площадках Государственной Третьяковской галереи, в музее современного искусства «ГАРАЖ» и Центре дизайна ARTPLAY. Наш корреспондент сделала свою подборку интереснейших лент фестиваля.

«Сергей Щукин. История коллекционера» Татьяны Рахмановой (52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE)

Как и многие меценаты, Сергей Щукин был выходцем из старообрядческой семьи. Совладелец и директор текстильной фирмы «Э. Циндель» и Даниловской мануфактуры, он собирал произведения импрессионистов. Благодаря ему у России есть «Голубые танцовщицы» Дега, «Пьеро и Арлекин» Сезанна, «Красная комната» Матисса, «Три женщины» Пикассо. Щукину повезло гораздо меньше Третьякова — созданный на основе его коллекций (а также собрания Ивана Морозова) после революции Государственный музей нового западного искусства просуществовал лишь до 1948 года, а после его ликвидации фонды были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Вот, пожалуй, то основное, что мы знаем о знаменитом русском коллекционере. Более полувека его имя пребывало в забвении, и фильм Татьяны Рахмановой, пожалуй, впервые досконально исследует жизнь коллекционера и трагическую историю его собрания. Документальные кадры дореволюционной России сменяются изображениями парижских салонов и рассказами научных сотрудников ГМИИ имени А.С. Пушкина и ГИМа. Мы то погружаемся в шикарные комнаты особняка мецената в Большом Знаменском переулке, где были развешаны полотна Сезанна, Гогена, Матисса, Ренуара и Пикассо, то отправляемся в путешествие в Египет и столицу Франции – в салоны художников и галеристов. То была жизнь страстного поклонника искусства, презревшего все условности современного ему мира коллекционеров. Он первый понял мастерство Анри Матисса, хотя долго колебался в покупке заказанной художнику самим собирателем знаменитой картины «Танец». Зато в итоге он повесил полотно на парадной лестнице своего особняка. Так же нелегко Щукин привыкал к «Женщине с веером» Пабло Пикассо, но и она нашла достойное место в его коллекции. Экспозиция открывшегося летом 1908 года для посетителей особняка Щукина — дома Трубецких — произвела огромное впечатление на молодое русское искусство того времени. Молодым художникам буквально «снесло крышу», когда они открыли для себя Матисса, Пикассо, Сезана и Гогена. Причем, зачастую эти произведения даже не выставлялись в Париже. Например, работы Пикассо и Матисса попадали в Москву прямиком из их студий.

Поклонник искусства, Сергей Щукин, не забывал о нём даже в самые трагические дни своей жизни, потеряв сыновей и супругу. Живопись, картины, коллекционирование, поездки в Париж дарили ему небывалый витальный заряд. Так случилось и после 1917 года… Известный меценат эмигрировал сначала в Германию, потом в свою любимую Францию, где и скончался в Париже в 1936 году. А его коллекция вопреки всем трагическим перемещениям и расформированиям представляет сейчас гордость художественного собрания России.

«Анри Руссо или расцвет современного искусства» Николя Отмана (52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE)

Незаурядного художника-самоучку Анри Руссо не зря прозвали Таможенником: 41 год он проработал клерком в таможенном департаменте Парижа. Самое удивительное даже не то, что Руссо начал рисовать в зрелом возрасте и нигде не учась, а то, что его картины заполонили экзотические, непонятно почему волнующие душу художника джунгли, где он никогда не был. Взять хотя бы его знаменитую «Заклинательницу змей» – изображенные там луна и загадочные заросли Южной Америки, словно из мифов ацтеков, черным-чёрная женщина и удивительно послушные змеи, выползающие из кустов на зов дудочки, словно гипнотизируют. Тем же очарованием сновидения окутана картина «Спящая цыганка» – дремлющая мирно женщина, рядом с ней кувшин (вероятно, в нём была вода – ведь дело происходит в пустыне) и лев. Только вот откуда тот появился в пустыне? Разгадку дал сам Руссо – он вспомнил легенду о святом Иерониме. Так почему же льву не прийти к цыганке?

Картины Руссо причисляют к наивному искусству и примитивизму. Они и вправду трогают своим простодушием, как, видимо, и их создатель в свое время. Неслучайно поэт Гийом Аполлинер написал своему другу такую необычную эпитафию (позже эти слова были выгравированы на памятнике художнику): «Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».

«Роден: divino#inferno» Бруно Авеллана (52 мин., 2016, Франция, телеканал ARTE)

Франсуа Огюст Рене Роден – признанный мастер современной скульптуры, чьи произведения проникнуты духом романтизма, реализма и импрессионизма одновременно, в молодости работал подмастерьем и декоратором. Известнейшие всему миру работы созданы мастером уже в зрелые годы, часто вдохновлённые многолетним, но фатальным и трагическим романом со своей ученицей, тоже скульптором, Камиллой Клодель. Вы знали, что «Поцелуй», «Мыслитель», «Три тени» – все эти знаменитые скульптуры Родена были созданы в ходе огромной незавершённой работы над «Вратами ада»? Изваяние грандиозное, вдохновлённое прочтением «Божественной комедии» Данте и увиденными в флорентийском баптистерии «Вратами рая» Микеланджело. Антипод последних получился мрачным, трагическим и холодным. Такой же мрачностью красок веет в фильме от оживших скульптур Огюста Родена – они словно двигаются и изламываются на твоих глазах. Пробирает до мурашек…

27 лет скульптор работал над этим заказом – композиция должна была украсить портал здания музея декоративного искусства в Париже. Почти тридцать лет знаменитый французский ваятель создавал и сам же уничтожал свои работы и эскизы. Фигуры стражников ада, грешников, льстецов и насильников, ростовщиков и любовников должны были запечатлеть царство мрачного Аида, обиталище сатаны. А на самом верху композиции Роден планировал поместить своего «Мыслителя» – образ самого великого Данте. Но неистовый художник так и не смог остановиться на достигнутом, дойти до окончательного варианта, терзаемый непрекращающимися сомнениями. И кто знает, удовлетворил бы мастера отлитый в бронзе уже после его смерти памятник?

Изображение предоставлено Еленой Барковой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте