search
main
0

От каждого по темпераменту

Методика определения личности школьника для развития его когнитивных способностей

Основным постулатом методики креативного шахматного образования является комплексный подход к развитию когнитивных способностей и продуктивный метод обучения младших школьников. Напомню, что когнитивные способности – это совокупность всех познавательных психических процессов личности, ответственных за принятие, обработку, сортировку, запоминание, хранение и воспроизведение информации. Их развитие в младшем школьном возрасте неразрывно связано со становлением и интеллектуальным развитием личности.

В игре качества личности проявляются особенно ярко. Фото Вадима МЕЛЕШКО

На основе учения Пиаже Ирина Якиманская разработала систему личностно ориентированного обучения, в которой определены основные цели общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуума в учебном процессе. По мнению Ирины Сергеевны, «личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».

Но перед каждым наставником (воспитателем, учителем) возникает вопрос: как, каким образом, по каким критериям определить личность ученика и обучать его по соответствующей его личности методике? Ответа на него в научной литературе пока еще найдено не было.

И тогда на свой страх и риск мы разработали триединое тестирование личности младших школьников на основе их подготовленности к занятиям, их характера и темперамента. Были проведены соответствующие исследования, результатом которых явилась диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Дальнейшее развитие тема получила в монографиях автора, посвященных разработке концепции креативного шахматного образования младших школьников, методики креативного шахматного образования младших школьников и методологии креативного шахматного образования младших школьников.

Триединый подход к тестированию личности младших школьников на основе их подготовленности к занятиям, их характера и темперамента подразумевает следующие моменты:

  1. Подготовленность к занятиям оценивается по модифицированному тесту Керна – Йирасека.
  2. Характер определяется по тесту Люшера и специально разработанному совместно с кафедрой общей психологии МГУ тесту определения характера по привычкам.
  3. Для определения преобладающего типа темперамента и выявления в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А.Беловым в 1971 году. Автор адаптировал названные тесты к их применению для младших школьников.

Если тесты Керна – Йирасека и Люшера общеизвестны, то метод А.Белова требует подробного рассмотрения.

В типологии темпераментов выделяют четыре основных типа: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Но сегодняшняя наука выяснила, что названных типов в чистом виде практически нет. Как правило, темперамент каждого человека представляет собой конгломерат всех четырех типов, тех или иных черт каждого типа темперамента, взаимосвязи темпераментов. В чистом виде отдельные типы темперамента встречаются крайне редко. Тем не менее охарактеризуем чистые типы темпераментов.

Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Холерику свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, холерик склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональном возбуждении. При обучении схватывает все на лету, запоминает надолго.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. При обучении быстро усваивает новый материал, но если он ему неинтересен, то забывает его. Если материал заинтересовал, то задает дополнительные, уточняющие вопросы, строит аналогии.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться положительными чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. Новый материал воспринимает медленно, восприятие материала облегчают аналоги даже из смежных областей знаний. Но зато полученные знания остаются в памяти надолго.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствуют глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают. Во время объяснения нового материала может отвлечься по любому поводу. А если материал неинтересен, то просто перестает слушать дальнейшие объяснения и отвлекается на посторонние дела.

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, отличающиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Ученику последовательно предъявляются четыре карточки, каждая из которых содержит по 20 вопросов, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Ученику требуется внимательно прочитать вопросы и поставить знак «+», если он считает, что это свойство ему присуще, и знак «–», если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ставится знак равенства «=».

 

Обработка результатов.

  1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке (Ах, Ас, Аф, Ам) отдельно, после чего просуммировать полученные данные А = Ахсфм.
  2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу:

Тх = (Ах : А) х 100; Тс = (Ас : А) х 100;

Тф = (Аф : А) х 100; Тм = (Ам : А) х 100,

где Тх, Тс, Тф, Тм – типы темперамента;

Ах, Ас, Аф, Ам – число положительных ответов по карточкам;

А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:

Т = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический и на 21% меланхолический.

Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет более чем сорок процентов, то считается, что данный тип темперамента является доминирующим.

Многолетняя апробация методики определения личности младшего школьника для дальнейшего развития его когнитивных способностей (на примере обучения шахматной игре), доказавшая свою практическую востребованность, дает основание для рекомендации ее применения в качестве пилотного проекта по общеобразовательным предметам в начальной школе.

При этом предлагается в качестве экспериментальной площадки использовать внеурочные занятия, принимая во внимание следующие обстоятельства:

на внеурочные занятия приходят ученики, достаточно мотивированные для занятий;

группа учеников на внеурочных занятиях колеблется в количестве порядка 10 человек, что достаточно для апробации разработанной наставником методики обучения;

в то же время группа численностью в десять человек компактна, и наставнику не составит больших усилий разработать необходимое количество методик личностно ориентированного обучения.

Наставник должен учитывать особенности личности учеников, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций и возможного стресса.

Хороших или плохих личностей не существует. Поэтому при работе с учеником усилия наставника должны быть направлены не на исправление личности ученика, а на грамотное использование достоинств и преимуществ его личности с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.

Полученные положительные результаты внедрения авторской методики в практику внеурочной деятельности младших школьников позволили автору довести до научной общественности концепцию методики с надеждой, что принципы этой методики личностно ориентированного обучения целесообразно адаптировать к обучению младших школьников общеобразовательным предметам.

Виталий ПОЛОУДИН, сотрудник Научно-методического центра креативного шахматного образования младших школьников, кандидат педагогических наук

 

Список литературы

  1. Авербах Ю.Л., Полоудин В.А. Азбука креативного шахматного образования младших школьников. Учебное издание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015, 224 с. ISBN 978-5-222-22703.9. Ссылка для ознакомления yadi.sk/i/TMy29DUN7lOk9w
  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб. : Питер, 2004, 192 с. ISBN 5-94723-096-8.
  3. Полоудин В.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников». – М. : РГУФК, 2007, 192 с.
  4. Полоудин В.А. Методология креативного шахматного образования. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Ала­тор­цева, 2013, 137 с.; ISBN 978-5-905968-02-2.
  5. Полоудин В.А. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников. Издание второе, исправленное и дополненное. – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева, 2013, 195 с.; ISBN 978-5-905968-04-6.
  6. Полоудин В.А. Шахматное образование младших школьников. Методические рекомендации – М. : Научно-методический центр шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. В.А.Алаторцева, 2012, 114 с.; ISBN 978-5-9903682-1-7.
  7. Полоудин В.А. Шахматы: Сборник примеров, задач и упражнений. – Ростов н/Д : Феникс-Т, 2019, 219 с., ил 633. ISBN 978-5-907002-18-0.
  8. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие/Сост. Е.Е.Миронова – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005, 155 с.
  9. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М. : «Сентябрь», 2000, 176 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте