Ежегодно Москва получает 100 новых детских садов. Но как только открывается новый детский сад, сразу возникает проблема: где взять воспитателей, которые бы отвечали всем современным требованиям и имели призвание к работе с детьми? Тут, естественно, взоры общества устремляются на педагогические колледжи. В частности, на педагогический колледж №5, где уже давно сложилась эффективная система подготовки кадров для ДОУ. Об этом рассказывает его директор Маргарита ЛЕОНТЬЕВА.
Сегодня существенным образом меняется ситуация: чрезвычайно актуально создание условий для оказания образовательных услуг, востребованных обществом. Дело в том, что большое число детей дошкольного возраста оказываются вне системы дошкольного образования из-за нехватки традиционных ДОУ, и тут нужно готовить будущих воспитателей к работе с детьми в самых разных формах. Кроме того, не секрет, что нынче окружающая среда чрезвычайно разноуровневая, поэтому и возникают совершенно разные запросы по части предоставления услуг системой образования, значит, воспитатель и к этому должен быть готов. С другой стороны, родители, которые заняты исключительно зарабатыванием денег, хотят дать своим детям хорошую подготовку к школе, ведь школьные программы нынче настолько усложнены, что, по мнению родителей, нужно многому научить детей загодя, чтобы они имели какой-то фундамент, уже приходя в первый класс. К такой позиции семьи воспитатель тоже должен быть готов. Но, самое главное, сегодня увеличивается число детей с отклонениями в здоровье, поэтому необходим индивидуальный подход в их воспитании и подготовке к школе, значит, воспитатель должен иметь необходимые знания и навыки работы с такими детьми.
Надо сказать, что во многом педагогический процесс в колледже определяется тем разнообразием ДОУ, которые нынче появляются в городе. Это муниципальные, частные (коммерческие) и домашние (семейные) детские сады. В зависимости от категории детского сада подбираются программы обучения и воспитания, число детей в группах, создается определенная психологическая атмосфера.
Традиционный государственный детский сад, на который мы долгое время ориентировались при подготовке специалистов, предлагает вполне обычный набор услуг: общеобразовательная программа, прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка. Плюс чисто государственной программы – гарантия определенного уровня развития и подготовки ребенка, минус – в том, что меньше возможностей для творческой самореализации и внедрения чего-то нового. Может быть, поэтому некоторые обычные ДОУ теперь предоставляют еще за отдельную плату и дополнительные услуги. Муниципальные детские сады выделяются достаточно большим числом детей в каждой группе. При нормативах в 15-20 человек их реальное число составляет 25. Понятно, что об индивидуальном подходе к ребенку речь зачастую просто не идет. Каким бы талантливым и добросовестным ни был педагог-воспитатель, дойти до каждого он зачастую не в состоянии просто физически.
Муниципальные сады нынче разделяются по следующим типам:
– детский сад;
– детский сад компенсирующего вида;
– детский сад комбинированного вида;
– детский сад развивающего вида;
– детский сад присмотра и оздоровления;
– детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
– дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа – детский сад»;
– дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
– дошкольные группы государственных образовательных учреждений «прогимназия»;
– центр развития – детский сад;
– дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
По форме частный детский сад не сильно отличается от муниципального: те же группы по возрастам, режим дня, занятия, прогулки. Даже помещения, которые арендуют частники, – это часто здания бывших ведомственных дошкольных учреждений, хотя могут быть и любые другие помещения, переоборудованные и приспособленные для приема детей. Частный детский сад может работать и по государственной программе обучения. Но, как правило, он предпочитает использовать опробованные альтернативные методики или внедрять свои собственные. Имея большую свободу, педагоги там могут предложить воспитанникам самые разные виды и формы дошкольного образования, которые дополняются оздоровительными, медицинскими и другими услугами. При этом свобода вовсе не означает вседозволенности и бесконтрольности. Контроль над работой негосударственных садов ведется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
В стандартный перечень занятий частного сада входят математика, чтение, знакомство с окружающим миром, иностранный (как правило, английский) язык, живопись, музыка, физкультура. Помимо этого организуются занятия с логопедом и психологом. Эти заведения, как правило, хорошо обеспечены наглядными пособиями, а также различными играми и игрушками. Число детей в группе меньше, чем в муниципальных садах, – в среднем 10-15 человек, это позволяет ребенку быстрее адаптироваться к новому месту и получить больше внимания со стороны воспитателя. Здесь вполне применим индивидуальный подход к детям, позволяющий ребенку быстрее и более полно раскрыть свои способности. Многие частные детские сады существуют при частных школах, в которых воспитанники могут потом продолжить образование. В этом случае переход от садика к школе получается более плавным и менее психологически болезненным. Дополнительными плюсами частного детского сада можно назвать более разнообразное и вкусное питание. А также удобное время работы. Большинство из них открыты с 8 утра до 8 вечера, если родитель задерживается, то можно забрать ребенка и позже, а то и вообще оставить на ночь, но в этих случаях зачастую нужно доплачивать и за сверхурочную нагрузку педагогам, и за дополнительное питание, если ребенок ужинает. Существуют и круглосуточные детские сады, устроить чадо к частникам хоть и проще, чем к муниципалам, но и здесь далеко не всегда можно найти свободные места.
