search
main
0

От итогов к планам

Вопрос о выстраивании образовательной траектории, которая обеспечивала бы успешность каждого ученика, стоит перед современной школой не первый год. Понятие «успешность» в данном контексте связано прежде всего с максимальной реализацией внутреннего потенциала ученика.

Интересы и способности детей, разумеется, неодинаковы, поэтому ключевым в образовательном подходе становится критерий индивидуальности. Чтобы обучение школьника было осмысленным и не только представляло для него практическую ценность, но и приносило ему радость открытий, необходимо предложить каждому индивидуальную образовательную траекторию, которая учитывала бы его особенности.

В разрезе новых ФГОС ребенок становится субъектом образования, то есть активным участником этого процесса: он принимает непосредственное участие в выборе направления, руководствуясь своими предпочтениями и способностями, и несет за этот выбор ответственность. Однако важную роль в самоопределении ученика играет и школа, ее задачи заключаются не только в предоставлении широкого спектра возможностей. Школа должна стремиться создать вокруг ребенка пространство, которое стимулирует в нем чувство ответственности за качество своей жизни, обеспечивает баланс между социальными и индивидуальными потребностями обучающегося. Следовательно, современную школу нельзя представить без экспериментов, исследований, изобретений и проектов, без команды, которая помогает ученику ориентироваться в многообразии программ.нтересы и способности детей, разумеется, неодинаковы, поэтому ключевым в образовательном подходе становится критерий индивидуальности. Чтобы обучение школьника было осмысленным и не только представляло для него практическую ценность, но и приносило ему радость открытий, необходимо предложить каждому индивидуальную образовательную траекторию, которая учитывала бы его особенности.

Одна из главный ролей в этом вопросе отводится классному руководителю. Имея возможность находиться с каждым учеником своего класса в непосредственном диалоге, он наиболее полно представляет особенности его личности, жизненные установки и способы его коммуникации с окружающим миром. Все эти факторы в равной степени важны при выборе вектора своего развития, поскольку профессиональное направление должно быть созвучно внутреннему «я» ученика. При установлении доверительного контакта с учеником классный руководитель может указать на его сильные и слабые стороны, акцентировать внимание на его поведенческой стратегии, описать его подходы к выполнению различных задач, одним словом, стать тем взглядом со стороны, который так необходим ученику на этапе поиска своего предназначения.

Выбору верного профиля способствует и модернизация системы образования, которая предусматривает переход образовательных учреждений на новые варианты учебных планов, основными идеями которых являются сохранение и развитие вариативной системы общего образования на разных его уровнях, использование модульного подхода к построению различных курсов (введение углубленного изучения отдельных предметов в классах вертикалей на уровне основного общего образования, профильное обучение на уровне средней школы в рамках реализации проектов предпрофессионального образования), усиление интегративного подхода в организации учебного процесса, развитие практической направленности образовательного процесса (практикумы, эксперименты, конференции и другие формы групповой работы в специальных лабораториях, полигонах), увеличение курсов по выбору обучающегося и курсов внеурочной деятельности, предполагающих проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Чтобы все эти идеи воплотились в жизнь и стали для ученика настоящим подспорьем в выборе будущей профессии, их необходимо поэтапно реализовывать: в 5‑м классе ребенок выбирает направленность, начиная с 7‑го класса в его программу вводится углубленное изучение отдельных предметов, а в 10‑11‑м классах он занимает свое место в одном из классов городских проектов предпрофессионального образования.

Здесь важно отметить, что разработанные городом образовательные стандарты и правила приема в классы проектов устроены таким образом, что каждый обучающийся имеет возможность при желании сменить свою образовательную траекторию. Это обеспечивает необходимую свободу для ученика, дает ему ощущение постоянного развития.

О том, как полученные результаты позволяют нам конструировать будущее, читайте в этом номере «Учительской газеты-Москва».

Ирина УЛЬЯНОВА, директор Школы в Капотне, председатель межрайонного совета директоров №15

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте