В четыре раза выросло количество запросов, связанных с развитием речи по сравнению с июлем 2023 года, говорится в аналитике «Яндекс.Вордстат». Рост также коснулся запросов, связанных с ораторским искусством, сторителлингом и подготовкой к публичным выступлениям. Редакция Сетевого издания «Учительская газета» поговорила с Анной Волковой, основателем школы русского языка и развития речи, о том, почему россияне все больше интересуются развитием речевых навыков, и какие методы обучения она использует для достижения наилучших результатов.
– В чем, по вашему мнению, основные проблемы текущей образовательной системы в контексте развития коммуникативных навыков у детей?
– Образовательная система придумывает много полезных форматов: исследования, проектная деятельность, школьные и студенческие презентации. Так, по задумке министров, можно научить анализировать, выстраивать стройную речь и выступать. На практике же чаще всего детям выдается задание, а дальше – как хотите. В школах не учат создавать контент для социальных сетей и привлекать аудиторию, а позже, во взрослом мире, от нас требуют проявленности, если хочется выстраивать вокруг своей экспертности личный бренд. Вырастая, нам нужно представлять идеи перед инвесторами и руководством, питчить стартапы. Или вести убедительную самопрезентацию и емко отвечать на вопросы работодателя. Даже межличностное общение: убеждение, аргументация – требуют развитых коммуникативных навыков. При этом большинство школ продолжают делать основной упор на грамматике и теоретических знаниях, а также написании сочинений на базе однотипных клише.
– И что делать?
– Нужно интегрировать навыки публичных выступлений и коммуникации в учебный процесс, начиная с младших классов, и развивать их параллельно с традиционными предметами. Например, у нас в школе есть уроки сторителлинга, на которых учащиеся учатся создавать и рассказывать свои истории, а также разрабатывать презентации на различные темы на базе моего опыта работы в TED. Важно создать практические занятия, которые помогут детям применять знания в жизни и развивать уверенность в себе.
– Как вы пришли к такому подходу?
– Я никогда не изолировалась только в преподавании, всегда стремилась смотреть на практическое применение навыков. Начинала я как журналист. Эта работа научила меня критически мыслить и проверять факты. Потом я тренировала спикеров. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь людям выстроить логичную и эмоционально насыщенную презентацию своих идей. Сейчас я работаю коммуникационным стратегом в TED. Здесь важно стратегически мыслить, понимать аудиторию и адаптировать свои сообщения под конкретные цели и контексты. В какой-то момент на стыке филологии, коммуникационных стратегий и помогающих практик появились мои авторские курсы, которые объединили весь мой опыт. Эти курсы стали платформой для создания уникальной методики, которая вскоре выросла в школу «Нарриторика».
– Расскажите, пожалуйста, об индивидуализированном подходе к ученикам и использовании инновационных инструментов.
Для детей и взрослых с особыми потребностями важно создать среду, которая учитывает их уникальные особенности и помогает им раскрывать свой потенциал. Поэтому так важны индивидуализация, использование современных технологий и научных исследований.
Мы разработали уникальную методику, аналогичную глубинным интервью при проведении бизнес-исследований (casdev), которая учитывает разнообразные когнитивные и поведенческие предпочтения детей, их интересы, хобби и особенности. Искусственный интеллект помогает адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности каждого ребенка, особенно если у него есть особенности, такие как СДВГ, дислексия, дисграфия, ЗРР. Мы активно внедряем передовые исследования и ведем собственные научные изыскания для создания эффективных образовательных программ.
Для поддержания фокуса детям предлагается множество различных подходов. Например, некоторые могут заниматься стоя, а не сидя, что позволяет им оставаться более сконцентрированными. Используем сенсорные подушки и резинки для снятия напряжения, что помогает детям с СДВГ справляться с беспокойством и улучшать концентрацию. Ребятам, которым необходимо больше двигательной активности, предлагаются перерывы на физические упражнения и использование сенсорных дорожек.
Для учащихся разработаны и внедрены специальные упражнения, снимающие стресс: дыхательные техники, упражнения на расслабление мышц и медитации. Они позволяют достигать лучших результатов даже в рамках групповых занятий. Кроме того, используются игровые методики, которые помогают детям учиться в интерактивной и увлекательной форме.