В последнее время появились домашние детские сады, которые содержат либо семейные пары, либо один педагог, как правило, уже поработавший в сфере дошкольного или школьного образования. Располагаются они чаще всего на квартире воспитателей или в другом небольшом помещении. Часто подобные заведения не имеют официального статуса, родители передают детей, как говорится, из рук в руки. Забота о детях осуществляется либо силами самих организаторов, либо с помощью приглашенного воспитателя. Кроме него, обычно приглашают преподавателей иностранного языка, музыки, рисования, а также няню, повара и врача. Образовательная программа здесь присутствует, но не в таком масштабе, как в частных детских садах. Зато главный плюс такого почти домашнего дошкольного воспитания – семейная атмосфера и максимум заботы, число детей в группе здесь меньше, чем в остальных учреждениях, – в среднем 3-5 человек. Нынче в Москве начата работа по созданию домашних детских садов силами многодетных родителей: такой детский сад, с одной стороны, располагается в квартире или в доме у родителей, с другой стороны, он относится к государственному, и родители-воспитатели получают зарплату, средства на питание детей, им помогают работать по программам ДОУ.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в Москве ныне развиваются и другие новые его формы. В 2008 году в системе Департамента образования действуют:
– 125 центров игровой поддержки (в 2007 году их было 71);
– 48 служб ранней помощи (в 2007 году их было всего 10);
– 73 лекотеки ( в 2007 году их было 64);
– 894 группы кратковременного пребывания в 115 районах (в 2007 году – 755).
С каждым годом все большие объемы приобретает системное развитие инклюзивного дошкольного образования, в ДОУ уже наработан опыт включения инвалидов в среду здоровых детей, понятно, что процесс движения к инклюзивному образованию сложен и реализовываться он будет постепенно.
ДОУ оказывают москвичам разнообразные дополнительные услуги:
– различные группы развития, посещать которые можно начиная с двух-трех лет, хотя некоторые ДОУ берут и годовалых; здесь, так же, как и в детских садах, есть группы по возрастам (от раннего развития до подготовки к школе); частота посещений 1-3 раза в неделю, возможны и отдельные занятия по произвольному расписанию;
– центры с разовыми занятиями, длящимися от половины до одного часа, перечень занятий схож с частными садами: развитие речи, творческих способностей, рисование, музыка, английский язык, физкультура. В последние годы в некоторых центрах появились программы углубленных занятий спортом – теннисом, футболом. Профессиональные детские тренеры ребенка здесь не перегружают, занятия по 20-30 минут не похожи на обычные тренировки: бегай, сколько хочешь, устал – посиди, отдохни, все это закладывает основы дальнейшей спортивной подготовки.