Благодаря собственным исследованиям отслеживаются результаты как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе (в течение одного урока) отмечено улучшение концентрации и вовлеченности детей на 25-30%. В среднесрочной перспективе (от месяца до года) наблюдается значительный прогресс в академической успеваемости на 40-50% и развитии социальных навыков на 35-45%. В долгосрочной перспективе (ученики, занимающиеся в школе три года и больше) фиксируются устойчивые улучшения в критическом мышлении на 50-60%, эмоциональном благополучии на 45-55% и общей социальной адаптации на 50-60%. Общее эмоциональное благополучие детей значимо для их развития и социальной адаптации.
– За счет чего удается развивать социальную адаптацию учеников с дополнительными потребностями?
– Мы помогаем детям не только работать по схеме «учитель-ученик», но и учиться распределять роли, понимать, что такое тимбилдинг и тактическая коммуникация. На базе этих групповых занятий создаются различные форматы дебатов, дискуссий, симуляций научных конференций и защит проектов. Например, каждый месяц проводится не менее пяти таких мероприятий, что позволяет каждому ученику активно участвовать в процессе. Это помогает развивать навыки, необходимые для будущей профессиональной жизни. Статистические данные показывают, что 85% детей, участвующих в таких занятиях, демонстрируют значительное улучшение в критическом мышлении и социальной адаптации. Исследование корреляции между улучшением навыков ораторского искусства и успеваемостью показало, что дети, активно участвующие в таких занятиях, проявляют на 30% больше инициативы и чувствуют себя на 25% увереннее в школе.
– Вы упомянули ораторское искусство. Можете ли вы рассказать о конкретных примерах того, как ваши методы работают на практике и какие результаты уже видны?
– Как показали исследования, традиционные методики преподавания литературы часто не вдохновляют детей на полноценное чтение. Они предпочитают краткие изложения или используют технологии для получения готовых ответов. Новый подход, основанный на сторителлинге, вовлекает учеников в процесс создания и презентации собственных историй. Этот метод позволяет им глубже понимать классические произведения и развивать креативное мышление.
На практике это выглядит так: ученики изучают классическое произведение, а затем создают свои истории, вдохновленные прочитанным. Например, после изучения классического произведения мы предлагаем ученикам создать Instagram*-страницу для выбранного персонажа, разработать визуальный ряд и написать публикации от его имени, представляя, что бы он думал и чувствовал, находясь в современном мире. Этот процесс помогает им глубже понять мотивацию героев и исторический контекст произведения.
Результаты впечатляющие. Учителя отмечают рост интереса к чтению и улучшение навыков письма у учеников. Один из ярких примеров – ученица, которая никогда не проявляла интереса к литературе, после прохождения нашего курса начала активно участвовать в литературных конкурсах и получила несколько наград за свои работы. Она также сдала сложный экзамен по русскому языку и литературе в Швейцарии и поступила на бюджетное место в Парижский университет искусств. Именно высокие баллы по русской литературе помогли ей поступить на бюджет.
– Получается ли в последствии у учеников применять навыки, полученные на уроках чтения, в самопрезентации и публичных выступлениях? Предлагают ли педагоги какие-то конкретные техники, чтобы помочь подросткам преодолевать страх перед аудиторией?
– Педагоги проводят ролевые игры и симуляции публичных выступлений, конференций или дебатов. Это позволяет ученикам привыкнуть к выступлениям перед аудиторией и получить конструктивную обратную связь.
Ребят также обучают использовать различные платформы для самопрезентации. Они учатся создавать контент, который отражает их личные и профессиональные интересы. Это помогает им не только развивать навыки публичных выступлений, но и формировать свой личный бренд.
Результаты наших программ показывают, что ученики становятся более уверенными и готовы к любым вызовам в учебе и будущей карьере. Один из наших учеников, ранее испытывавший сильный страх перед выступлениями, после прохождения курса смог уверенно представить свой проект на научной конференции и получил высокую оценку жюри.
– Современные школы часто не могут адаптировать учебные материалы для различных возрастных групп и уровней владения языком. Как ваши адаптированные учебные материалы помогают удерживать внимание старшеклассников и взрослых, повышая их мотивацию к обучению?
– В системе образования огромное количество детей билингвов и мультилингвов, для которых русский язык является вторым или третьим, а также детей с особенностями развития (нарушения слуха, ЗРР). Например, ребенок может прийти в 14 лет и начать учить язык с нуля, имея сохранный интеллект и интересы, соответствующие возрасту. Очень мало методических руководств учитывают интересы подростка, необходимость детских картинок и текстов для изучения языка. Поэтому старшекласснику и взрослому сложно удержать внимание.
Мы адаптируем учебные материалы для взрослых учащихся, используя современные технологии. Искусственный интеллект помогает обновлять методические пособия, учитывая последние изменения в интересах и трендах, что делает обучение более привлекательным. Например, включение современных текстов и культурных референсов помогает удерживать внимание учеников и повышает их интерес к учебе.
– Как современные технологии помогают вам в обучении публичным выступлениям и развитию коммуникативных навыков?
– Виртуальная реальность активно используется для обучения публичным выступлениям и навыкам коммуникации. Она позволяет детям безопасно практиковать выступления перед виртуальной аудиторией, что значительно снижает страх и повышает уверенность. Например, ученики могут выступать в различных виртуальных залах, от школьных классов до больших конференц-залов, адаптируя выступления к разным аудиториям. Идея включения VR-технологий в образовательный процесс позволила повысить эффективность запоминания учениками на 30%.
Кроме того, исследования влияния социальных сетей на развитие коммуникативных навыков показали, что активное использование соцсетей может как положительно, так и отрицательно влиять на умение общаться. На основе полученных данных мы даем практические рекомендации, которые помогают учащимся использовать социальные сети для улучшения своих навыков общения, избегая при этом негативных аспектов. Например, методы активного слушания и конструктивной обратной связи ученики могут применять в онлайн-общении. Благодаря этим подходам они развивают более глубокие и эффективные коммуникативные навыки.
– Как адаптация курсов под интересы учащихся помогает улучшить их мотивацию и результаты в обучении?
– Курсы, адаптированные под интересы детей, помогают эффективно работать с возражениями и нежеланием заниматься учебой. Курсы разрабатываются на основе увлечений учеников, будь то музыка, искусство или спорт. Например, если ребенок любит слушать рэп, мы адаптируем курс под тексты современных исполнителей, что помогает избежать антагонизма к учебе. Если ребенок увлекается рисованием, курс включает теоретические и практические знания по живописи и искусству.
Включение современных текстов и культурных референсов удерживает внимание учеников и повышает их мотивацию к обучению. Благодаря таким подходам дети развивают не только академические, но и коммуникативные навыки, критическое мышление и уверенность в себе. Эти инновационные методы способствуют гармоничному развитию каждого ребенка и помогают готовить их к успешной личной и профессиональной жизни.
– Опираясь на ваш опыт судейства, какие советы вы могли бы дать начинающим преподавателям русского языка? На что им стоит обратить внимание в первую очередь?
– Я на своих лекциях коллегам всегда говорю: современное образование требует T-shaped специалистов, то есть специалистов с сильной экспертизой в узкой теме и широкими кругозором в смежных областях: от психологии и дефектологии до маркетинга и менеджмента. Потому что процесс пересмотра концепций «сверху» может занимать десятки лет, тогда как инициативы на местах можно внедрять уже сейчас.
Еще один важный совет, который может показаться избитым – обязательно работать с собственным ресурсом, чтобы не выгорать и оставаться безопасным взрослым. Чтобы не наступило выгорание, важно ставить перед собой разнообразные сложные задачи требующие исследования, новаторства. Чтобы поддерживать ресурс, важно регулярно проходить супервизию, много спать, заниматься спортом, находить единомышленников, которые будут поддерживать и давать вектор, и не зацикливаться на работе, а искать вдохновение из междисциплинарного обучения (от антропологии до музыки).
– Как вы поддерживаете свою мотивацию и что вас заряжает энергией для новых свершений?
– Меня вдохновляет время, в котором мы живем: еще никогда у человечества не было такого количества возможностей для развития. Поэтому я постоянно обучаюсь: читаю книги, беру наставничество у лучших экспертов, повышаю квалификацию, чтобы расширять горизонты и находить свежие идеи для работы.
Мне нравится внедрять новые методики и технологии в образовательный процесс. Так, недавно я слушала курс по нейробиологии мозга в Сambridge, чтобы при создании следующих курсов опираться на последние исследования мозга. Это натуральная демиургия и чистое творчество, которое, на мой взгляд, и является одним из условий для создания инновационных продуктов на стыке нескольких дисциплин.
Еще один сильный мотиватор – это видеть прогресс и успехи моих учеников. Их достижения и благодарность дарят мне уверенность в том, что моя работа имеет значение.
*Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская
Комментарии