Рассказываю все это только для того, чтобы понять, каковы граничные условия подготовки выпускников нашего педагогического колледжа. Новые формы подготовки для новых видов ДОУ появились сейчас, а мы выполняем те стандарты, которые установлены несколько лет назад, но видим на практике, как важна хорошая фундаментальная подготовка в сочетании с практической составляющей учебного процесса. Определяя наших выпускников на работу, мы видим, с каким удовольствием их берут во все типы ДОУ, в том числе в такие, где есть игротеки и группы кратковременного пребывания, а наши студенты испытывают трудности, пожалуй, только в службе ранней помощи, так как, не имея медицинского образования и опыта материнства, испытывают страх перед очень маленькими детьми.
Система подготовки будущих педагогов чрезвычайно широка:
традиционная в объеме трех лет профессиональной подготовки;
традиционная с веером специальностей;
традиционная с углублением в отдельных направлениях (детский фитнес, специализация по развитию творческой деятельности детей дошкольного возраста, компьютерные развивающие программы-игры, проект «Знайка»);
краткосрочные курсы по линии службы занятости.
Формируя личность молодого специалиста, его профессиональную многогранность, мы видим основную задачу не в изменении содержания обучения, а в технологии обучения, много внимания уделяем использованию личностно ориентированной технологии обучения, деятельностной технологии обучения, информационных технологий. Это позволяет вовлечь студента в активную познавательную деятельность, применять приобретенные знания на практике и четко осознавать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; постоянно испытывать свои интеллектуальные, физические, нравственные силы для решения возникающих проблем; умение их решать совместными усилиями, выполняя разные социальные роли.
Нельзя не отметить нарастающую роль развития способности студента, молодого специалиста к самообразованию. Способность выявлять пробелы своих знаний и умений при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности – необходимое условие развития будущего педагога.
Если проанализировать базы педагогической практики студентов дошкольного отделения, то можно сразу увидеть, что студенты имеют возможность познакомиться со всеми типами (кроме семейного) детских образовательных учреждений и с большинством ДОУ (см. таблицу).
Система дополнительного образования в колледже для студента направлена прежде всего на то, чтобы он смог применить все полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.
В нашем колледже своя особенность: вот уже сорок лет есть детская комната для студентов вечернего отделения, имеющих детей, и все студенты дошкольного отделения, обучаясь на 2-3-м курсах на базе 9 классов, в рамках стажировки работают с детьми вечерников, число которых в группе доходит до 5-7. (Чем это не группа кратковременного пребывания разновозрастных детей?) Студенты планируют работу с этими детьми, стараются ее разнообразить, чередовать активную деятельность с пассивной. Вся работа проходит под контролем заведующей вечерним отделением, студенты при этом фактически готовятся к работе с детьми в кратковременном режиме пребывания в ДОУ и в то же время к работе с разновозрастными детьми, которые могут оказаться вместе в прогулочной группе, в семейном детском саду. Много лет (с небольшим перерывом) мы готовим на краткосрочных курсах колледжа (4-6 месяцев) гувернеров для работы в семьях. Остался опыт подготовки специалистов по специальности 0315, поэтому нам теперь пригодились все те наработки, что появились в этой области.
Сегодня все чаще говорят о том, что воспитатели ДОУ должны иметь высшее образования, и наши выпускники поступают на вечернюю форму обучения в городские педагогические вузы по специализации, полученной в колледже.
Чтобы картина не казалась очень благостной, скажу, что у нас есть и немало проблем: необходимо при сохранении традиционного содержания найти подходы к освоению будущими специалистами новых технологий в работе с детьми, умений быстро адаптироваться к любым условиям разных видов учреждений, владению разнообразными практическими приемами увлечения и обучения детей. Отсутствие единства в действиях внутри системы дошкольного образования Департамента образования, ДОУ, повышения квалификации (специалисты для детей раннего возраста, предшкола и так далее) пока не помогает повышению качества подготовки наших выпускников. К тому же есть противоречия между четкими требованиями стандарта образования по специальности и необходимостью поиска резерва времени для подготовки специалистов новых направлений. И для этого, и для решения многих других проблем архинеобходимо пополнять кадры колледжей новыми кадрами и существенным образом обновлять их материальную базу.
– центр развития
Комментарии